Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции, расчет основных показателей затрат, выявление факторов, влияющих на изменение уровня затрат, а также предложения по их возможной оптимизации для снижения себестоимости продукции.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить организационно-экономические характеристики исследуемой организации;
2) раскрыть понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции;

Содержание работы

Введение
1. Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции…….
2. Виды себестоимости и показатели затрат Информационная база анализа себестоимости продукции……………………………….
3. Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг»……………………………………………
4. Методика анализа себестоимости продукции по общей сумме и по уровню…………………………………………………………….
5. Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Севкабель-Холдинг»…………………………………………………………..
6. Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список используемых источников………………………………….

Файлы: 1 файл

курсаччч.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции…….

2. Виды себестоимости и показатели затрат  Информационная база анализа себестоимости продукции……………………………….

3. Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг»……………………………………………

4. Методика анализа себестоимости продукции по общей сумме и по уровню…………………………………………………………….

5. Факторный анализ себестоимости продукции  ОАО «Севкабель-Холдинг»…………………………………………………………..

6. Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………… 
Список используемых источников………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время организации  получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться  ресурсами и результатами труда  и несут всю полноту экономической  ответственности за свои решения  и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех организации  всецело зависят от того, насколько  эффективна ее деятельность. Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия. Так как главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях  - это максимизация прибыли, то реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Спрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. Целью данной курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции, расчет основных показателей затрат, выявление факторов, влияющих на изменение уровня затрат, а также предложения  по их возможной оптимизации для снижения себестоимости продукции.

С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1) изучить организационно-экономические  характеристики исследуемой организации;

2) раскрыть понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции;

3) определить основные показатели затрат;

4) изучить методику анализа себестоимости продукции по общей сумме и уровню;

5) провести факторный анализ себестоимости продукции;

6) написать выводы и предложения.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Севкабель-Холдинг».

  1. Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции

 

Себестоимость в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности организации и важнейшим показателем  экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят  финансовые результаты (прибыль или  убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние организации. Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних –формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Затраты – это выраженная в денежной форме стоимость трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых на обеспечение производственного процесса организации. Согласно Положению о составе затрат себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также другие затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость показывает, во что обходится организации производство и сбыт продукции (работ, услуг),сколько  можно  заработать  на продаже  продукции  или какую «накрутку»  сделать сверх себестоимости, то есть она является  основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет  место  расширенное  производство. Если  в  процессе  реализации продукция  меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко  реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.Как экономическая категория себестоимость  продукции  выполняет  ряд важнейших функций:1) учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;2) база для формирования  оптовой  цены  на  продукцию  предприятия  и определения прибыли и рентабельности;3) экономическое обоснование целесообразности  вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое  перевооружение и расширение действующего предприятия;4) определение оптимальных размеров предприятия и др.Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В  себестоимость  входят  затраты, связанные:- непосредственно с производством (сырье, материалы,  приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);- с обслуживанием производственного процесса и его управлением;- с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной  защиты,  а  также платежи по имущественному страхованию;- с затратами на ремонт основных производственных фондов;- с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;- с расходами на реализацию продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом (Положением о составе затрат), а методы калькулирования – самими хозяйствующими объектами. Себестоимость продукции определяется количеством и качеством выпущенной продукции, видом и ассортиментом продукции, ценами на используемое сырье и материалы, стоимостью основных средств, задействованных  в производстве, действующими нормами и порядком начисления амортизационных начислений, величиной затрат на содержание аппарата управления и т.д. Снижение себестоимости является важнейшим фактором расширения деятельности организации, основой соизмерения доходов  и расходов. Поэтому целью анализа себестоимости продукции является оценка фактической величины затрат, выявление резервов экономии себестоимости в расчете на единицу продукции, определение конкретных мер по использованию этих резервов текущей деятельности организации для повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

- изучение величины совокупных  затрат в отчетном периоде,  расчет темпов их изменения  в динамике и в сопоставлении  с темпами изменения выручки  (выпуска продукции);

- изучение производственной и  полной себестоимости по основным  видам продукции в динамике  и расчет влияния факторов  на изменение себестоимости;

- изучение структуры затрат, удельного  веса каждой статьи в общей  величине расходов, темпы изменения  затрат по статьям;

- изучение постоянных и переменных  расходов, расчет точки безубыточности  по основным видам продукции  и в целом по организации,  расчет запаса финансовой прочности  и операционного рычага;

- оценка эффективности использования  ресурсов, формирующих себестоимость,  изучение их расхода в динамике;

- анализ затрат на 1 рубль выручки  (товарной продукции, выпущенной  продукции), оценка изменения уровня  затрат в динамике, факторный  анализ;

- изучение обоснованности распределения  косвенных затрат;

- выявление позитивных и негативных  моментов, изучение себестоимости  продукции и разработка мер,  обеспечивающих оптимизацию расходов.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что управление затратами играет важную роль в системе  управления организации. Практика работы организаций показывает, что без  оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять деятельностью  организации, а правильная оценка себестоимости  возможна лишь при эффективном управлении затратами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды себестоимости и показатели  затрат. Информационное обеспечение  анализа себестоимости продукции

В отечественной теории  и  практике  в  зависимости  от  методики расчетов себестоимости различают:

1) нормативную себестоимость,  которая определяется исходя  из норм и смет расхода различных  видов сырья на производство  продукции, действующих на начало  периода. Этот вид себестоимости  может представлять коммерческую  тайну;

2) плановую себестоимость,  которая просчитывается с учетом  условий работы конкретной организации,  в отраслях и производствах,  где изменения норм бывают  незначительными;

3) фактическую себестоимость,  исчисленную в конце отчетного  периода на основании данных  бухгалтерского учета о фактических  затратах на производство;

4) полную себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения  используется  расчет  по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы  коллективов  предприятий по снижению себестоимости:  повышение  производительности  труда,  внедрение передовой техники  и  технологии,  лучшее  использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование  предметов   труда, сокращение административно-управленческих и других накладных  расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.Себестоимость продукции находится  во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации  производства,  в  структуре  и  качестве продукции и от величины  затрат  на  ее  производство.  Анализ  затрат,  как правило,  проводится  систематически  в  течение  года  в  целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения. Для  анализа  уровня  и динамики изменения стоимости продукции используется  ряд  показателей. К ним относятся: 

1) себестоимость производства (смета затрат на производство  и выпуск продукции) - наиболее  общий показатель, который отражает  всю сумму расходов предприятия  по его производственной деятельности  в разрезе экономических элементов.  В ней  отражены,  во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с  выпуском товарной  и  валовой  продукции;  во-вторых,  затраты  на  работы  и  услуги непроизводственного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на  освоение производства новых изделий независимо от источника их  возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота. 

2) себестоимость товарной  продукции включают все затраты  организации на производство  и сбыт товарной  продукции  в  разрезе  калькуляционных  статей расходов. 

3) себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового  производства новых изделий, возмещаемых за счет  фонда  освоения новой техники, плюс производственная себестоимость  продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда  освоения  новой  техники, включаются  в  себестоимость  товарной,  но  не входят в себестоимость реализуемой  продукции. Они  определяются как разница между плановой себестоимостью  первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен: Ср = Ст - Зн + (СПк - СПн), где Ср - себестоимость реализованной продукции Ст - себестоимость товарной продукции   Зн - повышенные затраты первого года массового  производства  новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники   СПн, СПк - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

4) Для анализа уровня  себестоимости  на  различных  предприятиях  или  ее динамики  за  разные  периоды  времени  затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы  продукции  (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и  реализацию  конкретного вида  продукции  в  расчете  на  одну  натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

5) себестоимость сравнимой  товарной продукции включает  затраты по ранее выпускаемой  товарной продукции, имеющей устойчивый  ассортимент изделий, позволяет  оценить изменение себестоимости  при сопоставимом объеме и  структуре товарной продукции.

6) Затраты на один рубль  товарной  (реализованной)  продукции  -  наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по  конкретным  видам.  Он  широко  используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции.

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости  продукции являются:

1) по общей сумме и уровню  затрат используют данные бухгалтерской  отчетности Форма №2 «Отчет  о прибылях и убытках»;

2) по статьям калькуляции, расчету  цеховых и общезаводских затрат  используют данные статистической  отчетности:

- форма №  5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

Информация о работе Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции