Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение плана счетов как основы бухгалтерского учета, а так же обобщение знаний программы курса и выполнение практических заданий по классификации хозяйственных средств, составлению бухгалтерского баланса, влиянию на бухгалтерский баланс хозяйственных фактов (операций), составлению корреспонденции счетов.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи данной работы:
раскрыть сущность и назначение Плана счетов;
описать действующий План счетов;
описать направления совершенствования Плана счетов.
Введение
1. Понятие и общая характеристика плана счетов
1.1 Понятие плана счетов бухгалтерского учета и его характеристика
1.2 Возникновение плана счетов бухгалтерского учета, его виды (по отраслевым признакам), подходы к формированию единого и рабочего плана счетов (матричный, линейный, иерархический способы)
2. Построение плана счетов бухгалтерского учета
2.1 Построение плана счетов бухгалтерского учета и характеристика разделов счетов
2.2 Сравнительный анализ плана счетов в историческом развитии
2.3 Анализ планов счетов, применяемых в международной практике
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
План счетов бюджетного учёта является одним из средств реализации государственной учётной политики.
Действующий на данный момент план счетов бюджетного учёта утверждён Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 года № 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
Номер счёта Плана счетов бюджетного учёта состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счёта Плана счетов бюджетного учёта используется следующая структура «см. табл. 1.1»
Таблица 1.1
Структура формирования номера счёта Плана счетов
бюджетного учёта
Номер разряда |
Расшифровка разряда |
1 - 17 |
код классификации доходов бюджета, ведомственной, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (без кода классификации операций сектора государственного управления - КОСГУ) |
18 |
код вида деятельности: - бюджетная деятельность - 1; - приносящая доход деятельность - 2; - деятельность со средствами,
находящимися во временном |
19 - 21 |
код синтетического счета Плана счетов бюджетного учёта |
22 - 23 |
код аналитического счета Плана счетов бюджетного учёта |
24 - 26 |
код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) |
Разряды 18 – 26 образуют код счета бюджетного учёта. Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счёта Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учёта по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учёте корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по бюджетному учёту (6).
3. План счетов бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности организаций (общий).
С 2001 — действует новый План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждённый Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года № 94н (1).
Одной из важнейших проблем
Согласно п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (8).
Конструирование рабочего плана счетов должно включать ряд последовательных этапов и операций:
- выбор признака выделения счетов;
- определение числа уровней обобщения информации и критериев отнесения счетов к разным порядкам;
- выделение счетов и их ранжирование;
- выбор системы кодирования
счетов и сам процесс
- выбор формы представления рабочего плана;
- содержательное описание рабочего плана.
На первом этапе производится выбор признака выделения счетов, по которому в дальнейшем будет осуществляться классификация составляющих понятия "кругооборот средств организации". При этом следует исходить из поставленной перед бухгалтерским учетом цели, а также системообразующих признаков, обеспечивающих целостность и единство его организации.
Второй этап заключается в построении принципиальной структуры рабочего плана счетов. Здесь устанавливается количество уровней иерархии счетов и их соподчиненность, т.е. вертикальный разрез информационной системы учета. Определяются критерии для разграничения синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов различных порядков.
Следующий этап связан с осуществлением комплекса операций по составлению перечня счетов, подлежащих включению в рабочий план счетов, их систематизации и ранжированию в соответствии с критериями, выбранными на втором этапе.
Последующие этапы подразумевают
доведение составленного
Существует три основных подхода к построению плана счетов:
1. Линейный подход - счета перечисляются в определенном порядке. Составители такого плана счетов стремятся привязать логику его построения к структуре статей бухгалтерского баланса или к кругообороту хозяйственных средств. В таком плане не применяются субсчета, что упрощает выбор корреспонденции и аналитический учет. Недостаток этого подхода в том, что количество синтетических счетов и их корреспонденции велико, не обеспечивается достаточная свобода для введения новых информационных позиций.
2. Матричный подход - все счета, входящие в рабочий план счетов, разделены на группы и подгруппы, в которых выделяются подклассы, подгруппы счетов и сами счета. В чем достоинство такого построения плана? Этот план счетов имеет значение не только для отдельных хозяйственных единиц, но и для сводки информации на уровне всего хозяйства, он позволяет сделать последовательное разложение того или иного класса счетов и дает возможность выделить в пределах данного класса те счета, которые необходимы в конкретном хозяйстве. Недостатки такого плана состоят в том, что количество синтетических счетов велико, синтетический учет зачастую подменяет аналитический, что увеличивает число корреспонденции. В таком плане счетов велика размерность кода синтетического счета.
3. Иерархическое построение плана счетов. Рабочий план счетов предполагает минимальное число синтетических счетов при максимальном выделении информационных признаков в субсчетах. В каждом синтетическом счете можно открыть от 2 до 10 субсчетов без существенного увеличения размерности кода. Субсчета вводятся организациями, что намного уменьшает зависимость плана счетов от его централизованного утверждения и увеличивает степень свободы при формировании информационной структуры бухгалтерского учета в отдельных отраслях хозяйства без утраты ее единообразия в синтетическом учете (4).
Таким образом, рабочие
планы счетов могут строиться
по-разному и включать в себя различный
перечень счетов в зависимости от
принятой методики отражения данных
на счетах и формирования обобщающих
показателей в системе
При построении рабочего плана счетов организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Счета системного учета кодируются двумя знаками от 01 до 99, а забалансовые счета тремя знаками от 001 до 011. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I "Внеоборотные активы", раздел II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III-VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому. «см. табл. 2.1»
Счета I раздела «Внеоборотные активы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.
В данный раздел включены счета для учета средств труда, составляющих материально-техническую базу предприятия, нематериальных активов, а так же капиталовложений.
Таблица 2.1
Структура российского Плана счетов
Объекты хозяйственной деятельности |
Номера разделов |
Наименование разделов |
Коды счетов |
1. Финансовые (экономические) результаты |
I |
Внеоборотные активы |
01—09 |
II |
Производственные запасы |
10—19 | |
IV |
Готовая продукция и товары |
40—49 | |
V |
Денежные средства |
50—59 | |
VII |
Капитал |
80—89 | |
2. Процесс производства |
III |
Затраты на производство |
20—39 |
3. Финансовые результаты |
VIII |
Финансовые результаты |
90—99 |
4. Финансовые отношения |
VI |
Расчеты |
60—79 |
5. Объекты, не принадлежащие предприятию |
Забалансовые счета |
001—011 |
Это счета 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Так же входят счета 03 «Доходные вложения
в материальные ценности», 07 «Оборудование
к установке», 09 «Отложенные налоговые
активы», используемые для учета
доходных вложений в материальные ценности
и накопляемой амортизации
Сальдо данных счетов учитывается
в разделе баланса «
При этом все счета данного раздела являться активными счетами, кроме счетов 02 «Амортизация основных средств» и счета 05 «Амортизация нематериальных активов», которые являются пассивными.
Счета раздела II «Производственные запасы» предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве, либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).
К данному разделу относятся счета 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», являющиеся активными и счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», являющиеся пассивными.
Счета раздела III «Затраты на производство» предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). Одни счета используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); другие же счета применяются для группировки расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется при помощи специально открываемых отражающих счетов.
Все счета данного раздела являются активными.
Счета раздела IV «Готовая продукция и товары» предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров, учета части хозяйственных средств, находящихся в сфере обращения (в процессе доведения готовых продуктов от производителя до покупателя), а так же для учета затрат, связанных с приобретением продукции в сфере обращения.
Все счета данного раздела активные, кроме одного Счет 42 «Торговая наценка». Он является пассивным.
Счета раздела V «Денежные средства» является активными.
Они предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.
Информация о работе План счетов бухгалтерского учета: назначение и структура