Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции, расчет основных показателей затрат, выявление факторов, влияющих на изменение уровня затрат, а также предложения по их возможной оптимизации для снижения себестоимости продукции.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить организационно-экономические характеристики исследуемой организации;
2) раскрыть понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции;

Содержание работы

Введение
1. Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции…….
2. Виды себестоимости и показатели затрат Информационная база анализа себестоимости продукции……………………………….
3. Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг»……………………………………………
4. Методика анализа себестоимости продукции по общей сумме и по уровню…………………………………………………………….
5. Факторный анализ себестоимости продукции ОАО «Севкабель-Холдинг»…………………………………………………………..
6. Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список используемых источников………………………………….

Файлы: 1 файл

курсаччч.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

- форма № 2Т «Сведения о  движении работающих и затрат  на оплату труда»;

- ведомости №12, 15;

- журналы-ордера №10, 10/1;

- отчет о себестоимости товарной  продукции;

- данные плановой и отчетной  калькуляции по важнейшим изделиям;

- отчеты о выполнении сметы  расходов по обслуживанию и  управлению производством;

- данные об отходах производства и потерях от брака.

3. Краткая экономическая  характеристика деятельности ОАО  «Севкабель-Холдинг»

ОАО «Севкабель-Холдинг» – лидер российской кабельной промышленности. В настоящее время на предприятиях Холдинга разрабатывается и выпускается ассортимент высококачественной и безопасной кабельно-проводниковой продукции, представляющий свыше 1500 позиций и более 10 000 марок типоразмеров. Продукция ОАО «Севкабель-Холдинг» используется в таких ведущих отраслях промышленности, как машиностроение, строительство, энергетика, электротехника, связь и телекоммуникации и др. Общество создано с целью извлечения прибыли на неопределенный срок, а также обеспечения лидирующих позиций среди отечественных кабельных предприятий по качеству, ассортименту, объемам и ценам на основе применения современных технологий, высококачественных материалов, совершенствования методов и средств управления персоналом и организации производства. В соответствии с Уставом Общества основными видами деятельности ОАО «Севкабель-Холдинг» является следующие:

1) деятельность по управлению  финансово-промышленными группами  и холдинг-компаниями;

2) оптовая торговля производственным  электрическим и электронным  оборудованием, включая оборудование  электросвязи;

3) капиталовложения в ценные  бумаги;

4) деятельность холдинг-компаний  в области финансового  посредничества;

5) деятельность в области права;

6) деятельность в области бухгалтерского  учета и аудита;

7) консультирование по вопросам  коммерческой деятельности и  управления;

8) сертификация продукции  и услуг;

9) прочая деятельность  по техническому контролю, испытаниям  и анализу.

Одним из наиболее крупных  потребителей является строительная индустрия. Второй большой категорией потребителей кабелей являются энергетические компании, электростанции (в т.ч. АЭС), метрополитен, телекоммуникационные компании. Благодаря  высокому качеству продукции с большинством покупателей поддерживаются стабильные отношения. Основными потребителями продукции предприятий, входящих в группу компаний "Севкабель-Холдинг", являются электросетевые и генерирующие компании, входящие в ОАО "Газпром", ОАО "Ростелеком", ОАО «ГМК «Норильский никель», и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика анализа себестоимости  продукции 

по общей сумме и  уровню.

Анализ себестоимости  продукции начинается с оценки изменения  общей величины затрат по сумме и  уровню; изучаются расходы организации  в расчете на 1 руб. выручки; выявляется зависимость уровня затрат от количества и ассортимента выпускаемой продукции  и цены на сырье и материалы, а  также зависимость уровня затрат от объема и ассортимента реализованной  продукции и цены на единицу продукции; определяется экономия или перерасход, разрабатываются меры по оптимизации  расходов.При расчете влияния  ассортимента выпускаемой продукции  на затраты организации расчеты  производятся по каждому виду изделий  с учетом расходов конкретных видов  материалов и их стоимости. Расходы организации в расчете на 1 руб. выручки (товарной продукции) – универсальный показатель, который может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на 1 руб. товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции:

С =  стр. 020

В   стр. 050

Строятся исходная и конечная факторные модели:

Себестоимость б

Уз. б. =   Выручка б

Себестоимость ф

Уз. ф. =   Выручка ф

Уз. = Уз. ф. - Уз. б.

На уровень затрат влияют следующие факторы:

1) - изменение количества  и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение цен на сырье,  материалы, топливо и т.д., тарифов  на энергию, грузовые перевозки;

2) - изменение количества  и ассортимента реализованной  продукции;

- изменение цен на единицу  продукции.

Разница между уровнями затрат в отчетном и базисном периодах характеризует  влияние на уровень затрат всех формирующих  его факторов.

