Планирование аудита с применением аналитических процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основные теоретические и организационные аспекты подготовки и планирования аудиторской проверки, а также определить направления их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и изучить следующие задачи:
1. Изучить условия подготовки, форму и содержание письма-обязательства, порядок определение объема аудиторской проверки, порядок и особенности заключения договора на проведение аудиторской проверки и оказание иных аудиторских услуг, порядок оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита, порядок определения уровня существенности, порядок оценки аудиторского риска;
2. Изучить предварительный этап планирования, содержание и порядок подготовки общего плана и программы проведения аудита;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГЛАЗОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
1.1Организационно-правовая форма и структура управления 5
1.2 Основная деятельность предприятия 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
2.1 Этапы аудиторской проверки 8
2.2 Содержание общего плана и программы проведения аудита 14
3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЛАЗОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
3.1 Показатели, характеризующие деятельность организации, влияющие на объем аудиторской проверки 21
3.2 Составление тестов и расчет уровня существенности 24
3. 3 Общий план и программа аудита 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

аудит курсовая - копия.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Аудиторские процедуры  по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому  разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих  документах, - фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:

• нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации  сомнительных документов?

• выходит ли сделанное  наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?

• удовлетворителен ли уровень  существенности при проведении проверки?

• существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения, беспокоящие клиента?

•  полностью ли применены в  данной ситуации употребляемые способы  оценки деятельности экономического субъекта?

• по плану ли осуществляется аудиторская  проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей?

Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.

По окончании процесса планирования аудита общий план и  программа аудита должны быть оформлены  документально и завизированы в установленном порядке. [8] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЛАЗОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

 

3.1 Показатели, характеризующие деятельность организации, влияющие на объем аудиторской проверки

 

Оценка экономического потенциала определяется коэффициентом  устойчивости роста:

К = ЧП(стр. 190 ф.2 )/СК(стр490 ф.1)=1117/20= 55,85 (2011)

К = ЧП(стр. 190 ф.2 )/СК(стр490 ф.1)=3765/(-1097)= -3,43 (2010)

Таким образом,из за увеличения СК деятельность улучшается, проводится рациональная  дивидендная политика, реинвестирования прибыли на развитие деятельности увеличивается.

Оценка доходности основной деятельности рассчитывается через  коэффициент рентабельности продаж:

К= П(стр.050 ф.2)/В(стр.010 ф.2)=3413/52491= 0,065  (2011)

К= П(стр.050 ф.2)/В(стр.010 ф.2)=7199/54834= 0,1312  (2010)

Прибыль предприятия  в отчетном году уменьшается.

Изменение рентабельности продаж:

Влияние изменения выручки:

(В1- С0 – У0 – К0) / В1)  - (В0-С0 – У0 – К0)/В0) =(52491-45552-2083)/52491)-(54834-45552-2083)/54834=-0,03878(-3,878)

Влияние изменения себестоимости:

(В1- С1 – У0 – К0) / В1)  - (В1-С0 – У0 – К0)/В1) =(52491-47663-2083)/52491-(52491-45552-2083)/52491=-0,04022(-4,022)

Влияние изменения управленческих расходов:

(В1- С1 – У1 – К0) / В1)  - (В1-С1 – У0 – К0)/В1) =(52491-47663-2083)/52491-(52491-47663-2083)/52491=0

Влияние изменения коммерческих расходов:

(В1- С1 – У1 – К1) / В1)  - (В1-С1 – У1 – К0)/В1) =(52491-47663-1415)/52491-(52491-47663-2083)/52491=0,0127(1,27%)

Сумма влияния факторов = Всего изменение рентабельности продаж =                 -0,06627 (-6,627)

Изменение рентабельности продаж: выручка повлияла на изменение отрицательно (-3,878%),себестоимость уменьшила ее на 4,0225%, управленческие расходы не оказали влияния на рентабельность, влияние коммерческих расходов увеличили на 1,27%. Всего изменение рентабельности продаж получилось с отрицательным значением (-6,627%).

