Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.
Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Файлы: 1 файл

аудит мой.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Факультет ___________________________________________________

Специальность ____________  __________________________________

                                                     (шифр)                             (наименование специальности)

Кафедра _____________________________________________________

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Аудит»

На тему:

  «Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ»

 

 

Выполнила: студентка

5 курса 6 группы

заочного обучения по специальности:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Смирнова Наталия Николаевна

 

 

Караваево 2013г.

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

На данном этапе развития аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.1

Вышесказанное определяет актуальность исследования выбранной темы работы.

Цель работы – рассмотреть правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Для достижения поставленных целей определим задачи работы:

раскрыть современнее проблемы нормативного регулирования  аудиторской деятельности;

рассмотреть историю становления аудита в России; рассмотреть Федеральный закон об аудиторской деятельности и аудиторские стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему  и включает 4 уровня. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России.

Первый уровень включает закон «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого равноправного элемента. Настоящий ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307 от 30 декабря 2008 г. Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Данный закон содержит 26 статей, которые определяют аудиторскую деятельность и связанные с ней основные понятия и положения.

Рассмотрим предысторию принятия ФЗ. Первый проект закона был подготовлен контр-ревизионным управлением Министерства Финансов России и 11 февраля 1992 г.  был направлен в Правительство. Этот проект был весьма слабым («сырым») и требовал доработки. Затем он дорабатывался 3,5 месяца, широко обсуждался, но, несмотря на это, он так и не стал законом.

В 1995 г. был подготовлен новый проект, который долго обсуждался, дорабатывался, но так и не стал законом. И только в 2001 г. был принят ФЗ «Об аудиторской деятельности». С 2008 г. действует новый закон об аудиторской деятельности. Принятие закона (2001 г.) позволяет считать, что становление аудита состоялось в России, и начался новый этап его

К документам второго уровня относятся те из них, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, но обязательными для исполнения.

Сюда включаются:

1. Указы Президента

2. Постановления Правительства в области аудита

3. Минфин России

Примером указов Президента можно назвать Указ от 22 декабря 1993 г. «О временных правилах аудиторской деятельности в РФ».

Примерами постановлений Правительства являются:

  • Постановление от 6 февраля 2002 г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ». Минфин был признан исполнительным органом.
  • Постановление от 11 февраля 2002 г. №135 «О лицензировании аудиторской деятельности»
  • Постановление от 12 июня 2002 г. №409 «О мерах по обеспечению проведения обязат аудита»
  • Примерами приказов Минфина являются:
  • Приказ от 25 июля 2002 г. №153 «О составе Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ»
  • Приказ от 12 сентября 2002 г. №93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов РФ» и другие.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень: методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок проведения аудиторских проверок применительно к конкретным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским задания

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • - издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • - организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • - организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • - контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • - определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • - ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • - аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности функционирует при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Совет по аудиторской деятельности:

  • - принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • - разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органам;
  • - рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
  • В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
  • - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. Создается оно в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов. Объединение устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляет систематический контроль за их соблюдением. Объединение получает аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешним проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом. Он может проводить проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В случае выявления фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, вплоть до аннулирования у них как квалификационного аттестата аудитора, так и лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РФ

Несмотря на то, что законотворческая деятельность в области аудита в России идет достаточно активно, нельзя сказать, что Временные правила или Проект закона уже решили все проблемы, связанные с аудиторской деятельностью. Очевидно, что первоначальные варианты текстов этих документов не могут предусмотреть всех законодательных тонкостей и проблем аудита в стране, едва ставшей на путь создания гражданского общества и правовой экономики. Практика периодического персмотра и корректировки нормативных актов свойственна всем развитым странам. В частности, страны Америки и Европы свои нормативные акты по аудиту в его современных формах совершенствуют и обновляют уже полтора столетия.

Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России, отзываясь на растущий спрос и находя все более широкое практическое применение, настоятельно требовал правового регулирования еще с рубежа 80-90-х гг. И он нашел его в ряде законодательных и нормативных актов. Многие из них действуют и сегодня как не противоречащие законодательству России.

Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности различных экономических субъектов аудиторскими организациями) еще в те годы содержалось и сохранилось до наших дней, повторенное и закрепленное в других, обновленных законодательных актах:

а) по банковскому аудиту – в ст.43 и 45 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 02.12.1990 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.1991 г. и др.;

б) по балансу, операциям и по счетам Центрального банка России – в ст. 8 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 02.12.1990 г;

в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями;

г) правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в ст. 29 Закона Российской Федерации от 27.12.1992 г "О страховании" и др.).

Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок других экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных актов. К середине 90-х гг. они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации "Об акционерных обществах", в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.1995 г. №1355 с последующими дополнениями.

Были утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Далее, правило об обязательном подтверждении публикуемой отчетности независимой аудиторской организацией закреплено в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и т. д.

Однако, до принятия всех указанных актов, то есть до середины 90-х гг., действовала система законодательства, по которой были установлены следующие возможности проведения аудиторских проверок:

а) в ст. 155 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г., была предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения годовой финансовой отчетности;

б) Положение об аудите содержалось в законодательстве о ценных бумагах и др.

Необходимо отметить, что аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и не заменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, который осуществляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы. Среди них:

а) Министерство финансов России со Счетной палатой;

б) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России;

в) органы валютного контроля (включая Федеральную службу по валютному и экспортному контролю);

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