Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и назначение бухгалтерской отчетности;
- изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ
2.3 Реформирование бухгалтерского учета в России
До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.
Значительный вклад в
- Положение о бухгалтерском
учете и отчетности в
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.
Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
- формирование системы
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
- гармонизация стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи
организациям в понимании и
внедрении управленческого
Формирование рыночных отношений,
смена экономических и
Реформирование отечественной системы бухгалтерского учета осуществляется с 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В процессе реализации Государственной программы в течение 1992—1997 гг. были приняты Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и некоторые другие нормативные документы. Очевидно, что с момента принятия Государственной программы проводилась работа по преобразованию отечественного бухгалтерского учета, но в целом процесс перехода на международные стандарты отставал от общего процесса экономических реформ в России.
Постановлениями Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 910 и от 6 марта 1998 г. № 283 образована Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности и утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Основными целями деятельности Межведомственной комиссии являются совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, приведение их в соответствие с МСФО, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реформированию бухгалтерского учета.
В этой Программе обоснована необходимость реформирования бухгалтерского учета. Отмечается, что система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях командно-административного управления экономикой, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, а организация государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Кардинальные изменения системы общественных отношений и гражданско-правовой среды потребовали адекватной трансформации бухгалтерского учета, однако темпы преобразований в настоящее время недостаточны.
Цель реформирования — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
В Программе реформирования выдвинуты задачи преобразования системы учета:
§ формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих необходимой информацией инвесторов;
§ увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
§ оказание методической помощи организациям в изучении и внедрении инновационной модели бухгалтерского учета.
Предусматривается проведение реформы по следующим основным направлениям:
§ совершенствование нормативного правового регулирования;
§ формирование нормативной базы (стандарты);
§ методическое обеспечение (инструкции, методические указания);
§ кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
§ международное сотрудничество.
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и деятельности организации.
В процессе реформы предполагается следующее:
§ переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на отчетность;
§ регулирование финансового учета, предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
§ использование в национальном регулировании международных стандартов.
Ключевым элементом
В ходе реализации Программы реформирования предусматривается создание представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, участие в деятельности профессиональных зарубежных организаций. В реформировании бухгалтерского учета активное участие принимает Институт профессиональных бухгалтеров России и другие профессиональные организации. Предполагается изменить работу по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Система профессиональной подготовкой бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Предполагается осуществление систематической, целенаправленной работы с международными организациями: КМСФО, МФБ, ОЭСР и др.
В области совершенствования
Была намечена разработка отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности и указаний по ведению процедур корректировки данных бухгалтерской отчетности с учетом последствий инфляции, а также формирование модели взаимодействия систем учета и налогообложения.
Для обеспечения достоверного и полного раскрытия данных бухгалтерской отчетности предполагалось установить дифференцированный подход к порядку формирования и представления бухгалтерской отчетности, в частности:
§ открытым акционерным обществам и иным организациям, чьи ценные бумаги котируются на международных рынках капитала и (или) российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, представлять сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, начиная с бухгалтерского отчета за 2005 г.;
§ открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги не котируются на международных рынках капитала, представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в России, обеспечивая полноту и достоверность информации о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, постоянно в 2001—2005 гг.;
§ закрытым акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственным унитарным предприятиям (за исключением субъектов малого предпринимательства) представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с учетом допускаемых ограничений на публичность итоговой финансовой информации со стороны заинтересованных пользователей и собственников постоянно в 2001—2005 гг.;
§ субъектам малого предпринимательства предоставить возможность представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке постоянно в 2001—2005 гг.
В области совершенствования
§ обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на профессиональной основе, до 1 января 2005 г.;
§ постоянно осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной этики.
Реформирование бухгалтерского учета
предполагает сочетание нормативных
предписаний федеральных органо
Одним из документов, который может служить основой для работы по реформированию учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Этот документ разрабатывался при активном участии Института профессиональных бухгалтеров, одобрен Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в новой экономической среде и основана на последних достижениях науки и практики. Концепция ориентирована на модель рыночной экономики и базируется на опыте стран с развитой рыночной экономикой. Концепция отвечает признанным во всем мире принципам учета и отчетности; в ней содержатся положения, которые являются основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. В Концепции также даны определения элементов формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе: активов, обязательств и капитала — и методы их оценки.
Министерство финансов России 1 июля 2004 г. приказом № 180 одобрило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу.
Целью развития бухгалтерского учета
и отчетности на среднесрочную перспективу
(2004—2010 гг.) является создание условий
для последовательного
Особое внимание уделяется функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренним пользователями. Реализация этой функции предполагает активизацию использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
§ повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
§ создание инфраструктуры применения МСФО;
§ изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
§ усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
§ существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, включающей статистический и оперативно-технический учет. Важнейший фактор, обеспечивающий единство этой системы,— первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
Информация о работе Понятие и назначение бухгалтерской отчетности