Оценка финансовой устойчивости:

Коэффициент финансовой зависимости = ИБ/СК = 24768/20=1238,4 (2011)

Коэффициент финансовой зависимости = ИБ/СК = 24545/(-1097) =  -22,37  (2010)

Коэффициент финансовой зависимости отражает зависимость от внешних источников финансирования. Расчет показывает, что зависимость возросла в 2011г, в 2010г зависимость низкая. Организация полностью зависима от внешних источников.

Собственные оборотные  средства = СК-ВА=20-11832= -11832 (2011)

Собственные оборотные средства = СК-ВА=-1097-13005=-14102 (2010)

Расчет показывает, что нет источников формирования запасов.

Коэффициент обеспеченности СОС:

К= СОС/ОА = -11832/12936 = -0,915  (2011)

К= СОС/ОА = -14102/11540 = -1,222  (2010)

По показателям видно, что они меньше допустимого значения 0,1, следовательно, оборотные активы предприятия не могут быть сформированы за счет собственных источников, но в 2011г показатель увеличился 0,3 пункта.

Оценка платежеспособности:

Коэффициент текущей  ликвидности:

К= (ОА-РБП (стр. 290 – стр.216 ф.1)/КО (стр.610 + стр. 620 + стр. 660 ф.1)

К(2011)= (12936-0)/(11357+5452) =0,76

К(2010)= (11540-94)/2090=5,47

Коэффициент текущей  ликвидности превышает значение 2 в 2010г, т.е. степень покрытия обязательств очень высокая, а в 2011г она в разы уменьшилась.

Так как коэффициент  СОС<0,1 и коэффициент текущей ликвидности <2, то структура баланса неудовлетворительная, предприятие неплатежеспособно.

Коэффициент восстановления (утраты платежеспособности)

      К= (Ктлк + t/T  (Ктлк- Ктлн) ) / Ктлнорм.>=1

t- 6 мес. для К восстановления, 3 мес. для К утраты

T-12 месяцев

К2010=(5,51+0,25*2,71)/2=3,1=>п/п не утратит платежеспособность через 3 мес.

К2011=(0,76+0,25*(-4,31))/2=-0158=>п/п утратит платежеспособность

К2010=(5,51+0,5*2,71)/2=3,43=>восстановит платежеспособность

К2011=(0,76+0, 5*(-4,31))/2=-0,69=> не восстановит

Рассчитаем двухфакторную  модель Z-счета:

На конец 2010г Z=-0,3877-1,0736*5,47+0,579*(-22,37) = -19,21

На конец 2011г Z=-0,3877-1,0736*0,76+0,579*1238,4 = 715,83

Так как в 2011г значение выше ноля, то вероятность банкротства предприятия больше 50%.

Пятифакторная модель Z-счета:

Для 2010 года:

Z = 1,2* Кобесп.СОС + 1,4 * Крент.  активов +3,3 * Крент. + 0,6 * Кпокр. + Као  = 4,47

Для 2011 года:

Z= 1,2 * Кобесп.СОС + 1,4 * Крент. активов +3,3 * Крент. + 0,6 * Кпокр. + КАО = 2,07

Высокая вероятность  банкротства предприятия.

 

3.2 Составление тестов и расчет уровня существенности

 

Для предварительной  оценки рисков, присущих системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля воспользуемся тестами для оценки хозяйственного риска, системы внутреннего контроля и влияния на нее компьютерной обработки данных (КОД).

По результатам оценки риска предприятия ОАО «Глазовский хлебозавод» на 31.12.2011г. составим следующую таблицу.

 

Таблица 1 - Влияние факторов на неотъемлемый (хозяйственный) риск и его оценка

Оценка надёжности системы бухгалтерского учёта и подготовки бухгалтерской  отчётности

Факторы, влияющие на неотъемлемый риск

балл

1. Экономическая ситуация в отрасли

1

2. Уровень конкуренции в отрасли

5

3. Законодательство, регламентирующее  основной вид деятельности

2

4. Исполнение новых технологий

5

5. Место расположения предприятия

5

6. Дочерние и зависимые предприятия

5

7. Организация бухгалтерского учета

5

8. Реорганизация и крупные продажи имущества

5

9. Возможность контроля с собственниками

2

10. Общественное мнение

2

11. Влияние на экологию

3

12. Возможный конфликт интересов

5

13. Возможность проникновения нелегального  бизнеса

5

14. Судебные разбирательства

5

15. Уровень налогообложения

2

16. Зависимость от покупателей

5

17. Зависимость от поставщиков

5

18. Подверженность продукции краже  или хищениям

1

19. Формы расчетов

1

20. Капитальные вложения

5

21. Незавершенное производство  и запасы

5

22. Использование кредитов

1

23. Финансовая устойчивость и платежеспособность

1

24. Динамика дохода

1

25. Качество ценных бумаг

1

Итого

83


 

Так как сумма баллов факторов, влияющих на хозяйственный  риск, находится в интервале от 65 до 125, следовательно, надежность системы бухгалтерского учета является выше средней, а неотъемлемый риск – ниже среднего. То есть вероятность того, что бухгалтерская отчетность, счета бухгалтерского учета, отражение хозяйственных операций содержат существенные ошибки и искажения до выявления их системой внутреннего контроля минимальна.

 

 

 

 

Таблица 2-Оценка риска  средств внутреннего контроля

 

Оцениваемый объект

Группа факторов

Элементы контроля

Оценка

1. Организация бухгалтерского учета

1.1.Учетная политика

А. Наличие рабочего плана счетов

1

   

Б. Использование утвержденных не типовых форм внутренних учетных документов

1

   

В.Применение единой учетной политики во всех структурных подразделениях

1

   

Г. Наличие и соблюдение графика документооборота

0,6

     

0,9

 

1.2.Организационная структура бухгалтерии  и распределение контрольных функций

А. Наличие утвержденной организационной  структуры

1

   

Б. Наличие должностных инструкций сотрудников бухгалтерии

1

   

В. Разграничение ответственности за совершаемую и контролируемую деятельность

0,7

     

0,9

 

1.3. Документальность учета

А. Наличие регистров бухгалтерского учета и их архивирование

1

   

Б. Ведение и оформление кассовой книги, книги учета ценных бумаг, книги покупок и книги продаж

1

   

В. Определение порядка внесения изменений в данные учета

1

   

Г. Наличие первичных документов, подписей лиц, сформировавших документы и отразивших их в учете

1

     

1

2. Контрольная среда

2.1.Организационная структура предприятия

А.Наличие четкой структуры управления предприятием

0,8

   

Б. Соотношение организационной  структуры размерам и характеру деятельности предприятия

0,8

     

0,8

 

2.2.Осуществляемая руководством  кадровая политика

А. Проведение профессионального тестирования, принимаемых на работу сотрудников

0,6

   

Б. Наличие профессионального среднего и высшего образования

0,4

   

В. Регулярное проведение аттестации сотрудников

0,6

   

Г. Регулярное повышение квалификации сотрудников

0,4

     

0,5

 

2.3. Контроль за деятельностью подразделений

А. Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности подразделений

0,8

   

Б. Наличие регламентов документооборота с подразделениями

1

     

0,9

 

2.4.Наличие и функционирование систем управленческого учета

А. Наличие утвержденных форм оперативной управленческой отчетности

0,8

   

Б. Наличие утвержденного внутренним распорядительным документом порядка ведения управленческого учета

0,8

   

В. Наличие системы финансового планирования

0,6

   

Г.Осуществление бюджетирования ресурсов

0,8

   

Д. Осуществление финансового анализа  деятельности предприятия

0,9

     

0,78

 

2.5. Наличие и функционирование системы независимого внутреннего контроля

А. Наличие отдела или службы структуры  внутреннего контроля

0,7

   

Б. Регулярность проведения проверок в соответствии с планом

0,7

   

В. Документирование результатов проверок и доведение до руководства предприятия

0,9

     

0,8

3. Основные средства контроля

3.1. Наличие адекватного разделения обязанностей

А. Выделение пределов личной ответственности за совершаемую и контролируемую деятельность

0,8

   

Б. Наличие разделения обязанностей по санкционированию операций финансово-хозяйственной деятельности

0,7

     

0,75

 

3.2. Наличие эффективных процедур санкционирования

А.Установление правил санкционирования отдельных видов операций во внутренних распорядительных документах

1

   

Б. Наличие на документах виз и разрешительных подписей

1

     

1

 

3.3. Подтверждение данных учета

А. Проведение сверки расчетов с контрагентами

0,7

   

Б. Проведение инвентаризации имущества и обязательств

0,9

     

0,8

 

3.4. Контроль сохранности активов и регистров бухгалтерского учета

А. Наличие системы мер для обеспечения сохранности активов и регистров учета

0,9

   

Б. Оформление соответствующими документами перемещение ТМЦ

0,9

   

В. Наличие документов с материально-ответственными лицами

0,9

     

0,9

Итого:

   

0,84


 

В результате можно сказать, что совокупность организационных мер, которые использует предприятие для эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявление ошибок и искажений и своевременной подготовки достоверности бухгалтерской отчетности, имеет высокую надежность, а значит риск средств контроля низкий.

Таблица 3-Оценка качества в среде КОД

 

Наименование изучаемого фактора

Характеристика средств контроля

Оценка

1. Наличие инструкций и правил работы с программными средствами

   

1.1. Наличие регламента в работе с программными средствами

да

1,2

1.2. Закрепление контрольных функций в инструкциях для АРМ

частично

1

1.3. Наличие документации разработчика

да

1,2

 

Итоговый балл по 1

1,13

2. Соответствие использования программных средств современным требованиям

   

2.1. Наличие единой информационной системы

внедрена КИС

1,2

2.2. Архитектура сети

Архитектура клиент - сервер

1,2

2.3. Возможность ведение мультивалютного учета

да

1,2

2.4. Для настройки программы не требуется специальная подготовка

нет

0,8

2.5. Возможность ведения многоуровневого аналитического учета

да

1,2

2.6. Возможность использования нескольких  планов счетов

нет

0,8

 

Итоговый балл по 2

1,07

3. Наличие средств обеспечения информационной безопасности

   

3.1. Лицензионная чистота используемых ПС

программа лицензионная

1,2

3.2. Ограничение прав и полномочий пользователей

да

1,2

3.3. Использование средств защиты от вирусов

да, регулярно

1,2

 

Итоговый балл по 3

1,2

4. Сопровождение и поддержка ПС

   

4.1. Наличие в штате специалистов в области ПО

имеется в штате

1,2

4.2. Осуществление настройки, сопровождается привлечением фирмы разработчика

да, постоянно

1,2

4.3. Проведение подготовки и обучение пользователей

подготовка пользователей

1,2

 

Итоговый балл по 4

1,2

5. Наличие специальных средств контроля

   

5.1. Визирование вводимой в систему информации

постоянно

1,2

5.2. Регулярная архивация данных на устройства долговременного хранения информации

постоянно

1,2

5.3. Регулярный вывод регистров бухгалтерского учета на бумажный носитель

не регулярно

1

5.4. Авторизация распечатанных регистров бухгалтерского учета

постоянно

1,2

 

Итоговый балл по 5

1,15

Оценка качества в среде КОД

 

1,15

Информация о работе Планирование аудита с применением аналитических процедур