По этому показателю может  просчитываться относительная экономия или перерасход. Для этого:

Э(п) = Уз *  Вф

Для того чтобы просчитать влияние изменения стоимости  сырья, материалов, продукции, а также  объема и ассортимента реализованной  продукции (каждого фактора в  отдельности) на уровень затрат, кроме  уровня затрат в базисном и отчетных периодах, просчитываются:

- уровень затрат  в сопоставимых ценах: 

Себестоимость соп

Уз =   Выручка соп

- уровень затрат, рассчитанный  по фактической себестоимости  и выручке в сопоставимых ценах:

Себестоимость ф

Уз ф.с.= Выручка соп

Для расчета изменения  уровня затрат, вызванного объемом  и ассортиментом реализованной  продукции, из уровня затрат в сопоставимых ценах вычитается уровень затрат базисного периода:

q = Уз соп  - Уз б

Для расчета влияния изменения  цен на продукцию, сырье и материалы  из фактического уровня затрат вычитается уровень затрат в сопоставимых ценах:

p = Уз ф  - Уз соп 

Совокупное влияние факторов дает общее изменение уровня затрат.

Для того чтобы рассчитать влияние изменения цен только на сырье и материалы просчитывается разница между уровнем затрат, рассчитанным по фактической себестоимости  и выручке в сопоставимых ценах, и уровнем затрат в сопоставимых ценах: 

Себестоимость ф -  Себестоимость соп

м =  Уз ф с  - Уз соп  =   Выручка соп - Выручка соп

Влияние изменения цен  на продукцию рассчитывается как  разница между фактическим уровнем  затрат и уровнем затрат, рассчитанным по фактической себестоимости и  выручке в сопоставимых ценах: 

 Себестоимостьф  -  Себестоимостьф  

p =  Уз ф  - Уз ф с  =   Выручка ф - Выручка соп

Совокупное влияние этих факторов дает общее влияние цен  на изменение уровня затрат.

После изучения уровня затрат переходят к анализу расходов с учетом их зависимости от объемов  выпуска продукции.

По этой зависимости затраты  подразделяются на:

- переменные расходы –  расходы, которые меняются с  выпуском продукции. Они возрастают  или уменьшаются  пропорционально  объему  производства  продукции (оказания  услуг,  товарооборота), т.е. зависят  от деловой активности организации. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции  — величина постоянная.

- условно-постоянные расходы  – расходы, которые остаются  практически  неизменными  в течение отчетного периода, не зависят от деловой  активности  предприятия.  Даже  при  изменении объемов  производства  (продаж)  они  не  изменяются. 

1) рассчитываем величину  переменных расходов, скорректированную  на фактическую выручку (уровень  переменных расходов остается  неизменным)

79,02 * 217 431 / 100% = 171 814 тыс. руб.

2) рассчитаем уровень  постоянных расходов, скорректированный  на фактическую выручку (сумма  постоянных расходов остается  неизменной)

37 / 217 431 * 100% = 0,02%

3) рассчитываем общую  сумму расходов, скорректированную  на величину фактической выручки

171 814 + 37 = 171 851 тыс. руб.

4) рассчитываем уровень  затрат, скорректированный на фактическую  выручку

171 851 / 217 431 * 100% = 79,04%

За счет изменения выпуска  продукции затраты возросли на 125 616 тыс. руб., а их уровень снизился на 0,05 п.п. Под влиянием других факторов таких, как: изменение цен на продукцию, сырье и материалы, тарифов, стоимости  электроэнергии, арендных ставок, различных  сборов и др. – сумма расходов в отчетном году снизилась на 17 068 тыс. руб., причем все снижение было обеспечено сокращением переменных расходов (- 22 483 тыс. руб.), которое перекрыло  увеличение постоянных расходов (5 415 тыс. руб.). Это отразилось и на уровнях  затрат под влиянием других факторов: общий уровень затрат снизился на 7,85 п.п., уровень переменных расходов снизился на 10,34 п.п., а уровень постоянных расходов возрос на 2,49 п.п.

Для объективной оценки изменения  затрат необходимо обратить внимание на обоснованность увеличения постоянных расходов.

 

 

 

 

6. Возможности оптимизации затрат в целях снижения себестоимости продукции

Одной из задач анализа  себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация  внутренних резервов снижения себестоимости  обеспечивает повышение прибыли, а  следовательно, и повышение эффективности  производства в целом. Источники  резервов снижения себестоимости можно  разделить на 2 группы.

1) эффективное использование  производственной мощности,  обеспечивающей увеличение объема производства. 

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с  массово-поточным производством себестоимость  продукции значительно ниже, чем  на предприятиях, вырабатывающих эту  же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует  установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

2) сокращение затрат на  производство за счет экономного  использования всех видов ресурсов, роста производительности труда,  сокращение непроизводственных  расходов, производственного брака,  сокращение потерь рабочего времени  и т.д. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие  получает экономию на заработной плате  рабочих. Объясняется это тем, что  в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости  единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические  мероприятия дают возможность рабочим  с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий  с соответствующим пересмотром  норм выработки позволяет снижать  себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в  единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы  рабочих. Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает значительный эффект. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия. Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды. Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства. Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Информация о работе Понятие, цели и задачи анализа себестоимости продукции