Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы является исследовать применение показательного метода учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии ОАО «Стройизоляция». В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:
1) раскрыть сущность и сферу применения показательного метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
2) изучить организацию учета затрат по заказам;
3) рассмотреть документирование учетных операций в системе показательной калькуляции;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) рассмотреть существующую практику организации управленческого учета на предприятии ОАО «Стройизоляция».

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы позаказного метода
учета затрат и калькулирования себестоимости 6
Сущность, сфера применения показательного
метода учета затрат и калькулирования себестоимости 6
Организация учета затрат по заказам 8
Последовательность учета затрат и
калькулирования себестоимости при позаказном методе 11
Применение позаказного метода учета
затрат и калькулирования себестоимости предприятия
на предприятии ОАО «Стройизоляция» 14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 14
2.2 Существующая практика организации управленческого
учета на предприятии ОАО «Стройизоляция» 18
2.3 Методика калькуляции себестоимости и учета
затрат при позаказном методе на ОАО «Стройизоляция» 21
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по бух. управленческому учету.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Охарактеризуем  карточку регистрации затрат по заказу. В карточке регистрации затрат по заказу содержатся номер заказа, разрешение на проведение работ и их описание, определяется временной промежуток, необходимый для выполнения заказа, а также указывается количество единиц, которое нужно произвести. Затраты регистрируются по мере прохождения изделия по стадиям производства, обычно соотносимым с определенными структурными подразделениями. Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа.

Во  многих случаях в карточку производственного  заказа могут включаться дополнительные сведения, например продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.п., а также итоговые данные по затратам, что дополняет отчет о себестоимости. Очевидно, что степень детализации информации, необходимой для обеспечения заказа, варьируется в зависимости от условий конкретного контракта или требований предприятия. Однако в любом случае общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов на конец отчетного периода, будет равна остатку по счету «Незавершенное производство» на указанную дату. [10]

Перечень  операций, которые должны быть произведены  для исполнения заказа, составляет производственный график. В этой части  данная форма повторяет одну из функций  рассмотренной ранее карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, поэтому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, которые еще только должны начаться.

Цель  производственного графика –  согласование стадий производства заказов  и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку она формирует многие необходимые для производственной программы показатели, как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от требуемых организационных процедур и учетных записей.

Производственные  графики являются частью фактической  системы калькулирования, выступают  как средство контроля, регистрации  и сбора затрат.

Применение  графика, содержащего движение физических единиц, будет зависеть в основном от его использования в общей системе предприятия. Он может заменять карточку производственного заказа в части контроля натуральных показателей для каждого заказа. Он может применяться для регистрации заказов или этапов работ, производимых в каждом производственном подразделении. Наконец, он может быть использован в качестве общей программы по планированию производства для предприятия в целом. В последних двух случаях производственные графики могут принимать форму планов. [4]

После окончания  выполнения заказа и его технической приемки представителями заказчика, производственным отделом обычно выписывается и рассылается цехам и бухгалтерии предприятия извещение о закрытии заказа, после чего прекращаются какие бы то ни было расходы по данному заказу. На некоторых предприятиях, например, в электротехнической промышленности, основанием для закрытия заказа служит сдаточная накладная.

От четкости и оперативности  обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

 

1.3 Последовательность учета затрат и калькулирования себестоимости при позаказном методе

 

Учет  расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Основанием для  открытия заказа является договор, заключенный  между предприятием–изготовителем продукции и заказчиком. Заказ  открывается соответствующим бланком  заказа или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию:

- тип заказа (для собственного потребления  или со стороны);

- номер заказа;

- характеристика  заказа;

- исполнитель;

- срок исполнения  заказа;

- период, в котором  учитываются издержки по заказу. [8]

При использовании  системы калькулирования по нормативным  затратам величина материальных затрат определяется видом выпускаемой  продукции. В связи с этим устанавливают  наиболее приемлемые для данного  вида и качества продукции материалы, а также их количество с учетом неизбежных в производственном процессе потерь. Умножением норм расходов материалов на соответствующие нормативные цены определяется величина материальных расходов. Нормативные цены устанавливаются отделом снабжения после соответствующего изучения возможных поставщиков и выбора из них того, кто сможет поставить требуемое количество материалов по наиболее приемлемой цене. При разработке нормативных цен изучаются рыночные условия, цены основных продавцов материалов, оптимальный размер заказа на материалы, а также анализируется то, как падение и рост цен могут сказаться на прибыли предприятия.

Подобно нормативам материальных затрат, нормативы трудовых затрат состоят из нормативов использования (производительности) труда и нормативов цены труда (ставок заработной платы). Для определения нормативных трудовых затрат нормативное время, требуемое для производства единицы продукции или операции (нормативы производительности труда), умножается на нормативную ставку заработной платы.

Нормативная ставка распределения накладных расходов базируется на трудо-часах основных рабочих или машино-часах работы оборудования. В качестве базы распределения выбирается тот фактор, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения, или фактор, вызывающий накладные расходы (например, для освещения и отопления - соответственно площадь и объем помещения и т.п.). Когда соответствующая база выбрана, определяется величина накладных расходов на единицу соответствующего производственного фактора для каждого подразделения. Полученное значение или ставка распределения накладных расходов используется для определения накладных расходов по каждому заказу, выполненному в данном подразделении. [12]

При использовании  системы калькулирования по фактическим затратам в бухгалтерии предприятия на основании первичных документов производится учет материалов, заработной платы, потерь от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа.

