Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы является исследовать применение показательного метода учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии ОАО «Стройизоляция». В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:
1) раскрыть сущность и сферу применения показательного метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
2) изучить организацию учета затрат по заказам;
3) рассмотреть документирование учетных операций в системе показательной калькуляции;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) рассмотреть существующую практику организации управленческого учета на предприятии ОАО «Стройизоляция».

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы позаказного метода
учета затрат и калькулирования себестоимости 6
Сущность, сфера применения показательного
метода учета затрат и калькулирования себестоимости 6
Организация учета затрат по заказам 8
Последовательность учета затрат и
калькулирования себестоимости при позаказном методе 11
Применение позаказного метода учета
затрат и калькулирования себестоимости предприятия
на предприятии ОАО «Стройизоляция» 14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 14
2.2 Существующая практика организации управленческого
учета на предприятии ОАО «Стройизоляция» 18
2.3 Методика калькуляции себестоимости и учета
затрат при позаказном методе на ОАО «Стройизоляция» 21
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по бух. управленческому учету.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется главным бухгалтером. Согласно должностной инструкции, главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно финансовой деятельности предприятия; обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности; организует учет. (Приложение 2)

Планирование  хозяйственной деятельности осуществляется на основе полной экономической самостоятельности, заказов потребителей продукции  и услуг с учетом потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.

ОАО «Стройизоляция» реализует свои работы по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.

 

Таблица 1 Основные показатели (тыс. руб.)

 

 

Годы

Изменение в  сравнении с предыдущим годом

Показатели

2009 год

2010 год

20011 год

2010

2011

Выручка от реализации, тыс. руб.

2 987

3 233

3 461

246

228

Себестоимость продукции, тыс.руб.

2 624

2 821

2 867

197

46

Среднесписочная численность работников, чел.

98

102

105

3

3

Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

363

412

594

49

182

Рентабельность  продаж, %

12,15

12,74

17,16

0,59

4,42


 

Выручка от реализации продукции  в 2010 году выросла на 246 тыс.руб. по сравнению  с 2009 годом и составила 3 233 тыс.руб.. В 2011 году выручка повысилась по сравнению с 2010 г. на 228 тыс. руб. и составила 3 461 тыс.руб. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объемов продаж продукции в натуральных показателях, а также за счет увеличения средней стоимости единицы продукции. Себестоимость проданной продукции в 2010 году выросла на 197 тыс. руб. и составила 2 821 тыс. руб. В 2011 г. себестоимость повысилась по сравнению с 2010 г. на 46 тыс. руб. и составила 2 867 тыс.руб. Увеличение себестоимости проданной продукции произошло за счет увеличения объемов продаж продукции в натуральных показателях.  Рентабельность продаж в 2010 г. выросла на 0,59% по сравнению с 2009 г. и составила 12,74%, а в 2011 г. выросла на 4,42% и составила уже 17,16%. Такое значительное повышение рентабельности продаж в 2011 г. произошло за счет повышения средней стоимости единицы продукции в 2011 г. Таким образом, в 2011 г. на каждый рубль выручки от продажи продукции приходится уже 0,17 руб. прибыли от продажи продукции. Численность работников с каждым годом увеличивалась на 3 человека.

Учет ведется, автоматизировано, с использованием программы «1С: Бухгалтерия 8».

Уставный капитал организации  составляет 300 000 рублей.

Налоговая ставка составляет 18%. Отчетным периодом является квартал  и отчетный год.

 

2.2 Существующая практика  организации управленческого 

учета на предприятии ОАО «Стройизоляция»

 

На ОАО «Стройизоляция» для учета затрат используется 44 счет «Расходы на продажу». Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списание основных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.

Управление материальными  запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено  с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ. Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:

    1. Коммерческие затраты:

а) Проценты;

б) Страхование;

в) Налоги на капитал, вложенный  в запасы (налог на имущество).

2. Затраты на хранение:

а) Содержание складов;

б) Операции по перемещению запасов.

3. Затраты, связанные  с риском потерь вследствие:

а) Устаревания;

б) Порчи;

в) Замедления темпов потребления  данного продукта.

Группировка затрат по видам  расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:

- материальные затраты;

- расходы на оплату  труда;

-  отчисления в фонд  социальной защиты;

- амортизация основных  средств;

- прочие денежные расходы.

Каждая из этих групп  объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут  быть разложены на составные части  и рассчитываются независимо от того, где они произведены.

44 счет затрат в ходе деятельности ОАО «Стройизоляция» корреспондирует со счетами:

- Дт 44-3 «Расходы на продажу» Кт 71-1 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражается операция оплаты за счет подотчетных сумм стоимости оказанных услуг;

- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 02 «Амортизация основных средств» - отражается списание сумм амортизации основных средств;

- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 10 «Материалы» - отражение фактической себестоимости материалов и тары, израсходованных при доставке товара;

- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - отражается начисленная заработная плата грузчикам;

- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 69/68 «Расчеты по налогам и сборам»/«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отчисления из заработной платы;

- Дт 90 «Продажи» Кт 44 «Расходы на продажу» - отражена сумма коммерческих расходов по реализованным ТМЦ.

В соответствии с инструкцией  по применению плана счетов рекламные  расходы учитываются на счете 44, нормативы на рекламу поставлены в зависимости от объема работ включая НДС. В учете делаются записи:

- Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 76/60 - затраты по рекламным услугам;

- Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 76/60 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»/«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтен НДС по оказанным рекламным услугам;

- Дт90 «Продажи» Кт44 «Расходы на продажу» - рекламные расходы отнесены на себестоимость продукции.

На ОАО «Стройизоляция» 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» отнесены к группе финансово-результативных счетов. Сюда же входит и итоговый счет прибылей и убытков: 99 «прибыли и убытки». Эти три бухгалтерских счета составляют единый блок взаимосвязанных счетов, информация которых используется для формирования показателей отчета о прибылях и убытках.

Счета 90 и 91 отнесены к  составляющим. По их кредиту отражаются доходы, а по дебету - расходы. При  превышении доходов над расходами  разница списывается в виде прибыли  на кредит счета 99, а при превышении расходов - в виде убытка на дебет счета 99. Для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж к счету 90 открываются субсчета: 90-1 «выручка от продаж»; 90-2 «Себестоимость продаж».

До конца отчетного  года никаких списаний по субсчетам  счета 90 не делается. В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. По дебету и кредиту счета 90 отражается одно и то же количество проданных товаров, но в разной оценке: по дебету - по себестоимости, по кредиту - по ценам реализации.

 

2.3 Методика калькуляции  себестоимости и учета затрат при позаказном методе на ОАО «Стройизоляция»

 

Затраты собираются по каждой завершенной партии, а  не за промежуток времени; ведется только один счет незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.

Группируют затраты по заказам и исчисляют себестоимость каждого заказчика в карточках учета производства. На основании карточек составляют отчетную калькуляцию себестоимости единицы продукции (Приложение 4).

ОАО «Стройизоляция» относится к средним предприятиям с серийным производствам. Характеризуется периодической повторяемостью изготовления и выпуска одинаковых изделий, которые образуют серию. Ему присущи следующие особенности: ограниченная номенклатура выпускаемой продукции; сравнительно широкая специализация рабочих мест. Отдельные рабочие участки функционируют в рамках одного производственного цеха. Выработка готовой продукции определяется нарядами на сдельные работы.

На данном предприятии применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования  себестоимости изделия.

Предприятию ОАО «Стройизоляция» заказали произвести плиты повышенной жесткости ППЖ-200 в количестве 25 штук. Заказ открывают на основании договора с заказчиком.

Таким образом, в данном случае объектом учета и  калькулирования является отдельный  производственный заказ на данную продукцию (плиты повышенной жесткости ППЖ-200), создаваемый на заранее определенное количество продукции (25 штук).

В аналитическом  учете ОАО «Стройизоляция» производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. Плановым отделом ОАО «Стройизоляция» установлены следующие статьи калькуляции для производства этого вида продукции:

  1. Сырье и материалы
  2. Топливо и энергия на технологические цели
  3. Заработная плата производственных рабочих
  4. Отчисления от оплаты труда
  5. Расходы на подготовку и освоение производства
  6. Накладные расходы
  7. Потери от брака

Заказу присвоен номер 254, который в дальнейшем проставляют на всех документах по прямым затратам производства (на лимитно-заборных картах, в требованиях, маршрутных листах и других документах на работы по выполнению заказа). В заказе на изготовление плит повышенной жесткости ППЖ-200 указано, что изготовление будет осуществляться в трех цехах предприятия в течении 2 месяцев.

Группировку затрат по данному заказу осуществляют в таблице распределения расхода  материалов, заработной платы в карточках  учета производства. Себестоимость одного вида изделий определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий. Разделив сумму по каждой статье на количество выпуска, получают постатейную сумму затрат на одно изделие.

При изготовлении и реализации единичного заказа на изготовление плиты повышенной жесткости ППЖ-200 имели место следующие прямые и косвенные расходы, рубли (таблица 2).

 

 

 

Таблица 2 – Затраты на изготовление заказа 254

 

Статьи калькуляции

март

апрель

итого затрат

цех

№ 1

цех

№ 2

цех №3

цех

№ 1

цех

№ 2

цех

№3

Сырье и материалы

33000

21000

17000

42000

23000

8500

144500

Топливо и энергия на технологические цели

1400

1300

8500

1200

1200

850

6800

Заработная плата производственных рабочих

17800

12800

14840

18840

19280

12320

95880

Отчисления от оплаты труда

3366

2240

2800

3562

3640

2320

17928

Расходы на подготовку и  освоение производства

2500

   

2500

   

5000

Накладные расходы

17150

15800

14520

17820

16720

13850

95860

Итого

75216

53140

50010

85922

63840

37840

365968


 

Кроме того, первый сборочный цех вернул материалы на склад в сумме 1550 рублей в марте месяце и 1400 рублей в апреле, поскольку они превышали потребность в материалах для выполнения заказа. Стоимость материалов определяется в конце каждого месяца на основе средневзвешенной стоимости (используется периодическая система).

Также в первом сборочном цехе были испорчены комплектующие  на станок, которые классифицировались бухгалтерской службой предприятия  как потери от брака. Данные комплектующие  учитывались предприятием в качестве сырья и материалов, стоимость их составила 1700 рублей в марте 2012 года и 1500 рублей в апреле 2012 года. Рассчитаем себестоимость выпуска продукции:

1) Расчет прямых  материальных затрат:

  • материальные затраты по цехам в марте 2012 года составили 71000 рублей;
  • материальные затраты по цехам в апреле 2012 года составили  73500 рублей;
  • итого 144500 рублей.
  • возвратные отходы (- 1550) + (-1400) = -2950 рублей.
  • затраты на топливо и энергию в сумме (3550 в марте + 3250 в апреле) = 6800 рублей.

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости