Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа
Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие
предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее
предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по
какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация
охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств
организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов имуществ и
обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе и
т.д.).
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов 5
2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации 9
2.1
Инвентаризация основных средств
9
2.2
Инвентаризация нематериальных активов
11
2.3
Инвентаризация финансовых вложений
11
2.4
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
12
2.5
Инвентаризация незавершенного производства
15
2.6 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей 16
2.7 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности 18
2.8
Инвентаризация расчетов
19
2.9
Инвентаризация животных и молодняка животных
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Литература
кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных
лиц и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
- первоначальная стоимость:
дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
кредит счета 01 "Основные средства";
- сумма износа:
дебет счета 02 "Износ основных средств";
кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
- остаточная стоимость:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
Если установлены конкретные виновники, то недостающие или испорченные
основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим в
данной местности на день причинения ущерба, и оформляют бухгалтерской
проводкой:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты
по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств
отражают проводкой:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 83 "Доходы будущих периодов".
В случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них
стоимости недостающих объектов, убытки относятся на финансовые результаты, а
в организациях, состоящих на бюджете или финансировании собственников,—на
уменьшение финансирования.
2.2 Инвентаризация нематериальных активов
Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще
недостаточно изучены и не регламентированы должным образом, поэтому возможны
разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых
объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения подобных
проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).
В качестве примера неодинакового подхода к порядку учета отдельных объектов
можно привести лицензии на право осуществления определенной деятельности:
если срок действия лицензии составляет более 1 года, то затраты, связанные с
ее приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения" и затем
списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные активы"; если срок
действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то по действующему
определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть
отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных документах
порядок списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года включительно
не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную
стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.
В этих условиях можно рекомендовать организациям приобретать лицензии на срок
более 1 года, с тем чтобы включать их в состав нематериальных активов.
2.3 Инвентаризация финансовых вложений
Инвентаризация финансовых вложений проводится путем сопоставления реквизитов
каждой ценной бумаги с данными описей (книг и реестров), хранящихся в
бухгалтерии предприятия.
Цель инвентаризации финансовых вложений – установление предоставленных другим
предприятиям займов и проверки фактических затрат в ценные бумаги и уставные
капиталы. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций и займы,
предоставленные другим организациям должны подтверждаться документами.
Во время проверки фактического наличия ценных бумаг материально ответственные
лица устанавливают:
-
правильность оформления
- своевременность и полноту отражения доходов по ценным бумагам в
бухгалтерском учете;
- сохранность ценных бумаг;
-
действительность стоимости
Недостача ценных бумаг оформляется бухгалтерской проводкой:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счетов 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58 "Краткосрочные
финансовые вложения".
2.4 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить
инвентаризацию товарно-материальных ценностей (готовой продукции, товаров,
производственных и прочих запасов) в порядке расположения ценностей в
помещении и заносить в описи по каждому отдельному наименованию с указанием
вида, группы, количества и других необходимых данных.
Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-
материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе
инвентаризации проверяются:
-
сохранность товарно-
- правильность их хранения, отпуска, состояния весового и измерительного
инструмента;
-
порядок ведения учета
Инвентаризация производиться путем снятия остатков по местам хранения
материально ответственными лицами. Бухгалтер к моменту проведения
инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных
ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не
производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все
документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в
бухгалтерию предприятия. Для выявления результатов может использоваться книга
остатков материалов. Во всех случаях расхождения, выявленные в результате
инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных
ведомостей по тем видам товарно-материальных ценностей, по которым имеются
расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и
оцениваются по фактической себестоимости.
Ценности, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением общезаводских
расходов и отражают бухгалтерском учете проводкой:
дебет счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",
кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Недостача товарно-материальных ценностей списывается на счет 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и количества их по счетам
материальных ценностей. В зависимости от суммы недостачи составляют следующие
бухгалтерские проводки:
- сумма недостачи в пределах норм естественно убыли относится на
издержки производства:
дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
- сумма
недостачи сверх норм
материально ответственных лиц:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты
по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Некомпенсируемые потери товарно-материальных ценностей от стихийных бедствий
относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия и оформляются
проводкой:
дебет счета 80 "Прибыли и убытки";
кредит счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
На предприятиях недостача и потери от порчи ценностей, когда конкретные
виновники не установлены, относятся на затраты производства.
Инвентаризация готовой продукции осуществляется таким же образом как и по
материалам. Если происходит инвентаризация продукции отгруженной, но не
оплаченной и находящейся на складе у другой организации, то материально
ответственные лица проверяют обоснованность числящихся сумм на
соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент
инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары
отгруженные) могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще
оформленными документами. Товары, находящиеся в пути оформляются расчетными
документами поставщиков или другими их заменяющими документами, отгруженные
товары – копиями предъявленных покупателями документов, находящиеся на складе
других организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую
к дате проведения инвентаризации.
2.5 Инвентаризация незавершенного производства
Для уточнения учтенных данных о незавершенном производстве в установленные
сроки производят инвентаризацию незавершенного производства. Инвентаризацию
незавершенного производства проводят цеховые инвентаризационные комиссии. При
инвентаризации необходимо определить:
- фактическое наличие заделов (деталей, узлов,
агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в
производстве;
-
фактическую комплектность
-
остаток незавершенного
заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Проверка заделов осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания,
перемеривания. Результаты инвентаризации оформляют актом, в котором остатки
незавершенного производства отражают по деталям, узлам и стадиям (операциям)
их обработки. Акт инвентаризации составляют на годные узлы, детали и т.д.
Акты инвентаризации незавершенного производства передают в производственную
группу бухгалтерии, где их обрабатывают, т.е. составляют сличительные
ведомости на расхождение, если они имелись, оценивают фактические остатки
незавершенного производства, регулируют выявленные излишки и недостачи
незавершенного производства соответствующими записями в учетных регистрах.
При обнаружении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет
причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.
Выявленные излишки оформляются следующей проводкой:
дебет счета 20 "Основное производство";
кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
По выявленным недостачам проводят следующие бухгалтерские записи:
- на общую сумму выявленных недостач:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счетов 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства";
- на сумму недостач по вине работников цехов:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты
по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- при отсутствии виновных лиц:
дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы и 26 "Общехозяйственные расходы";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
2.6 Инвентаризация резервов
При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется
правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на
предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения
за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы организации за
год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по
подготовительным работам в связи с сезонным характером производства
предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами
Министерства финансов РФ и отраслевыми особенностями состава затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в
установленном порядке.
Для проверки правильности включения в себестоимость сумм на оплату отпусков
рабочим периодически (не реже одного раза в год) проводится инвентаризация
резерва на оплату отпусков. С этой целью по списочному составу рабочих и
служащих определяют, какая сумма была бы начислена, если бы всем рабочим и
служащим были предоставлены положенные им отпуска (за отчетный год).
Полученную сумму по инвентаризации резерва на оплату отпусков сопоставляют с
суммой остатка резерва на оплату отпусков. Если остаток резерва окажется
меньше сумм по инвентаризации, то разницу дополнительно начисляют в дебет
счетов, на которые отнесена заработная плата рабочих и служащих с кредита
счета 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей". Если остаток резерва
окажется больше суммы по инвентаризации, то разницу сторнируют в той же
корреспонденции счетов, чтобы уменьшить излишне включенные в себестоимость
продукции суммы дополнительной заработной платы.
Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по
итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва на
предстоящую оплату отпусков работникам.
Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации
заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки,
установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
Недостачи за счет начисленных резервов предстоящих затрат, если они приняты
за счет предприятия, списываются проводкой:
дебет счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
2.7 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой
отчетности
Информация о работе Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов