Планирование финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ОАО "Хлеб" Чебоксарский хлебозавод №1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить теоретические основы планирования производственной деятельности, проанализировать финансово-экономическую деятельность предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Задачами достижения поставленной цели являются изучение литературы по планированию финансово-хозяйственной деятельности, анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере конкретного предприятия и планирование деятельности на предприятии.
Источниками информации выступили литература, периодические издания, данные бухгалтерского учета предприятия, справочная и нормативная литература.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты планирования на предприятиях пищевой промышленности
1.1 Сущность и содержание плана производства предприятия
1.2 Особенности планирования на предприятиях пищевой промышленности
2. Планирование финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ОАО "Хлеб" Чебоксарский хлебозавод №1
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Хлеб" Чебоксарский хлебозавод №1
2.2 Планирование освоения нового вида продукции на ОАО "Хлеб" Чебоксарский хлебозавод №1
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Каждое предприятие  разрабатывает и взаимоувязывает  отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия.

В комплексном плане  производства предприятия предусматриваются, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности.

В планах производства при  необходимости можно также устанавливать  основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия.

По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

Полное совмещение планов, а также методов учета и  контроля хода их реализации достигается  только на завершающем этапе производственной деятельности.

1.2 Особенности планирования на предприятиях пищевой промышленности

 

Основным назначением  хлебопекарных предприятий является выпуск хлеба и хлебобулочных  изделий. Они составляют профильную продукцию этих предприятий. Однако в целях повышения эффективности  хлебопекарного производства в определенных условиях выпускается продукция близкая по технологии изготовления и характеру реализации (торты, пирожки, пряники, печенье, сухари и др.).

Хлебопекарная промышленность является одной из высокомеханизированных отраслей. Однако надо отметить, что наряду с предприятиями и хлебокомбинатами, имеются предприятия, производственная мощность которых составляет всего несколько тонн в сутки.

Главной особенностью хлебопекарных  предприятий является то, что все  предприятия, за исключением специализированных, выпускают продукцию в соответствии с ежедневно изменяющимися заказами. Срок исполнения каждого заказа, как по количеству, так и по номенклатуре, исчисляется часами и всегда меньше суток. Выпуск продукции тесно увязывается со сбытом, так как выработанная, но не реализованная в день выпуска продукция представляет собой возвратные отходы производства. Как готовая, так и незавершенная продукция исключает возможность длительного хранения. Кроме того, производственный процесс в хлебопечении от стадии замеса теста до выхода готовой продукции из печи является непрерывным, и вмешательство в него, с точки зрения оперативного управления, практически невозможно. То есть регулирующие воздействия можно осуществлять лишь до запуска партии в производство.

Указанные особенности  существенно влияют на организацию  и планирование хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий. В частности, при наличии широкого ассортимента массовых сортов продукции не всегда целесообразна слишком узкая  специализация предприятия. Поэтому распространенный тип производства в хлебопекарных предприятиях – серийное производство, а основная форма его организации – переменно-поточная.

Общая потребность в  хлебе может ежедневно изменяться. Поэтому и план работы предприятия в соответствии с этим требованием должен подвергаться ежедневной корректировке. С этим может справиться только гибкое оперативно-календарное планирование и регулирование. Следовательно, в условиях невозможности длительного хранения готовой продукции и незавершенного производства при ежедневно меняющихся заказах по объему и номенклатуре без эффективного оперативно-календарного планирования нельзя избежать потерь готовой продукции, рабочего времени, сырья, материалов, топлива и электроэнергии. Оптимизация оперативно-календарных планов экономико-математическими методами с применением современных компьютерных технологий — важное условие совершенствования оперативно-календарного планирования и повышения эффективности хлебопекарного производства.

Другой существенной особенностью хлебопекарного производства является весьма незначительные, исчисляемые часами, сроки хранения готовой продукции (за исключением сухарей, сушек и т.п.). Все эти особенности ограничивают время оперативно-календарного планирования по производству и сбыту сроком в одни сутки и создают трудности в организации контроля и регулирования производства.

Кроме того, на предприятия  данной отрасли переходят на смену  типов производства с массового  и крупносерийного на серийный и  мелкосерийный. Это связано с переходом от узкой номенклатуры и больших объемов выпуска продукции, характерных для централизованной экономики, к широкому ассортименту и относительно малым объемам заказов. Такое изменение создало дополнительные трудности в оперативно-календарном планировании.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия и производимой продукции становится первоочередной задачей управления предприятием. В связи с этим инструментарий управления должен существенно измениться, главным образом, в части организации и методологии планирования.

Восстановление и развитие планирования на предприятиях пищевой  промышленности происходит с различной  степенью интенсивности. Формирование новых систем внутрифирменного планирования зависит от многих факторов, которые оказывают влияние на уровень плановой работы.

Первая группа факторов – это тяжелое финансовое состояние предприятия, низкая квалификация персонала, компьютерная неграмотность работников, неэффективные системы мотивации – отрицательное влияние.

Вторая противоположная группа факторов – это заинтересованность руководства, инновационность персонала, эффективная маркетинговая деятельность – положительное влияние [6, c.14].

Зависимость качества планов предприятий пищевой промышленности от множества факторов доказывает сложность  выбора оптимального направления развития внутрифирменного планирования. Более того, опыт работы предприятий показывает, что изменения, касающиеся только технологии планирования, наблюдавшиеся в ходе реформирования экономики в России, могут только снизить расхождения плановых и фактических значений показателей, что конечно актуально в условиях нестабильности внешней среды. Изменения только в области технологии плановых расчетов позволяют лишь незначительно повысить "авторитет" плановой работы в глазах руководителей предприятий, который был утрачен в виду неспособности последней вырабатывать качественные планы в условиях меняющейся среды переходной экономики. Необходимо использовать принципиально новые подходы к внутрифирменному планированию.

Одновременно существенные возможности для повышения эффективности внутрифирменного планирования дает использование мирового опыта плановой работы на предприятиях в развитых странах. Однако, для внедрения современных технологий планирования отечественным предприятиям пищевой промышленности необходимо создать условия для его осуществления: изменение организационной структуры управления; внедрение управленческого учета; компьютеризация управления и производства; повышение квалификации работников, занимающихся планированием. Таким образом, важнейшей проблемой развития внутрифирменного планирования является сложность организационных преобразований в системе управления пищевых предприятий.

 

2. Планирование финансово-хозяйственной  деятельности на предприятии  ЗАО «Зеленодольский Хлебокомбинат»

2.1 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ЗАО «Зеленодольский Хлебокомбинат»

В настоящее время Закрытое Акционерное Общество «Зеленодольский Хлебокомбинат» является одним из передовых и динамично развивающихся хлебопекарных предприятий Республики Татарстан.

Основным направлением деятельности предприятия является производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий.

Закрытое акционерное общество «Зеленодольский Хлебокомбинат» имеет в своём составе хлебопекарное предприятие из 2-х производств – хлебобулочного и кондитерского.

Орган управления – Совет  директоров. Исполнительный орган –  Правление во главе с генеральным  директором Общества.

Структура управления ЗАО «Зеленодольский Хлебокомбинат» приведена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Структура управления ЗАО «Зеленодольский Хлебокомбинат»   

 

Исходя из данной схемы  можно сделать вывод, что в  управленческой структуре ОАО "Хлеб" используется принцип функциональной департаментизации, который применяется  сейчас на большинстве производственных предприятий. При функциональной департаментизации специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Так учетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел - учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, производственная служба занимается непосредственно вопросами производства продукции.

Основным фактором, определяющим объемы производства в 2008 году, как и в прошлые годы, являлся спрос населения.

В 2008 году выработано продукции 15961 тонн, что на 579 тонн больше, чем в 2007 году и рост объемов выпуска составил 103,8 %.

На 168 тонны снижен выпуск продукции из муки смешанной  валки, что составило 98,0 %, хлеба из пшеничной муки высшего сорта на 56 тонны или 90,7 %.

