Поняти, порядок составления. Организация бухгалтерской службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия или организации.
Финансово – хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.
Источники могут быть финансовыми и материальными:
размещения привлеченных и сформированных средств;
создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Файлы: 1 файл

4. ВВЕДЕНИЕ БУ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово – хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.

Источники могут  быть финансовыми и материальными:

  • размещения привлеченных и сформированных средств;
  • создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее предпринимательской деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги важнейшего регистра системы бухгалтерского учета или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переносят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Бухгалтерские проводки: понятие, порядок составления

Счета, связанные  одной и той же записью при  отражении хозяйственной операции, называются корреспондирующими счетами, а сама запись корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой. Связь  между счетами, достигаемая в  результате применения двойной записи, называется корреспонденцией счетов. Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками. подрядчиками» и т. д. Запись хозяйственной операции на счетах называется бухгалтерской проводкой.

Примеры:

Выплата заработной платы - Д 70 – К 50 – 100 000

Д 50 – К 51 – 200 000 – с расчетного счета внесены  деньги в кассу;

Д 20 – К 10 – 5 000 – поступили материалы в  основное производство;

Д 68 – К 51 – 500 000 – оплачены налоги.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

Пример. С расчетного счета в кассу поступило 300 тыс. руб. на текущие расходы. Для отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета последовательно уточняются счета, участвующие в операции.

По содержанию видно, что здесь принимают участие  два счета — 50 «Касса» — активный — отражает наличие денежных средств  в кассе и 51 «Расчетные счета» — активный — отражает наличие свободных денежных средств на расчетном счете в банке.

Следовательно, операцию записывают на дебет счета 50 «Касса» и на кредит счета 51 «Расчетные счета» на одинаковую сумму 300 тыс. руб.

Таким образом, каждая хозяйственная операция может быть записана в бухгалтерском учете следующим образом:

Дата - совершения операции

Дебет - некоего  счета

Кредит - некоего  счета

Сумма - операции

Номер - документа, на основании которого совершена  операция

Эти пять позиций - дата, сумма, номер документа и пара счетов - вместе называются бухгалтерской проводкой. Пара счетов, участвующих в проводке, называется корреспонденцией счетов, счета называются корреспондирующими друг с другом.

Каждую финансово-хозяйственную  операцию можно записать бухгалтерской проводкой или несколькими проводками. Грамотный бухгалтер по виду операции всегда может сказать, какими проводками она описывается, то есть какая корреспонденция счетов (или несколько корреспонденций счетов) соответствует этой операции. И наоборот, по бухгалтерской проводке (т.е. по корреспонденции счетов) можно установить, какую хозяйственную операцию она описывает.

В бухгалтерской  практике все пять позиций бухгалтерской  проводки являются обязательными для  полноценного отражения операций. Ссылка на номер оправдательного документа также является обязательной. В качестве оправдательной документации выступают юридические документы - договоры, акты приема-сдачи, дополнительные соглашения, поручения и пр., а также платежные документы - чеки, счета, приходные и расходные ордера, платежные поручения и пр. Бухгалтерские операции, совершенные без оправдательных документов, не имеют законной силы, а бухгалтерский баланс, составленный на основе таких необоснованных операций, не может быть признан реальным и не подтверждается аудитором.

В дальнейшем при  записи бухгалтерских проводок я  не буду указывать дату совершения операции, номер оправдательного  документа и даже иногда сумму  операции, так как я рассматриваю общие случаи совершения операций, не требующие излишней конкретизации.

Все бухгалтерские проводки можно  условно разделить на четыре группы:

1 – я группа: проводки, описывающие  операции, связанные с изменением  активов предприятия.

Проводки, описывающие  операции, связанные с изменением структуры имущества предприятия (активов предприятия). Во всех проводках этой группы по дебету будет стоять активный счет (или активно-пассивный счет с дебетовым остатком), и по кредиту также будет стоять активный счет (или активно-пассивный счет с дебетовым остатком):

Дебет (Д-т) активного  счета

Кредит (К-т) активного  счета

 

Реструктуризация  имущества

Таким образом, остаток одного из активных счетов по результатам такой операции увеличивается, остаток другого, напротив, уменьшается, что означает замену одного вида имущества другим - реструктуризацию имущества.

