Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: изучить трактат Л. Пачоли «О счетах и записях» и выявить достоинства и недостатки работы, изменения во взглядах на метод двойной записи, а также проанализировать связь между идеями Л. Пачоли и современным понятиями в бухгалтерском учете, то есть провести сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету», и тех идей, которые Л. Пачоли описал в трактате «О счетах и записях».

Содержание работы

Введение 2
1 Жизнь и научная деятельность Луки Пачоли 5
2.Трактат «О счетах и записях» 12
2.1 Общая характеристика трактата 12
2.2 Достоинства и недостатки трактата 14
3 Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете 18
3.1 Сравнение допущений, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 18
3.2 Сравнение требований, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Файлы: 1 файл

Лука Пачоли.docx

— 512.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1 Жизнь и  научная деятельность Луки Пачоли 5

2.Трактат  «О счетах и записях» 12

2.1 Общая характеристика трактата 12

2.2 Достоинства и недостатки трактата 14

3 Понятия  и идеи Л. Пачоли в современном  бухгалтерском учете 18

3.1 Сравнение допущений, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 18

3.2 Сравнение требований, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету» и принципов, заложенных в трактате «О счетах и записях» 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 28

 

 

 «Лука Пачоли – автор двойной записи»

Введение

Двойная запись как способ отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах – это одна из важнейших категорий бухгалтерского учета. Первое упоминание об использовании двойной записи датируется концом XIII  века1: еѐ использовал флорентийский купец Аматино Мануччи (Amatino Manucci). С тех пор двойная запись постоянно используется в бухгалтерском балансе. По мнению выдающегося русского ученого А.П. Рудановского, история двойной записи есть история возникновения бухгалтерского учета: вот почему необходимо тщательно изучить историю развития двойной записи.  «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которого не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник осознает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большее, видит своими глазами» - писал А. П. Рудановский. Двойная запись – понятие абстрактное, оно сложнее для восприятия, поэтому для понимания сути этого метода следует обратиться к истории его возникновения и развития. 

Историю двойной записи можно  разделить на два временных периода: до 1494 года и после – когда  итальянский математик Лука Пачоли опубликовал монументальный труд, одна из частей которого называлась Трактат  «О счетах и записях», о котором  и пойдет речь в данной курсовой работе.  Доктор экономических наук Я. В. Соколов ставил имя Л. Пачоли в один ряд с такими влиятельными деятелями эпохи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Н. Коперник, Х. Колумб2. В чем же заключалось новаторство Пачоли? Почему его называют «отцом» двойной записи? Какие постулаты о двойной записи изменились с тех пор, а какие остались неизменными?

Описанный им метод учета  торговых операций получил название способа двойной записи и уже  пять веков широко используется в  учете. В современных условиях автоматизации  и компьютеризации очень важно  любому специалисту, работающему в  области бухгалтерского учета, понимать суть и значение бухгалтерского баланса, в частности двойной записи. Более  того, даже на начальном уровне изучения бухгалтерского учета является полезным и интеллектуально стимулирующим  изучение и осмысление исторических корней или истоков бухгалтерской  мысли. Следовательно, изучение одного из первых трудов, посвященных данной проблеме, является актуальным. 

Цели исследования: изучить трактат Л. Пачоли «О счетах и записях» и выявить достоинства и недостатки работы, изменения во взглядах на метод двойной записи, а также проанализировать связь между идеями Л. Пачоли и современным понятиями в бухгалтерском учете, то есть провести сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету», и тех идей, которые Л. Пачоли описал в трактате «О счетах и записях». 

Объект исследования – это метод двойной записи в бухгалтерском учете. Предметом исследования являются взгляды Л. Пачоли на метод двойной записи, общие правила и наставления по ведению учета, данные им в труде, а также современные принципы ведения бухгалтерского учета.

Работа состоит из введения, в котором описываются основные цели и объясняется актуальность выбранной темы, а также обозначаются объект и предмет исследования; основной части, которая в свою очередь делится на три главы:

  1. О Луке Пачоли, в которой представлена краткая биография ученого, а также история создания трактата «О счетах и записях»;
  2. Трактат «О счетах и записях»; в этой главе описывается работа  Л. Пачоли по ведению учета, дается характеристика трактату, а также выявляются его достоинства и недостатки;
  3. Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете; в последней главе проведена сравнительная характеристика современных принципов ведения бухгалтерского учета, описанных в «Положениях по бухгалтерскому учету», и понятий и идей, описанных Лукой Пачоли в трактате «О счетах и записях».

Основными источниками  при написании курсовой работы стали: трактат «О счетах и записях» Л. Пачоли, статьи и исследования Я. В. Соколова по истории бухгалтерского учета  и трудов Л. Пачоли, статьи и работы иностранных профессоров по данной теме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Жизнь  и научная деятельность Луки  Пачоли

Лука Пачоли жил в один из самых ярких периодов в истории  человечества – в эпоху Ренессанса. Эпоха Возрождения – это эпоха  интеллектуального и художественного  расцвета, центром которого была Италия. Это период потрясающих научных  открытий, новых образов в живописи, активного развития социальных наук и Великих географических открытий. В это время сложилось представление  о царящей в природе гармонии и о человеке как венце еѐ творения. Эпоха Возрождения породила таких  гениев как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Христофор  Колумб – в эту плеяду входит и Лука Пачоли.

Человек неотделим от времени, в котором он живет. Эпоха независимо накладывает след на само существование  человека: будь он художником, поэтом или  ученым. Лука Пачоли (Приложение А) родился  в 1445 году в городке Борго Сан-Сеполькро, который принадлежал «Афинам  Возрождения» - Флоренции. Флоренция  в те времена была республикой  и с XIV века являлась центром просвещения, где творили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Петрарка, Макиавелли и многие другие. Известно, что отца будущего математика звали Бартоломео Пачоли и что семейство Пачоли было весьма уважаемым в городе. Немаловажным фактом биографии Луки Пачоли является сведения о том, что  в детстве мальчик помогал  местному торговцу Фолько де Бельфольчи. Немного позднее Лука становится учеником известного художника Пьеро  дела Франческа; обучение в мастерской великого живописца оказало огромное влияние на Л. Пачоли. Дело в том, что мастерская была своеобразным центром  культуры – ее «университетом», как  писал 

А. К. Дживелегов3. «В созданном Пьеро дела Франческа мире царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила – человеческий разум, вся и всѐ себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность», - говорил советский искусствовед В. Н. Лазарев4.

Во время  совместного путешествия Пачоли и Франчески через Аппенины художник предоставил возможность своему ученику посещать обширную библиотеку герцога Федерико да Монтефельтро в  городе Урбино. Коллекция из 4 тысяч  книг позволила Пачоли расширить  свои знания в области математики. До 1464 года Л. Пачоли работает в мастерской учителя, после чего переезжает в  Венецию. 

Там Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази. Обучая их тому, что знает, Лука часто учится вместе с воспитанниками: они посещают публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, о чем Пачоли позже вспоминал: «Благодаря родительскому  и братскому покровительству  этих лиц (Ромпиази. – Е. М.), живя в  их доме, я имел возможность усовершенствоваться  в науках под руководством сира Доменико Брагадино»5. Следует обратить внимание, что кроме обучения математике Пачоли в это время постигает и азы купеческого дела, помогая главе семейства Ромпиази вести конторские книги. Но в 1470 году в связи со смертью Антонио де Ромпиази Пачоли прерывает занятия с его сыновьями и отправляется в Рим.  

Этот период биографии  Пачоли не очень интересен с точки  зрения исследования его вклада в  бухгалтерский учет, поэтому мы лишь заметим, что в Риме Лука Пачоли жил  в доме Леона Баттиста Альберти –  архитектора, ученого, писателя и музыканта. Знакомство с выдающимся зодчим эпохи  Возрождения оказало значительное влияние на духовный мир Луки Пачоли, укрепило его уверенность в могуществе мира чисел и всеобщее влияние  математики на мир. Альберти также познакомил Пачоли с кардиналом францисканского  ордена Франческа дела Ровере, который  в последствие станет папой римским  Сикстом IV. Возможно, именно после этой встречи Пачоли решил покинуть мирскую  жизнь, окунувшись в мир религиозный. Известно, что Пачоли провел в Риме не более двух лет. 

В какой из городов Италии он направился, доподлинно неизвестно. В 1472 году Луке было 27 лет. Видимых научных  успехов он еще не достиг, и весьма обоснованным кажется его решение  пострижения в монахи.  С этого  года Лука Пачоли становится служителем францисканского ордена. В те времена  монашество было прекрасным средством  продолжения самообразования и  развития научной деятельности: во-первых, это была особая культурная среда, в  которой можно было заниматься научной  работой, вовторых, орден снабжал  монахов достаточными материальными  средствами, и наконец, нахождение в  ордене обеспечивало Пачоли необходимые  связи для преподавательской  деятельности, а также получения  профессуры. На этом этапе возникает  логичный вопрос: был ли Лука Пачоли религиозным человеком? С одной  стороны, в его трактате «О счетах и записях» мы находим неоднократное  упоминание имени Господа, например, так начинается глава 3: «Во имя  Господа 1493 года 8 ноября, в Венеции…»6. С другой стороны, многие деятели эпохи Возрождения следовали методу, описанному Ф. Гвиччардини: «Думай как хочешь, но поступай так, как тебе выгодно»2. Во многих работах того времени встречались ссылки на Библию или другие религиозные атрибуты, поэтому можно полагать, что использование их Пачоли – всего лишь дань традиции. Как бы то ни было, Лука Пачоли хотел посвятить себя науке и делал для этого всѐ возможное. Стоит отметить, что орден францисканцев был нищенствующим и здесь уместно привести интересный факт, который отметил Я. Соколов в статье «Лука Пачоли. Человек и мыслитель»: «Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности». А следуют ли такой этике современные бухгалтеры?

После пострижения Лука Пачоли живет у себя на родине – в  местечке Сан-Сеполькро. Вскоре он получает профессуру в университете Перуджи, где начинает читать лекции по геометрии  и алгебре. В своих лекциях  Пачоли подчеркивает важность перенесения  теоретических знаний в русло  практики. Именно эта особенность  сделала Пачоли уникальным преподавателем своего времени: профессору Пачоли постоянно  повышали оклад – с 30 начальных  гульденов до 60 в 1478 году. Во время  преподавания в университете Пачоли написал развернутый конспект курса, который оформил в виде отдельной  книги и посвятил ее «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Основы этой книги войдут в состав монументального математического  труда Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и отношений» (Summa di arithmetica, geometrica, proportione et proportionalita). Рукопись книги хранится в Ватиканской  библиотеке (№3129)7. В Перуджи Лука Пачоли преподавал до 1480 года, после чего он уехал в Зару. Там он в течение восьми лет занимался различными науками: философией, теологией, математикой. Эти годы научной работы не прошли бесследно: с 1486 года Лука Пачоли – магистр священной теологии. Через год его по рекомендации кардинала ордена приглашают обратно в Перуджу, где профессор Пачоли снова начинает читать лекции. Альбер Дюпон, глядя на портрет Л. Пачоли, так описал его внешний вид: «Красивый, энергичный молодой мужчина; поднятые и довольно широкие плечи обличают врожденную физическую силу, мощная шея и развитая челюсть, экспрессивное лицо и глаза, излучающие благородство и интеллект, подчеркивают силу характера. Такой профессор мог заставить слушать себя и уважать свой предмет». Параллельно преподавательской деятельности Пачоли пишет энциклопедический труд по математике. 

В Перуджи Пачоли пробыл недолго: в 1488 году он получает должность в  штате местного епископа и переезжает в Рим. Здесь Лука Пачоли продолжает работать над математическим трудом и выступает с публичными лекциями.

Через два  года он возвращается в Сан-Сеполькро  и завершает свой монументальный труд. 13 лет потребовалось Пачоли, чтобы собрать и классифицировать все накопленные им математические знания. Для публикации труда автор  выезжает в Венецию. Итак, в 1494 году Италия начала читать «Сумму арифметики, геометрии, учение о пропорциях и  отношениях». Эта работа, вне всякого  сомнения, принесла славу ее автору. Когда в 1496 году в крупнейшем Миланском  университете открыли кафедру математики, одним из первых профессоров ее был  фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро. 

В это время в Милане жил и работал великий творец эпохи Просвещения Леонардо да Винчи. Ученые не могли не познакомиться. Сначала  их связывали только деловые отношения  – в записных книжках да Винчи  сохранились записи про «маэстро Луку», «брата из Борго» и их совместные расчеты для конного памятника  Сфорца. Вскоре Пачоли и да Винчи  становятся хорошими друзьями. Под  влиянием Леонардо Лука Пачоли заинтересовался  разработкой теории перспективы, геометрии  и архитектуры. Ученые совместно  работали над созданием нового труда  Пачоли («О божественной пропорции»): Леонардо да Винчи иллюстрировал теоретические  разработки Пачоли. Также у них  есть еще один совместный труд: работа, посвященная шахматам. Манускрипт считался утерянным, но в 2006 году был обнаружен  в одной из библиотек городка  Гориция8. Пачоли объяснял Леонардо да Винчи теорию о пропорциях и отношениях. Эти знания пригодились гению эпохи Возрождения при создании фрески на северной стене церкви в доминиканском монастыре Санта-Марияделле-Грацие в Милане. Эта фреска сейчас – самое известное произведение XV века, известное под названием «Тайная вечеря». Пропорциональность в работах да Винчи, которой научил его Л. Пачоли, будет прослеживаться во многих творениях мастера. В 1499 году они вместе уезжают во Флоренцию, где их пути расходятся. 

Через два года Л. Пачоли переезжает из Флоренции в Болонью, где в  старейшем европейском университете занимает кафедру математики. В 1505 году Л. Пачоли снова оказывается во Флоренции, в братии монастыря  св. Креста. Он застает триумф Микеланджело Буонаротти, молодой Рафаэль учится здесь  живописи. Все время, свободное от орденских обязанностей,  Л. Пачоли посвящает своему второму монументальному  труду «Божественной пропорции». Издавать написанную книгу Пачоли как  и в первый раз едет в Венецию. Издатель Паганино ди Паганини принимает  у Пачоли две рукописи: одну, уже  известную нам «Божественную  пропорцию» и вторую – перевод  Евклида, авторский конспект лекций Пачоли, включающий в себя первоисточник  и комментарии важных мест в труде  древнегреческого философа. 

Информация о работе Понятия и идеи Л. Пачоли в современном бухгалтерском учете