На 636 т. увеличен выпуск булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта, выполнение – 113,7 %, бараночных изделий на 117 т. выполнение – 114,4%, сдобных хлебобулочных изделий на 27 т., выполнение – 105,1 %, кондитерских изделий на 7 тонн, выполнение – 101,6 %.

Согласно данным предприятия ОАО "Хлеб" объем производства продукции характеризуется следующими показателями, отраженными в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Объем производства продукции ОАО "Хлеб"

 Наименование

Выработано в тоннах

2008 г.

2007 г.

 %

Выработано хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, всего:

15961

15 382

103,8

 в том числе:

     

Хлебобулочных изделий

15514

14942

103,8

из них

     

Хлеб ржаной из муки смешанной  валки

8080

8248

98,0

Хлеб пшеничный из муки 2 с. Развесом 0,5 кг и более

6

0

-

Хлеб пшеничный из муки вс 0,5 и более

549

605

90,7

Булочные изделия из пшеничной муки 1 с развесом 0,5 кг и меньше

116

106

109,4

Булочные изделия из пшеничной муки вс 0,5 и меньше

5273

4 637

113,7

Бараночные изделия

931

814

114,4

Сдобные хлебобулочные изделия

556

529

105,1

Сухари, гренки, хрустящие  хлебцы

3

3

100,0

Кондитерские изделия

447

440

101,6

из них: торты, пирожные

244

233

104,7


 

Назаводе вырабатывается более 160наименований хлебобулочных, бараночных икондитерских изделий, ассортимент которых ежегодно обновляется. В 2008 году было разработано и освоено 14 видов новых изделий, в том числе 8 видов хлебобулочных изделий, 4 вида кондитерских изделий, 2 вида мучных кондитерских изделий.

За отчетный год освоено  капвложений на сумму 19 700 тыс.руб. Приобретен в собственность ранее арендованный магазин "Калач-5", приобретено 6 единиц грузового автотранспорта на сумму 3292 тыс.руб. Обновлены рабочие машины на сумму 11 284 тыс.руб., в т.ч. для хлебного производства приобретен упаковочный автомат, заменен газораспределительный пункт с усовершенствованным счётчиком расхода газа, в кондитерском цехе произведена реконструкция с приобретением 2 печей, кремовзбивальных машин на сумму 1749 тыс.руб., в бараночном цехе заменено оборудование на сумму 2802 тыс.руб. Установлены вентсистемы в производствах и торговой сети на сумму 1115 тыс.руб., в экспедиции - установлено холодильное оборудование на складе готовой продукции на сумму 1241 тыс.руб., новые ворота; для торговой сети приобретено холодильное оборудование на сумму 514 тыс.руб., компьютерная техника на 69 тыс.руб.

Основным показателем, формирующим балансовую прибыль  отчетного года, является прибыль от реализации хлебобулочных изделий. Состав балансовой прибыли ОАО "Хлеб" за 2007-2008 гг. представлен в таблице 2.2 (см.Приложение 2).

 

Таблица 2.2 Состав балансовой прибыли ОАО "Хлеб" за 2007-2008 гг.

Наименование

2008 г.

2007 г.

Откл., %

I прибыль:

     
  • от реализации продукции основной деятельности

16005

26847

129,4

  • излишки, выявленные в ходе инвентаризаций

63

98,0

64,0

  • от реализации амортизируемого имущества

483

315

153,0

  • реализации сырья и прочих активов

153

92

166,0

  • прочие доходы

31

-325

-

  • по реализации пельменей

124

104

119

  • от хранения денежных средств

24

19,0

126,3

  • прибыль по торговой деятельности

3737

-

-

II убытки:

     
  • оплата банковских услуг

-548

-544

101,0

  • по торговой деятельности

-

-1952

-

  • % за кредит

-756

-

-

  • по налогу на имущество

-1139

-928

-122,7

  • расходы на благотворительность и социальные нужды

-6043

-2639

2,3 р

  • дебиторская задолженность покупателей, признанных банкротом по решению суда

-72

-

-

ИТОГО балансовая прибыль

22904

15167

1,5 р

Информация о работе Планирование финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ОАО "Хлеб" Чебоксарский хлебозавод №1