Понятие, сущность и необходимость ревизии. Ее основные пользователи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Понятие, сущность и необходимость ревизии. Ее основные пользователи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской отчетности.

Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

Контроль является элементом любой системы управления. Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

В данной работе рассматривается понятие ревизии, ее сущность, цели и задачи, необходимость проведения, а так же описываются основные  пользователи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ РЕВИЗИИ

 

Слово «revision» с латинского языка обозначает «пересмотр». Следовательно, процесс ревизии представляет собой пересмотр фактически выполненных финансовых и хозяйственных операций в соответствии с действующим законодательством, нормативами, методическими указаниями, инструкциями. Этот пересмотр проводится с целью соблюдения законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности. В Указе Президента дано следующее определение ревизии: ревизия финансово-хозяйственной деятельности – это способ контроля, предусматривающий наиболее углубленное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность финансово-хозяйственных операций, а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования.

Объектами ревизии являются:

  1. Проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей;
  2. Финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной деятельности организации, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, а также в других источниках информации.
  3. Сама управленческая деятельность проверяемой организации.

В зависимости от субъекта ревизии подразделяются на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные.

Вневедомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом органа государственного управления. Контролирующие органы имеют полномочия ко всем субъектам хозяйствования независимо от видов деятельности, подчинённости и форм собственности (Комитет государственного контроля, инспекции МНС, контрольно-ревизионное управление министерства финансов).

Ведомственные ревизии проводят контрольно-ревизионные управления

вышестоящих органов управления. Данные ревизии осуществляются в отношении финансово-хозяйственной деятельности подчинённых им организаций.

Внутрихозяйственные ревизии осуществляются штатными ревизорами данной организации и в их процессе контролируется финансово-хозяйственная деятельность как структурных подразделений входящих в состав организаций, так и организаций в целом.

Ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В соответствии с Указом Президента №151 от 15.03.2006 плановые ревизии одной и той же организации могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся только по поручению Президента республики Беларусь, совета Министров, Комитета государственного контроля, а также Совета по координации контрольно-ревизионной деятельности в РБ, налоговых и правоохранительных органов.

В зависимости от полноты проверки финансово-хозяйственной деятельности ревизии делятся на:

•Комплексные;

•Документальные;

•Тематические проверки и ревизии;

•Некомплексные. 
 Комплексная ревизия – это наиболее действенная форма контроля. Она сочетает приемы документального и фактического контроля, а также охватывает вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В состав ревизионной комиссии кроме ревизоров (специалистов в области бухгалтерского учета и финансов) включаются специалисты по технологическим, экономическим и другим видам производственной деятельности.

Документальная ревизия – это форма контроля, при которой проверяются только финансовые операции, отраженные в бухгалтерских документах, учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности. Такие ревизии, как правило, проводятся ревизором-документалистом, специалистом в области бухгалтерского учета и финансов. Данные ревизии менее эффективны по сравнению с комплексными, так как охватывают только документальное оформление финансово-хозяйственной деятельности. 
 Тематическая ревизия (проверка) – представляет собой частичную проверку одной из сторон финансово-хозяйственной деятельности (соблюдение режима ресурсосбережения, использование валютных средств). 
 Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором, при которой проверяется финансово-хозяйственная деятельность. Некомплексная ревизия не позволяет в полной мере изучить финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

В зависимости от полноты проверки первичных документов ревизии подразделяются на сплошные, выборочные и комбинированные. 
 Сплошные ревизии предусматривают проверку всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период. 
 Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и записей в учетных регистрах не за весь проверяемый период, а только за определенные промежутки времени.

Комбинированные ревизии сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций.

Несмотря на разнообразие ревизий, в Указе №151 от 15.03.2006 сформулированы основные задачи, разрешаемые в ходе ревизии:

1. Проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

2. Проверка законности совершаемых субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций, обеспечение сохранности имущества;

3.   Своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь; устранение причин и условий, способствующих их совершению;

4.         Принятие мер по возмещению причинённого вреда;

5.    Выявление неиспользованных резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Контрольно-ревизионные службы составляют перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы, как правило, составляются на 3-5 лет. В них включаются мероприятия по организации контрольно-ревизионной деятельности, по ее совершенствованию, по внедрению передовых форм методов контроля, по разработке нормативно-справочных документов, а также по подготовке и повышению квалификации контрольно-ревизионного аппарата. 
 Текущие планы составляются на календарный год. В них детально излагаются все виды работ связанных с выполнением контрольных функций. Годовые текущие планы делятся на два вида:

1. План по проведению  ревизий;

2. План по проведению  тематических проверок.

При планировании контрольно-ревизионной работы исходят из того, что каждый ревизор должен провести не менее 8 ревизий.

При составлении плана следует учитывать, что субъекты предпринимательской деятельности подвергаются проверкам не менее 1 раза в год, а также необходимо обеспечить преемственность ревизий. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии.

Планируемая продолжительность ревизии не должна превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть продлён руководством контролирующей организации с учетом объективных причин (установлена крупная недостача, огромный объем работ).

Годовые текущие планы подписываются руководством контрольно-ревизионного управления и утверждаются руководством соответствующего ведомства, которому подчиняется соответствующее управление.

Утвержденные планы проведения ревизий и проверок в срок до первого января планируемого года направляются в Совет по координации контрольно-ревизионной деятельности. На основании годовых планов каждый ревизор составляет индивидуальный план-график работы на год отдельно по ревизиям, отдельно по тематическим проверкам. В нем указывается организация, где будет проводится проверка, предыдущая ревизия, дата начала и окончания, ФИО ревизора проводящего ревизию, сведения о проводимой ревизии. Календарный план-график, разработанный ревизором подлежит утверждению начальником контрольно-ревизионного управления. 
 Обоснованность назначения проверки (ревизии), за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, может быть обжалована субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган, а также в соответствующий совет по координации контрольной деятельности в области либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. Подача жалобы не приостанавливает проведение проверки (ревизии).

При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:

    • проверять документы, учетные регистры и материальные ценности;
    • требовать письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);
    • опечатывать помещения, места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них;
    • привлекать специалистов для проведения экспертизы;
    • запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;
    • получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности;
    • требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;
    • передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы.

В своей деятельности работники контролирующих органов обязаны:

    • строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь;
    • принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению вреда, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций;
    • знать действующее законодательство;
    • глубоко владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;
    • объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц;
    • оказывать помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении вскрытых недостатков, если недостатки в работе были допущены в результате их незнания;
    • участвовать в выработке мер по устранению выявленных в процессе ревизии нарушений.

Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях, досрочное разглашение результатов ревизии, которые впоследствии не подтвердились, или их разглашение привело к уничтожению улик, а также несвоевременному и некачественному исследованию хозяйственных операций. 

Процесс комплексной ревизии состоит из следующих этапов:

1.   Подготовка и проведение ревизии;

2.   Проведение обследований;

3.    Проведение инвентаризаций;

4. Проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия;

5.     Систематизация и обобщение результатов ревизии;

6.     Реализация материалов ревизий;

7.  Контроль за выполнением решений принятых по результатам ревизии.

Подробнее:

    1. Подготовительная работа проводится в ревизующей организации и на ревизуемом предприятии. В ревизующей организации изучаются материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Затем составляется программа и план проведения ревизии. Производится подбор и инструктаж специалистов включенных в ревизующую группу.  В ревизуемой организации проводится инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, проводятся совещания с руководством предприятия, оповещение через СМИ, печать о проведении ревизии на предприятии и местонахождении ревизоров.
    2. На втором этапе проводится комплексное обследование условий производственной деятельности, хранение материальных ценностей с учетом мнения специалистов.
    3. Проведение инвентаризаций, проведение сплошных внезапных инвентаризаций всех видов материальных ценностей и расчетов, проведение контрольных проверок качества инвентаризаций.
    4. Анализ и документальная проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Т.е. исследование первичных документов с помощью приемов документального контроля, исследование регистров синтетического и аналитического учета, исследование бухгалтерской и статистической отчетности, исследование других документов относящихся к проверке (бизнес-план, штатное расписание.
    5. Систематизация и обобщение результатов ревизии. Составляются накопительные ведомости, разовые акты, частные промежуточные акты и составляется акт ревизии или справка.
    6. Реализация материалов ревизии: устранение недостатков в ходе ревизии по мере их выявления; обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации, передача дел органам суда и следствия в течение 10 дней со дня составления акта ревизии; обсуждение результатов ревизии в ревизующей организации.
    7. Контроль за выполнением решений принятых по результатам ревизии.

Информация о работе Понятие, сущность и необходимость ревизии. Ее основные пользователи