Поняти, порядок составления. Организация бухгалтерской службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия или организации.
Финансово – хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.
Источники могут быть финансовыми и материальными:
размещения привлеченных и сформированных средств;
создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Файлы: 1 файл

4. ВВЕДЕНИЕ БУ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с  систематической записью применяется хронологическая запись, то есть запись операций на счетах происходит в календарной последовательности. При хронологической регистрации каждой операции присваивается порядковый номер, под которым она отражается на счетах.

Подсчетом зарегистрированных записей по дебету и кредиту узнают общую сумму всех учтенных операций. После записи всех операций по счетам в конце каждого месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту на каждом счете. Для контроля складывают все обороты по дебету всех счетов и все обороты по кредиту всех счетов, а затем эти цифры сравнивают с итогами хронологических записей. Таким образом, итог по хронологическому журналу служит контрольной цифрой проверки правильности ведения систематических записей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Требования к составлению бухгалтерской отчетности

Отчетность  представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной  деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должны обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей  отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам  отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая  отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности  составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.

По  степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее  время организации представляют в обязательном порядке промежуточную  и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: форму №1 «Бухгалтерский баланс»; форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных  форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную  записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете»

(01.21.11.96 г. №  129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» - (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к  ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной  записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о  порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей  компетенции формы бухгалтерской  отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке  их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной  записке может быть приведена  оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая  наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

За 2000 г. годовая бухгалтерская  отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

  • бухгалтерский баланс - форма №1;

- отчет о прибылях и убытках - форма №2;

- отчет об изменениях капитала - форма № 3;

- отчет о движении денежных средств - форма №4;

- приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5;

- отчет о целевом использовании полученных средств - форма №6;

- пояснительную записку;

  • специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами' финансов Российской Федерации и республик;
  • итоговую часть аудиторского заключения.

Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке.

Каждая отчетная форма должна содержать наименование, отчетную дату и сведения об организации. Помимо этого, в бухгалтерском балансе указывается отчетная дата, а в отчете о прибылях и убытках, в отчете о движении капитала, в отчете о движении денежных средств – отчетный период. Кроме того, в каждом отчете необходимо указать название организации, ее ИНН, организационно - правовую форму (ООО, ОАО, АО и т. д.) и форму собственности, основной вид деятельности, формат представления числовых показателей (тыс. или млн руб.). Местонахождение организации указывается в заголовочной части бухгалтерского баланса. Там же организация проставляет дату утверждения годовой бухгалтерской отчетности и дату отправки отчетности по назначению.

Показатели  отчетности должны быть выражены в  валюте РФ, то есть в рублях. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строчке типовой формы отчетности ставится прочерк. А в отчетных формах, которые организация разрабатывает самостоятельно, строки с отсутствующими показателями не приводятся вовсе. Оценивать статьи бухгалтерской отчетности нужно по правилам, которые установлены соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Например, порядок определения первоначальной стоимости, начисления амортизации, переоценки основных средств можно найти в ПБУ 06/01. Правила оценки нематериальных активов содержатся в ПБУ 14/2000, а правила оценки материально-производственных запасов – в ПБУ 05/01. Положения по бухгалтерскому учету предлагают, как правило, несколько вариантов оценки имущества. В своей деятельности организация использует только один из них.

Выбирая тот или иной способ оценки имущества, нужно его зафиксировать в  учетной политике организации. Как  составить учетную политику, можно  узнать, прочитав ПБУ 01/98. А при составлении бухгалтерской отчетности оценивать статьи отчетности в соответствии с учетной политикой, установленной организацией.

Существенные  показатели отражаются в бухгалтерской  отчетности обособленно.

Зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков производить нельзя. В первую очередь это относится к расчетам с дебиторами и кредиторами. Данные о расчетах с другими организациями и с физическими лицами надо расписывать подробно: по тем счетам, где имеется дебетовое сальдо – в активе, а по счетам с кредитовым сальдо – в пассиве.

Пример: Иванов А. А. является учредителем и генеральным директором ООО «Скалли». Его задолженность по взносу в уставный капитал (дебиторская задолженность) составляет 5000 руб. В 2007 году Иванов А. А. предоставил денежный заем ООО «Скалли» в размере 10 000 руб. (кредиторская задолженность). В этом же году ему под отчет было выдано 8 000 руб. (дебиторская задолженность). А также начислена заработная плата в размере 3 000 руб. (кредиторская задолженность). Таким образом, сумма дебиторской задолженности Иванова А. А. перед ООО «Скалли» составила 13 000 руб. (5000 + 8000), а сумма кредиторской задолженности – 13 000 руб. (10 000 + 3000). Бухгалтер решил, что дебиторская задолженность равна кредиторской. Поэтому в бухгалтерском балансе по соответствующим статьям он поставил прочерки. Равенство между активом и пассивом при этом нарушено не было. Однако величина валюты баланса стала меньше на 13 000 руб. При этом бухгалтер нарушил пункт 34 ПБУ 04/99.

Однако  в некоторых случаях зачет  между активами и пассивами не только не запрещается, но и предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Это в первую очередь относится к финансовым вложениям. Принцип осмотрительности требует раскрытия в годовом бухгалтерском балансе информации о финансовых вложениях по рыночной стоимости в том случае, если она окажется ниже их учетной стоимости. Корректировка оценки финансовых вложений в ценные бумаги производится с помощью резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, которые формируется на счете 59. Однако информация об остатках резервов под обесценение вложений в ценные бумаги не отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Сальдо счета 59 лишь корректирует (уменьшает) сумму статьи «Финансовые вложения» в активе баланса, обеспечивая тем самым оценку долевых и долговых ценных бумаг по рыночным ценам.

Числовые  показатели включаются в бухгалтерский  баланс в нетто-оценке, то есть за вычетом  регулирующих величин.

Например, стоимость основных средств (кроме земельных участков и объектов природопользования), нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности отражаются за минусом суммы начисленного износа.

Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации. Если же в штате организации бухгалтеров нет, а бухгалтерский учет ведет специализированная организация, то в отчетности должна стоять подпись руководителя этой специализированной организации. Возможно, что бухгалтерский учет на предприятии ведет бухгалтер-специалист или аудитор. В этом случае он-то и должен подписывать бухгалтерскую отчетность.

В отчетных формах не должно быть никаких  подчисток и помарок.

Отрицательные показатели отражаются в бухгалтерской отчетности в  круглых скобках.

В некоторых строках типовых форм бухгалтерской отчетности уже проставлены круглые скобки. Однако, при заполнении строк «Прибыль/убыток» показатель может быть как положительным, так и отрицательным. Сумму убытка необходимо указывать в круглых скобках.

Коды  строк для некоторых статей формы утверждены совместным приказом Минфина РФ и Госкомстата РФ от 14.11.03 № 475/102н. Остальные строки бухгалтер организации кодирует самостоятельно.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Если указанные  субъекты малого предпринимательства  обязаны проводить аудиторскую  проверку достоверности бухгалтерской  отчетности, то они также могут  не представлять в составе годовой  бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской  отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при  отсутствии соответствующих данных.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма  №5). Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют, указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы №3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Для того чтобы  бухгалтерская отчетность соответствовала  предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Информация о работе Поняти, порядок составления. Организация бухгалтерской службы на предприятии