Пример: приобретение акций за безналичные денежные средства

06 "Долгосрочные  финансовые вложения"

51 "Расчетный  счет" на сумму, затраченную  на приобретение акций (т.е.  стоимость пакета акций).

Дебетуя активный счет 06 (где отражаются вложения в ценные бумаги долгосрочного характера, в том числе акции), мы показываем приходную операцию по этому счету - поступление в состав имущества предприятия купленных акций. Кредитуя активный счет 51 (где отражаются безналичные денежные средства в рублях РФ), мы показываем расходную операцию по этому счету - перечисление денежных средств в оплату акций. В составе имущества предприятия произошла замена: денежные средства заменились ценными бумагами. В активе баланса по одной из строк (расчетный счет) средств стало меньше. По другой строке (долгосрочные финансовые вложения)средств стало больше на туже сумму. Таким образом, сумма актива баланса осталась неизменной, пассив баланса при этой операции вовсе не затрагивался. Следовательно, если до совершения этой операции основное балансовое равенство соблюдалось (т.е. баланс сходился), то и после этой операции оно будет соблюдаться.

 

 

2 – я группа: проводки, описывающие  операции, связанные с изменением  пассивов предприятия.

Проводки, описывающие операции, связанные с изменением структуры источников формирования имущества предприятия (пассивов предприятия). Во всех проводках этой группы по дебету будет стоять пассивный счет (или активно-пассивный счет с кредитовым остатком), и по кредиту также будет стоять пассивный счет (или активно-пассивный счет с кредитовым остатком):

Д-т пассивного счета

К-т пассивного счета

Реструктуризация  пассивов

Таким образом, остаток одного из пассивных счетов по результатам такой операции увеличивается, остаток другого, напротив, уменьшается, что означает замену одного источника другим - реструктуризацию пассивов.

Пример: конвертация облигаций в акции (у эмитента).

Д-т 95 "Долгосрочные займы"

К-т 85 "Уставный капитал" на номинал облигаций, проконвертированных в акции.

Дебетуя пассивный  счет 95 (где отражаются средства, привлеченные путем размещения собственных долговых ценных бумаг, в том числе и  облигационные займы), мы показываем расходную операцию по этому счету - погашение облигаций путем обмена их на акции и тем самым уменьшение объема долга эмитента перед владельцами облигаций. Кредитуя пассивный счет 85 (где отражается номинальная величина уставного капитала предприятия), мы показываем приходную операцию по этому счету - оплата акций, входящих в состав уставного капитала, путем конвертации ранее выпущенных облигаций. В составе источников формирования имущества предприятия произошла замена: привлеченные (заемные) источники - обязательства предприятия - заменились собственными источниками - уставным капиталом. В пассиве баланса по одной из строк (долгосрочные займы) средств стало меньше, по другой строке (уставный капитал) средств стало больше на ту же сумму. Таким образом, сумма пассива баланса осталась неизменной, актив баланса при этой операции вовсе не затрагивался. Следовательно, если до совершения этой операции основное балансовое равенство соблюдалось (т.е. баланс сходился), то и после этой операции оно будет соблюдаться.

3 – я группа: проводки, описывающие  операции, связанные с увеличением  суммы баланса предприятия.

Проводки, описывающие  операции, связанные с увеличением  общего объема средств предприятия (суммы баланса предприятия). Во всех проводках этой группы по дебету будет  стоять активный счет (или активно-пассивный  счет с дебетовым остатком), а по кредиту - пассивный счет (или активно-пассивный счет с кредитовым остатком):

Д-т активного  счета

К-т пассивного счета

Таким образом, остаток активного счета по результатам  такой операции увеличивается, остаток  пассивного счета также увеличивается, что означает прирост объема средств предприятия - увеличение суммы его баланса.

Пример: привлечение средств путем размещения облигаций (у эмитента).

Д-т 51 "Расчетный  счет"

К-т 95 "Долгосрочные займы" на номинал размещенных  облигаций.

Дебетуя активный счет 51 (где отражаются средства на расчетном счете), мы показываем приходную операцию по этому счету - поступление безналичных денежных средств от размещения облигаций. Кредитуя пассивный счет 95 (где отражается номинальная величина размещенных облигаций), мы также показываем приходную операцию по этому счету - увеличение долга предприятия перед владельцами облигаций. У предприятия одновременно появилось дополнительное имущество (деньги на расчетном счете) и дополнительные обязательства (долг перед владельцами облигаций). В пассиве баланса по одной из строк (долгосрочные займы) средств стало больше, в активе баланса по одной из строк (расчетный счет) средств стало больше на ту же сумму. Таким образом, возросли одновременно и сумма пассива баланса, и сумма актива баланса. Следовательно, если до совершения этой операции основное балансовое равенство соблюдалось (т.е. баланс сходился), то и после этой операции оно будет соблюдаться. 

4 – я группа: проводки, описывающие операции, связанные с уменьшением суммы баланса предприятия.

Проводки, описывающие  операции, связанные с уменьшением  общего объема средств предприятия (суммы баланса предприятия). Во всех проводках этой группы по дебету будет  стоять пассивный счет (или активно-пассивный  счет с кредитовым остатком), а по кредиту - активный счет (или активно-пассивный счет с дебетовым остатком):

Д-т пассивного счета

К-т активного  счета

Таким образом, остаток активного счета по результатам  такой операции уменьшается, остаток  пассивного счета также уменьшается, что означает уменьшение объема средств предприятия - уменьшение суммы его баланса.

Пример: погашение облигационного займа (у эмитента).

Д-т 95 "Долгосрочные займы"

К-т 51 "Расчетный  счет" на номинал погашаемых облигаций.

Кредитуя активный счет 51 (где отражаются средства на расчетном счете), мы показываем расходную операцию по этому счету - перечисление безналичных денежных средств владельцам облигаций при их погашении. Дебетуя пассивный счет 95 (где отражается номинальная величина размещенных облигаций), мы также показываем расходную операцию по этому счету - уменьшение долга предприятия перед владельцами облигаций при их погашении. У предприятия одновременно уменьшается количество имущества (уходят деньги на расчетном счете) и уменьшаются обязательства (долг перед владельцами облигаций). В пассиве баланса по одной из строк (долгосрочные займы) средств стало меньше, в активе баланса по одной из строк (расчетный счет) средств стало меньше на ту же сумму. Таким образом, уменьшились одновременно и сумма пассива баланса, и сумма актива баланса. Следовательно, если до совершения этой операции основное балансовое равенство соблюдалось (т.е. баланс сходился), то и после этой операции оно будет соблюдаться.

Хозяйственные операции могут быть простыми и сложными.

1. Простая хозяйственная операция затрагивает только два объекта учета, она отражается простой бухгалтерской проводкой, в которой дебет одного счета, корреспондирует с кредитом другого счета.

2. Сложная хозяйственная операция, которая затрагивает больше двух объектов учета, отражается сложной бухгалтерской проводкой, в которой дебет одного счета корреспондирует с кредитом нескольких счетов или наоборот, кредит одного счета с дебетами нескольких счетов.

Для правильного построения модели корреспонденции счетов, то есть бухгалтерских проводок следует пользоваться предложенной методикой:

1. определяются объекты, затрагиваемые хозяйственной операцией;

2. определяются какие это объекты (хозяйственные средства или источники их образования);

3. определяется в каких частях и разделах баланса отображаются затрагиваемые объекты;

4. определяются конкретные изменения, которые происходят с объектами учета в результате хозяйственной операции;

5. определяется тип хозяйственной операции;

6. устанавливается, на каких счетах, учитываются взаимодействующие объекты, то есть определяют шифр и название счета;

7. определяется какие это счета: активные или пассивные;

8. определяются конкретные изменения, которые нужно показать на счете;

9. определяются стороны счетов (Дт или Кт);

10. формируется бухгалтерская проводка.

При отражении  на счетах хозяйственных операций способом двойной записи происходит их систематизация по группам экономически однородных явлений. Поэтому запись операций на счетах называется систематической.

Информация о работе Поняти, порядок составления. Организация бухгалтерской службы на предприятии