Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа
Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие
предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее
предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по
какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация
охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств
организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов имуществ и
обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе и
т.д.).
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов 5
2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации 9
2.1
Инвентаризация основных средств
9
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
11
2.3
Инвентаризация финансовых вложений
11
2.4
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
12
2.5
Инвентаризация незавершенного производства
15
2.6 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей 16
2.7 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности 18
2.8
Инвентаризация расчетов
19
2.9
Инвентаризация животных и молодняка животных
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Литература
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу “Бухгалтерский учет”
Тема: “Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов”.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов 5
2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации 9
2.1
Инвентаризация основных средств
9
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
11
2.3
Инвентаризация финансовых вложений
11
2.4
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
12
2.5
Инвентаризация незавершенного производства
15
2.6 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей 16
2.7 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности 18
2.8
Инвентаризация расчетов
19
2.9
Инвентаризация животных и молодняка животных
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Литература
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности
предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
финансовых обязательств.
Инвентаризация – установление на определенный момент фактического наличия
средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета
инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или путем проверки
учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных
текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация
необходима для уточнения показателей учета и последующего контроля за
сохранностью имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие
предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее
предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по
какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация
охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств
организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов имуществ и
обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе и
т.д.). По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее
установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся
неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие
ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей
организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения и
перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается руководителем
предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации
обязательно, а именно:
- при выкупе, продаже имущества организации, передаче
его в аренду, а также при преобразовании государственного или муниципального
предприятия;
-
перед составлением годовой
кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября
отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных
объектов основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных
фондов – один раз в 5 лет. В районах на Крайнем Севере и приравненных к ним
местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в
период их наименьших остатков;
-
при смене материально
приемки-передачи дел);
-
при установлении фактов
также порчи имущества;
- в случае аварии, стихийного бедствия, пожара и других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
-
при реорганизации или
составлением ликвидационного баланса;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
1. Общие
правила проведения
На предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых обязательств
создается центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия,
которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав комиссии, в
который включаются представители администрации предприятия, работники
бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и т.д.),
утверждается руководителем предприятия. Документ о составе инвентаризационной
комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге
контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия:
материальные ценности рассортировываются и укладываются по наименованиям,
сортам размерам; в местах хранения вывешиваются ярлыки с указанием
количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и
расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического
учета. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку об
отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные
документы, приложения к отчетам и указывает "До инвентаризации на (дата)".
Такая запись служит основанием для определения бухгалтерией остатков
имущества к началу инвентаризации по учтенным данным.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально
ответственных лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в
инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух
экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально
ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к
комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях (вне
зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности – штуках,
метрах, килограммах и т.д.). Незаполненные строки на последней странице
прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей
путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных
записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их
проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными
бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную
ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным
инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и
результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость
записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а
стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач
товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков,
обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют
протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты
инвентаризации отражают в учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с
данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые
результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у
бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения
излишка и виновных лиц;
все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества,
независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих
счетов (01, 11, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи
ценностей".
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения
у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу
сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих
ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на
виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты
по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей".
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц
отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства
и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной
организации.
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира.
При этом составляются две бухгалтерские проводки:
1. дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
кредит счета 50 "Касса";
2. дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим
операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить
схематически (Рис. 1)
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Подготовительные работы
Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка
Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)
Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам
Акт выявления результатов
Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в
котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом
бухгалтерском отчете.
Данные результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов,
выявленных инвентаризацией.
2. Правила проведения
инвентаризации отдельных
обязательств, оформление результатов инвентаризации
2.1 Инвентаризация основных средств
Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные
руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально
ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации или
хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись
основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие
основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их
расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины
отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется
протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На
основании этого производится отражение выявленных отклонений в
бухгалтерском учете.
Излишки основных средств подлежат оприходованию и зачислению на финансовые
результаты, а в бюджетных организациях — на увеличение финансирования. Для
этого будет составлена следующая проводка:
дебет счета 01 "Основные средства";
Информация о работе Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов