Понятия и виды контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:15, доклад

Описание работы

Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Виды контроллинга:
1. Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.
2. Технологический контроль – это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса. Он подразделяется на операционный контроль, специальную приемку продукции и управленческий контроль использования ресурсов.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды контроллинга.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Понятие и виды контроллинга

Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.

Виды контроллинга:

1. Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.

2. Технологический контроль – это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса. Он подразделяется на операционный контроль, специальную приемку продукции и управленческий контроль использования ресурсов.

3. Ревизия – документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. Соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность совершения операций проверяются при проведении плановой ревизии. Ревизии по инициативе правоохранительных органов проводятся для установления и проверки фактов экономических и правовых преступлений в организации. Юридической основой для проведения плановой ревизии служат учредительные документы организации, а для внеплановой – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.

4. Аудит – это документарная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Существуют следующие виды аудита: 1) функциональный; 2) комплексный; 3) системный.

Существуют и другие классификации  контроллинга, в соответствии с которыми контроллинг делится на:

  • пассивный контроллинг – характеризуется периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации;
  • активный контроллинг – характеризуется непрерывным контрольным процессом обеспечения достижения целей организации;
  • предварительный контроллинг – осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная задача – разработка и корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля;
  • текущий контроль – проводится в ходе выполнения работ организацией по установленному регламенту;
  • заключительный контроль – выполняется после завершения работ и достижения целей.

В результате создаются или пополняются  базы данных по следующим направлениям:

  • наименование целей и составляющих их задач;
  • начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации;
  • перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения;
  • набор решений о корректировках в контрольной деятельности – сроки разработки и выполнения;
  • положительные и отрицательные результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;
  • набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.

Виды  планирования

В зависимости от того или иного  признака выделяются различные виды планирования.

 

По степени охвата:

  • общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;
  • частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.

По содержанию:

  • стратегическое (поиск новых возможностей);
  • тактическое (создание определенных предпосылок);
  • оперативное (реализация возможностей).

По предмету:

  • целевое планирование (определение целей);
  • планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);
  • программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
  • планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

По сферам функционирования:

  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование персонала;
  • расширенное общее планирование.

По срокам:

  • краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
  • среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
  • долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

С точки зрения структуры  управления:

  • общее планирование предприятия;
  • планирование места строительства предприятия;
  • планирование сфер деятельности;
  • планирование работы подразделений фирмы.

По возможности изменения  планов:

  • жесткое планирование;
  • гибкое планирование.

По характеру целей  и задач:

  • стратегическое,
  • тактическое,
  • оперативное.

 

Сущность планирования

Планирование — один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

 

Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. 

 

Противоположностью планирования является импровизация.

 

Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия — это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов. Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных.


Понятие планирования

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том:

  • что надо делать и что для этого нужно;
  • когда делать;
  • кто это будет делать;
  • кто будет отвечать за полученный результат.

Можно утверждать, что планирование наводит мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность:

1) реализовать предоставляющиеся  возможности;

2) свести к минимуму будущие  риски.

Место планирования среди других функций управления определяется:

  • во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяю содержание остальных функций управления;
  • во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.

Таким образом, целью планирования является облегчение достижения целей предприятия путем:

1) устранения отрицательного эффекта  неопределенности  внешней и внутренней сред предприятия;

2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;

3) достижения экономичного функционирования  предприятия за счет оптимального  распределения ресурсов;

4) облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности на предприятии.

 

Процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием (budgeting).

Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
  • координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию;
  • оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  • эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  • оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  • стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности (ЦФО) к достижению целей своих подразделений.

Бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части:

  • Технологию бюджетирования
  • Организацию процесса бюджетирования.
  • Использование информационных технологий.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как:

  • структура бюджетов,
  • процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением,
  • нормативная база (нормы, нормативы, лимиты),
  • типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. 

Бюджет - это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана предприятия на определенный период по:

  • использованию оборотных и внеоборотных активов;
  • привлечению источников финансирования;
  • доходам и расходам;
  • движению денежных средств;
  • инвестициям (капитальным и финансовым вложениям)

Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы  взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также чёткое установление и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов. Целью бюджетирования являются:

осуществление периодического планирования;

обеспечение координации, кооперации и коммуникации;

заставить менеджеров количественно обосновывать их планы;

обеспечение осмысления затрат, связанных  с деятельностью предприятия;

создание основы для оценки и  контроля выполнения;

мотивация работников с помощью  ориентации на достижение цели организации;

обеспечение выполнения требований законов и контрактов.

 

 

 

Бюджетирование — это планирование движения активов, пассивов, доходов и расходов;

план состояния  активов и пассивов предприятия.

Бюджетирование служит инструментом управленческого учета для формирования планов в количественном выражении и мониторинга их выполнения для эффективного управления ресурсами предприятия.

Под бюджетом подразумевается количественное выражение в натуральных и стоимостных измерителях совокупности показателей, раскрывающих экономический механизм достижения цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также ее составляющих.

 
Результативность бюджетирования определяется многими факторами. К числу основных следует отнести состав бюджетов, согласованность между ними, структуру (формат) бюджетов, бюджетный регламент, заинтересованность высшего уровня управления предприятия во внедрении бюджетного управления.

 
Бюджет должен отвечать, в частности, следующим требованиям: функциональность, прозрачность, аналитичность. 
Функциональность предопределяет связь бюджета с существующей организационной структурой управления, т.е. за бюджетом закреплен соответствующий менеджер.

 
Требование прозрачности означает понятность, доступность информации бюджета, реальные возможности осуществлять контроль его исполнения. Бюджетирование прозрачно как технология финансовых расчетов, но сложно как организационное мероприятие, требующее синхронной и целенаправленной деятельности менеджеров.

 
В соответствии с аналитичностью предполагается, что бюджет может быть разукрупнен, детализирован до самого низшего уровня. Наиболее типичными уровнями детализации являются продукты труда, функции управления, виды бизнеса, элементы отчетности, структурные подразделения, периоды, сценарии.

 
Различают следующие виды бюджетов:

генеральный (основной, мастер-бюджет), операционные (функциональные), финансовые (основные), вспомогательные, дополнительные (специальные), гибкие, статичные (жесткие). Руководство предприятия должно определить, какие бюджеты будут разрабатываться на нем, с учетом существующих потребностей и возможностей.

 
Генеральный бюджет сводит воедино (объединяет) все другие, формируемые на предприятии бюджеты и раскрывает каждый компонент, обеспечивающий деятельность предприятия в целом.

Информация о работе Понятия и виды контроллинга