В целях регистрации  различных производственных затрат для учета незавершенного производства используют ведомость калькуляции  затрат по заказу и видам работ. Для  каждого заказа заводится отдельная  ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ, по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.

Накладные расходы, относят  на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных  расходов.

Последовательность  учета операций позаказной калькуляции  затрат:

1.Отнесение  прямых затрат и прямого труда на продукт-заказ «Х»;

2.Отнесение  заводских накладных расходов  на незавершенное производство по продукту-заказу «X»;

3.Занесение  в учет фактических накладных  расходов по заказу «X»;

4.Перемещение  обработанных изделий по заказу «X»;

5.Занесение в учет продажу готовой продукции по заказу «X». [5]

При позаказном методе учета  затрат и калькулирования себестоимости  продукции все затраты считаются  незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию  составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.

При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической  себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т. е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства.

Фактическая себестоимость единицы  продукции или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу изделий. При этом не определяется себестоимость отдельных деталей изделия. Стоимость незавершенного производства определяется суммированием затрат по незаконченным заказам (из ведомостей учета затрат). Разделив сумму по каждой статье калькуляции заказа на количество выпускаемых изделий, получим постатейную сумму затрат на одно изделие. Сравнивая калькуляции себестоимости по отчетным и плановым данным, можно провести анализ и выявить причины отклонений. [4]

 

  1. Применение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости предприятия на предприятии ОАО «Стройизоляция»

 

    1. Технико-экономическая характеристика предприятия

 

Открытое Акционерное  Общество "Стройизоляция" находится в городе Октябрьске на берегу реки Волга, вблизи города Сызрани Самарской области, занимает выгодное транспортно-географическое положение. По территории города проходит железная дорога в шести направлениях, соединяющая город со всеми странами СНГ, а также автомобильная магистраль федерального значения и Волжский речной путь.

ОАО «Стройизоляция» обладает свободными земельными площадями для дальнейшего  развития и собственными водозаборными  сооружениями, имеет хорошие подъездные железнодорожные пути и автомобильные пути, устойчивое энергоснабжение. Завод обеспечен квалифицированным персоналом.

 Начиная с 60-х гг. завод  начал выпуск минераловатных  утеплителей, эффективно применяемых  в строительстве и коммунальном  хозяйстве. Широкое распространение данный вид утеплителя получил благодаря своим свойствам, позволяющим более рационально использовать топливно-энергетические ресурсы, путем сокращения потерь тепла через ограждающие конструкции зданий, сооружений, промышленного оборудования, тепловых сетей. Завод, благодаря реконструкции и модернизации ориентирован на выпуск высокоэффективных утеплителей, в полной мере отвечающих условиям, как промышленной теплоизоляции, так и нуждам жилищного строительства.

В настоящее время завод достиг мощности и производит 72000 м3 минераловатной плиты повышенной жесткости и 96000 м3 минераловатных матов в год, пользующихся повышенным спросом как на территории России, так в странах СНГ.

Генеральным директором ОАО «Стройизоляция»  является Клюев Александр Васильевич.

Высшим органом управления ОАО "Стройизоляция" является общее собрание его участников.

Общее собрание участников ОАО "Стройизоляция" вправе решать все вопросы деятельности общества.

ОАО "Стройизоляция" является юридическим лицом по российскому праву: имеет  в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ОАО "Стройизоляция" может иметь гражданские права  и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  федеральными законами.

 ОАО "Стройизоляция"  в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом, законодательством РФ и обязательными для осуществления актами исполнительных органов власти.

Предприятие имеет круглую  печать со своим наименованием, угловой  штамп и бланк, может иметь  эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.

Основными конкурентами ОАО «Стройизоляция» являются:

- ООО "МОНОЛИТ", Калужская область, Балабаново;

- ООО "ЛЕГКИЙ КЕРАМЗИТ", Самарская область, Богдановка;

- ОАО "ТИЗОЛ", Свердловская область, Нижняя Тура;

- ОАО "ВЗТИ "ТЕРМОСТЕПС", Волгоградская область, Волгоград;

- ЗАО "МИНЕРАЛЬНАЯ ВАТА", Московская область.

Среди наиболее крупных  покупателей и  заказчиков следует  выделить:

- ООО «ТехноНИКОЛЬ»,  Ульяновская область, г.Ульяновск; 
            - ОАО «Покров», Московская область, г.Москва;

- ООО «КомСтрой», Московская  область.

Среди главных поставщиков  продукции следует выделить следующие:

- ООО «М-ИНВЕСТ», Московская  область;

- ООО «Базальт-А», Самарская  область, г.Тольятти;

- ООО «СФИНКС», Московская  область;

- ООО «ГлавСнаб МОНОЛИТ», Самарская область.

Предприятие имеет следующую  структуру управления:

  1. директор,
  2. главный бухгалтер,
  3. главный инженер,
  4. отдел снабжения,
  5. отдел сбыта,
  6. начальник цехов.

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости