Понятие, сущность и необходимость ревизии. Ее основные пользователи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Контроль осуществляется в следующей последовательности:

• Письменный отчет ревизуемой организации;

• Получение оперативной информации с помощью технических средств связи;

• Вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетами и принятых решениях;

• Выезд ревизора с тематической проверкой;

• Проверка выполнения мероприятий в ходе следующей ревизии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ НА

ПРЕДПРИЯТИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВИЗИИ

 

Успех ревизии во многом зависит от степени ее подготовки. Члены ревизионной группы должны изучить деятельность ревизуемой организации, составить программу и план проведения ревизии. Программа включает перечень основных вопросов подлежащих проверке, способы и приемы их контроля. На основании программы ревизии ревизор составляет рабочий план. После прибытия в ревизуемую организацию и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены определенные дополнения и примечания.

При составлении рабочего плана необходимо зарезервировать 3-4 дня для составления акта ревизии и дополнительной проверки фактов в связи с возражениями должностных лиц, а также для доклада результатов ревизии администрации предприятия.

Сразу после прибытия в ревизуемую организацию проводится проверка кассовой наличности. Руководитель ревизуемой организации должен предоставить рабочее помещение, необходимую офисную мебель, необходимую оргтехнику, транспорт. Руководитель ревизуемой организации издает положение, согласно которому работники обязаны предъявлять ревизорам денежные средства и ТМЦ для их фактического контроля, а также документы, учетные регистры, отчеты, сметы, договора, служебную переписку. После проведения подготовительной работы ревизоры приступают к ревизии. 

Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации материальных ценностей.

Ревизор устанавливает по всем ли материально ответственным лицам, и в какое время проводились инвентаризации, когда они были в очередном отпуске с передачей материальных ценностей другим лицам. Необходимо установить, не числятся ли материальные ценности за уволенными работниками. Целесообразно снятие остатков ценностей проводить таким образом, чтобы ускорять процесс инвентаризации и повышать их качество. Результаты инвентаризации оформляются справкой о проведении инвентаризации материальных ценностей в период комплексной ревизии, которая прилагается к акту комплексной ревизии.

  В отдельных случаях, когда инвентаризация ценностей была проведена незадолго до начала ревизии, и ее результаты не вызывают сомнений целесообразно снятие остатков ценностей не проводить. Ревизоры, как правило, осуществляют контрольные проверки, которые должны охватывать не менее 10% остатков материальных ценностей, включаемых в инвентаризационную опись.

Одновременно с инвентаризацией приводится обследование (визуальное наблюдение) ревизуемого объекта. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей, обеспеченность помещений пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, действенность пропускной системы. К проведению обследований могут привлекаться соответствующие специалисты.

Результаты обследований оформляются разовыми актами, которые прилагаются к основному акту ревизии.

В соответствии с пунктом 13 действующего Порядка организации проведения проверок (ревизий финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных, финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины, ревизором должен быть установлен размер причиненного ущерба, причины нарушений и лица, действие или бездействие которых повлекло нарушение законодательства. 
 Материальный ущерб – это уменьшение количества или ухудшение качества имущества или денежных средств, возникшее в результате, возникшее в результате бездействия или противоправных действий. 
 В материальном ущербе выделяют экономическую и правовую стороны. Экономическая сторона понятия материального ущерба имеет два аспекта: количественный и качественный. Правовая сторона включает в себя систему правовых норм различных отраслей права, закрепляющих ответственность лиц за причиненный ущерб.

Ревизор должен четко различать особенности ущерба и порядок его определения в зависимости от отрасли законодательства. Например: Трудовое законодательство предусматривает, что работники виновные в причинении организации ущерба несут материальную ответственность только при наличии прямого действительного ущерба (ст. 400 ТК РБ). 
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ под прямым действительным ущербом следует понимать уменьшение наличного имущества организации вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, а также необходимости произвести затраты на восстановление, приобретение имущества либо произвести излишние выплаты (ст. 163 УПК РБ). 
 Вместе с тем ревизор должен иметь в виду, что при определении размера ущерба не учитываются фактические потери в пределах норм естественной убыли, амортизация с учетом установленных норм и времени эксплуатации недостающих объектов основных средств. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета. Возмещение ущерба в размере не превышающем среднемесячный заработок работника производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы. 
В соответствии со статьей 408 Трудового кодекса РБ распоряжение об удержании должно быть дано не позднее 2-х недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и исполнено не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику.

В том случае, если виновное лицо не согласно с порядком вычета или размером удержания ущерба, трудовой спор по его заявлению должен рассматриваться в установленном законодательством порядке. 

 Определение ущерба и порядок его возмещения имеют особенности в зависимости от:

1. Способа причиненного  ущерба;

2. Круга лиц причинивших  ущерб;

3. Формы вины.

При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по свободным розничным ценам на момент его обнаружения. При отсутствии на данный вид материальных ценностей цен ущерб определяется по рыночным ценам данной местности.

В случаях, когда возникла необходимость определить размер ущерба, причиненного в условиях коллективной материальной ответственности каждым членом бригады, следует иметь в виду, что подлежащий возмещению ущерб, причиненный организации членами бригады распределяется между членами данного коллектива пропорционально заработной плате и фактически отработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба. Например, в бригаде из 4-х человек выявлена недостача в размере 4 млн. руб. Оклад первого члена бригады 400 тыс. руб.; второго – 380 тыс. руб.; третьего и четвертого – 360 тыс. руб. Первый отработал от последней инвентаризации до дня выявления ущерба – 90 дней, второй – 120 дней, третий – 60 дней, четвертый – 120 дней. Способ определения ущерба следующий: 
Для первого члена бригады:

4000 000 * (400 000 * 90) / 400 000 * 90 + 380 000 * 120 + 360 000 * 60 + 360 000 + 360 000 * 120 = 983 607 руб.

Для второго члена бригады:

4000 000 * (380 000 * 120) / 146 400 000 = 1 245 902 руб.

Для третьего:

4000 000 * (360 00 * 60) / 146 400 000 = 590 164 руб.

Для четвертого:

4000 000 * (360 000 * 120) / 146 400 000 = 1 180 328 руб.

При определении размера ущерба необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке определения размера ущерба, причиненного государственному имуществу при проведении ревизии, утвержденной Министерством финансов РБ, Министерством экономики РБ от 24 марта 2003 г. №39/69.

Качество ревизий зависит не только от ее квалифицированного, профессионального проведения, но и от доброкачественного оформления ее результатов. К обобщенным материалам относятся:

• Составление комплексного акта ревизии;

• Частный (промежуточный) акт ревизии;

• Справки;

• Накопительные ведомости;

• Приказы, изданные по результатам рассмотрения материалов ревизии. 
 На основании этих документов принимаются меры к ликвидации недостатков установленных ревизией, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствующих установленным нарушениям, привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности должностные и материально ответственные лица виновные в нарушениях. Содержание этих документов свидетельствует о профессионализме и компетентности ревизоров. По результатам ревизий, в ходе которых установлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется руководителем ревизионной группы акт комплексной ревизии. Если ревизией не установлены факты нарушений законодательства в сфере экономических отношений, то составляется справка.

Акты и справки подписываются руководителем ревизионной группы, ревизором, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. В случае отказа руководителя и главного бухгалтера от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право в письменной форме изложить мотив отказа. В случае наличия возражений по отдельным пунктам, разделам акта ревизии руководитель и главный бухгалтер имеют право перед своей подписью сделать запись «с учетом возражений». Затем не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта ревизии руководитель и главный бухгалтер должны представить в ревизующую организацию свои возражения в письменной форме по тем вопросам, с которыми они не согласны. Если такие возражения не будут представлены в срок, то замечания ревизующей организацией не принимаются. 
 В случае выявления в процессе ревизии нарушения, которое может быть сокрыто или необходимо принять срочные меры для устранения недостатков и привлечения к ответственности виновных лиц через правоохранительные органы, ревизор до окончания ревизии составляет промежуточный акт. Его структура аналогична акту комплексной ревизии. Он подписывается ревизором, директором, главным бухгалтером и лицами причастными к правонарушениям. От виновных лиц берутся письменные объяснения. Один экземпляр промежуточного акта передается руководителю, а второй является приложением к сопроводительному письму в правоохранительные органы. Третий экземпляр прилагается к основному акту ревизии, а его содержание отражается в основном акте ревизии. 
Разновидностью промежуточного акта ревизии являются разовые акты. Ими оформляются отдельные ревизионные действия (обмеры строительно-монтажных работ, контрольные запуски сырья, проверка весоизмерительного оборудования). 
 Выявленные нарушения каждый ревизор систематизирует в накопительных ведомостях. Эти ведомости подписываются ревизором, главным бухгалтером и должностными лицами, допустившими нарушения. Подписи подтверждают выявленные нарушения.

Порядок составления и оформления актов комплексной ревизии регламентируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и применения экономических санкций. Утвержденного указом Президента РБ № 151 от 15.03.2006. 

По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей:

1. Вступительной;

2. Результативной (исследовательской).

Значение вступительной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия и что представляет собой ревизуемое предприятие. Это имеет важное юридическое значение при использовании акта ревизии в качестве источника доказательств в процессе следствия или суде. Поэтому содержание вступительной части должно быть более или менее одинаковым для всех видов ревизии.

Во вступительной части указывается наименование ревизуемой организации, место составления, дата составления. Затем перечисляются должности, ФИО руководителя ревизионной группы, указывается номер и дата приказа ревизующей организации, которым создана комиссия, указывается наименование предприятия, указывается период, за который проводится ревизии (например, с 1 января 1004 г. по 1 января 2005 г.). Также указывается, в какие сроки проводилась ревизия (с 1-го мая 2005 г. по 20 мая 2005 г.). Далее указывается, кто был ответственным за производственную и финансово-хозяйственную деятельность ревизуемого предприятия (директор, главный бухгалтер).

Указывается, какие операции проверялись выборочным способом для разграничения ответственности между ревизуемыми организациями. Заканчивается вступительная часть акта ревизии фразой «при проведении проверки (ревизии) установлено».

Результаты ревизии излагаются в разделах исследовательской части акта ревизии.

Результативная часть акта ревизии представляет собой индивидуальное исследование ревизора или ревизионной группы. В изложении акта ревизии должны быть соблюдена объективность, ясность, точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт фактов, не подтвержденных документами и предположений. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными, неопровержимыми и документально подтвержденными. В противном случае необоснованные факты лишают акт доказательной силы. В актах ревизии не должна даваться действиям должностных лиц. Это не входит в компетенцию ревизора. Оценку деятельности ревизуемого предприятия дает руководитель организации, назначивший ревизию. Не следует в актах употреблять термины «преступная деятельность», «злоупотребление служебным положением», «бесхозяйственность», «халатность», «безответственное отношение». 
Результативная часть акта ревизии представляет систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков, злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия. Результаты ревизии должны быть отражены в акте в такой последовательности, чтобы можно было ответить на следующие вопросы:

• Что нарушено? – Указывается содержание нарушений со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, инструкции;

• Кто нарушил? – Должность, ФИО лица;

• По чьему указанию или распоряжению совершено правонарушение? Каким образом было отдано это распоряжение?

• Когда и где допущено нарушение? – Дата, период времени, указывается наименование службы допустившей нарушение;

Информация о работе Понятие, сущность и необходимость ревизии. Ее основные пользователи