Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:06, курсовая работа
Цели исследования: изучить трактат Л. Пачоли «О счетах и записях» и выявить достоинства и недостатки работы, изменения во взглядах на метод двойной записи, а также проанализировать связь между идеями Л. Пачоли и современным понятиями в бухгалтерском учете, то есть провести сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету», и тех идей, которые Л. Пачоли описал в трактате «О счетах и записях».
Введение 2
1 Жизнь и научная деятельность Луки Пачоли 5
2.Трактат «О счетах и записях» 12
2.1 Общая характеристика трактата 12
2.2 Достоинства и недостатки трактата 14
3 Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете 18
3.1 Сравнение допущений, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 18
3.2 Сравнение требований, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Оглавление
Введение 2
1 Жизнь и
научная деятельность Луки
2.Трактат «О счетах и записях» 12
2.1 Общая характеристика трактата 12
2.2 Достоинства и недостатки трактата 14
3 Понятия
и идеи Л. Пачоли в
3.1 Сравнение допущений, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 18
3.2 Сравнение требований, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
«Лука Пачоли – автор двойной записи»
Двойная запись как способ отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах – это одна из важнейших категорий бухгалтерского учета. Первое упоминание об использовании двойной записи датируется концом XIII века1: еѐ использовал флорентийский купец Аматино Мануччи (Amatino Manucci). С тех пор двойная запись постоянно используется в бухгалтерском балансе. По мнению выдающегося русского ученого А.П. Рудановского, история двойной записи есть история возникновения бухгалтерского учета: вот почему необходимо тщательно изучить историю развития двойной записи. «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которого не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник осознает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большее, видит своими глазами» - писал А. П. Рудановский. Двойная запись – понятие абстрактное, оно сложнее для восприятия, поэтому для понимания сути этого метода следует обратиться к истории его возникновения и развития.
Историю двойной записи можно разделить на два временных периода: до 1494 года и после – когда итальянский математик Лука Пачоли опубликовал монументальный труд, одна из частей которого называлась Трактат «О счетах и записях», о котором и пойдет речь в данной курсовой работе. Доктор экономических наук Я. В. Соколов ставил имя Л. Пачоли в один ряд с такими влиятельными деятелями эпохи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Н. Коперник, Х. Колумб2. В чем же заключалось новаторство Пачоли? Почему его называют «отцом» двойной записи? Какие постулаты о двойной записи изменились с тех пор, а какие остались неизменными?
Описанный им метод учета
торговых операций получил название
способа двойной записи и уже
пять веков широко используется в
учете. В современных условиях автоматизации
и компьютеризации очень важно
любому специалисту, работающему в
области бухгалтерского учета, понимать
суть и значение бухгалтерского баланса,
в частности двойной записи. Более
того, даже на начальном уровне изучения
бухгалтерского учета является полезным
и интеллектуально
Цели исследования: изучить трактат Л. Пачоли «О счетах и записях» и выявить достоинства и недостатки работы, изменения во взглядах на метод двойной записи, а также проанализировать связь между идеями Л. Пачоли и современным понятиями в бухгалтерском учете, то есть провести сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету», и тех идей, которые Л. Пачоли описал в трактате «О счетах и записях».
Объект исследования – это метод двойной записи в бухгалтерском учете. Предметом исследования являются взгляды Л. Пачоли на метод двойной записи, общие правила и наставления по ведению учета, данные им в труде, а также современные принципы ведения бухгалтерского учета.
Работа состоит из введения, в котором описываются основные цели и объясняется актуальность выбранной темы, а также обозначаются объект и предмет исследования; основной части, которая в свою очередь делится на три главы:
Основными источниками при написании курсовой работы стали: трактат «О счетах и записях» Л. Пачоли, статьи и исследования Я. В. Соколова по истории бухгалтерского учета и трудов Л. Пачоли, статьи и работы иностранных профессоров по данной теме.
Лука Пачоли жил в один
из самых ярких периодов в истории
человечества – в эпоху Ренессанса.
Эпоха Возрождения – это эпоха
интеллектуального и
Человек неотделим от времени, в котором он живет. Эпоха независимо накладывает след на само существование человека: будь он художником, поэтом или ученым. Лука Пачоли (Приложение А) родился в 1445 году в городке Борго Сан-Сеполькро, который принадлежал «Афинам Возрождения» - Флоренции. Флоренция в те времена была республикой и с XIV века являлась центром просвещения, где творили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Петрарка, Макиавелли и многие другие. Известно, что отца будущего математика звали Бартоломео Пачоли и что семейство Пачоли было весьма уважаемым в городе. Немаловажным фактом биографии Луки Пачоли является сведения о том, что в детстве мальчик помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи. Немного позднее Лука становится учеником известного художника Пьеро дела Франческа; обучение в мастерской великого живописца оказало огромное влияние на Л. Пачоли. Дело в том, что мастерская была своеобразным центром культуры – ее «университетом», как писал
А. К. Дживелегов3. «В созданном Пьеро дела Франческа мире царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила – человеческий разум, вся и всѐ себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность», - говорил советский искусствовед В. Н. Лазарев4.
Во время совместного путешествия Пачоли и Франчески через Аппенины художник предоставил возможность своему ученику посещать обширную библиотеку герцога Федерико да Монтефельтро в городе Урбино. Коллекция из 4 тысяч книг позволила Пачоли расширить свои знания в области математики. До 1464 года Л. Пачоли работает в мастерской учителя, после чего переезжает в Венецию.
Там Лука Пачоли становится
воспитателем трех сыновей богатого
купца Антонио де Ромпиази. Обучая
их тому, что знает, Лука часто учится
вместе с воспитанниками: они посещают
публичные лекции знаменитого математика
Доменико Брагадино, о чем Пачоли
позже вспоминал: «Благодаря родительскому
и братскому покровительству
этих лиц (Ромпиази. – Е. М.), живя в
их доме, я имел возможность
Этот период биографии
Пачоли не очень интересен с точки
зрения исследования его вклада в
бухгалтерский учет, поэтому мы лишь
заметим, что в Риме Лука Пачоли жил
в доме Леона Баттиста Альберти –
архитектора, ученого, писателя и музыканта.
Знакомство с выдающимся зодчим эпохи
Возрождения оказало
В какой из городов Италии он направился, доподлинно неизвестно. В 1472 году Луке было 27 лет. Видимых научных успехов он еще не достиг, и весьма обоснованным кажется его решение пострижения в монахи. С этого года Лука Пачоли становится служителем францисканского ордена. В те времена монашество было прекрасным средством продолжения самообразования и развития научной деятельности: во-первых, это была особая культурная среда, в которой можно было заниматься научной работой, вовторых, орден снабжал монахов достаточными материальными средствами, и наконец, нахождение в ордене обеспечивало Пачоли необходимые связи для преподавательской деятельности, а также получения профессуры. На этом этапе возникает логичный вопрос: был ли Лука Пачоли религиозным человеком? С одной стороны, в его трактате «О счетах и записях» мы находим неоднократное упоминание имени Господа, например, так начинается глава 3: «Во имя Господа 1493 года 8 ноября, в Венеции…»6. С другой стороны, многие деятели эпохи Возрождения следовали методу, описанному Ф. Гвиччардини: «Думай как хочешь, но поступай так, как тебе выгодно»2. Во многих работах того времени встречались ссылки на Библию или другие религиозные атрибуты, поэтому можно полагать, что использование их Пачоли – всего лишь дань традиции. Как бы то ни было, Лука Пачоли хотел посвятить себя науке и делал для этого всѐ возможное. Стоит отметить, что орден францисканцев был нищенствующим и здесь уместно привести интересный факт, который отметил Я. Соколов в статье «Лука Пачоли. Человек и мыслитель»: «Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности». А следуют ли такой этике современные бухгалтеры?
После пострижения Лука Пачоли
живет у себя на родине – в
местечке Сан-Сеполькро. Вскоре он получает
профессуру в университете Перуджи,
где начинает читать лекции по геометрии
и алгебре. В своих лекциях
Пачоли подчеркивает важность перенесения
теоретических знаний в русло
практики. Именно эта особенность
сделала Пачоли уникальным преподавателем
своего времени: профессору Пачоли постоянно
повышали оклад – с 30 начальных
гульденов до 60 в 1478 году. Во время
преподавания в университете Пачоли
написал развернутый конспект курса,
который оформил в виде отдельной
книги и посвятил ее «своим любезным
ученикам, отличным и славным юношам
Перуджи». Основы этой книги войдут
в состав монументального
В Перуджи Пачоли пробыл недолго: в 1488 году он получает должность в штате местного епископа и переезжает в Рим. Здесь Лука Пачоли продолжает работать над математическим трудом и выступает с публичными лекциями.
Через два
года он возвращается в Сан-Сеполькро
и завершает свой монументальный
труд. 13 лет потребовалось Пачоли,
чтобы собрать и
В это время в Милане
жил и работал великий творец
эпохи Просвещения Леонардо да Винчи.
Ученые не могли не познакомиться. Сначала
их связывали только деловые отношения
– в записных книжках да Винчи
сохранились записи про «маэстро
Луку», «брата из Борго» и их совместные
расчеты для конного памятника
Сфорца. Вскоре Пачоли и да Винчи
становятся хорошими друзьями. Под
влиянием Леонардо Лука Пачоли заинтересовался
разработкой теории перспективы, геометрии
и архитектуры. Ученые совместно
работали над созданием нового труда
Пачоли («О божественной пропорции»): Леонардо
да Винчи иллюстрировал
Через два года Л. Пачоли переезжает
из Флоренции в Болонью, где в
старейшем европейском
Информация о работе Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете