Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.
Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Файлы: 1 файл

аудит мой.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

4. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 "Порядок проведения, аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности" (в  ред. Постановления Правительства  РФ от 21.07.97 г. № 907).

5. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в Российской  Федерации" (с изм. от 21.07.97 г. № 907).

6. Постановление Правительства  РФ от 07.12.94 г. № 1355 "Об основных  критериях (системе показателей) деятельности  экономических субъектов, по которым  их бухгалтерская (финансовая) отчетность Подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (с изм. от 25.04.95 г. № 408).

7. Правила (стандарты) аудиторской  деятельности, одобренные Комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ.

 В указанных документах  отражены нормативные положения  по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.

 

 

 

2.3 ФЗ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял сове место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

  Закон был подготовлен рабочей группой с участием МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 8 августа 2001 г.) и др.

  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

 В законе дано определение  обязательного аудита и приведены  критерии его проведения, определено  понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая  заведомо ложное. Рассмотрено понятие  независимости аудиторов, аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов. Определен порядок контроля  за работой аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

 Три статьи закона  посвящены вопросам управления  аудиторской деятельностью, включая  описание Уполномоченного федерального  органа государственного регулирования  аудиторской деятельности, Совета  по аудиторской деятельности  при Уполномоченном федеральном  органе и аккредитованных профессиональных  аудиторских объединений (организационно-правовая  структура аудиторской деятельности в РФ приведена на рис.2).

 В законе определена  ответственность за нарушение  законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным  законом должны быть приведены  все нормативные акты по аудиторской  деятельности (аттестации, лицензированию  и др.) в РФ.

  Основные положения закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

 Прошедший период после  принятия закона характеризовался  динамичным развитием системы  российского аудита, чему способствовало  значительная работа, проделанная  МФ РФ по реализации основных  положений закона. В развитии  закона были приняты по вопросам  аудиторской деятельности Постановления  Правительства РФ, изданы приказы  и положения Министерства финансов  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ

В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX века в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

1)международные;

2)национальные (в РФ – общероссийские);

3)внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций    и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).

Стандарты обеспечивают:

• единство принципов аудита (единство требований к качеству и    надежности);

• унификацию аудита в вопросах методологии;

• единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности.

Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:

а) могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;

б) может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

в) облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;

г) обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки;

д) обеспечена возможность контроля качества работы аудитора;

е) может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора.

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового. МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).

Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов: №100-199  «Вводные аспекты», №200-299 «Обязанности», №300-399  «Планирование», №400-499  «Внутренний контроль», №500-599  «Аудиторские доказательства», №600-699  «Использование работы третьих лиц», №700-799  «Выводы и отчеты в аудите», №800-899 «Специализированные области», №900-999  «Сопутствующие услуги», №1000-1099 «Положения по международной практике аудита».

В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке общероссийских стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе РФ.

Разработка общероссийских аудиторских стандартов осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности, которой были созданы рабочие группы, состоящие из представителей ЦБ РФ, НИИ, вузов, общественных объединений, ведущих аудиторских организаций. Первые из общероссийских аудиторских стандартов были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности в 1996г. Разработано более 30 общероссийских стандартов, которые устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

После утверждения Правительством РФ общероссийские (федеральные) стандарты являются обязательными для аудиторов, аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов. В настоящее время утверждены 34 федеральных стандарта аудиторской деятельности.

Общероссийским стандартом «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (от 20.10.99г.) установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к проведению проверки и составлению заключения.

При этом под внутрифирменными стандартами понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими стандартами. Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в РФ законодательных и нормативных актов, требований общероссийских стандартов. При отсутствии правовых норм или требований общероссийских стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться стандартами международными.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. В случае прямых указаний в общероссийских стандартах на необходимость разработки на их основе внутрифирменных их следует разработать в первоочередном порядке.

Таким образом, в каждой аудиторской фирме должны быть внутрифирменные стандарты. Общий же их пакет может включать внутрифирменные стандарты по следующим объектам:

  • общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);
  • порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);
  • порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);
  • специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);
  • сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);
  • образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).

Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в России состоялся и получает все большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно – правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово – хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета и другие).

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов. Можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.

I этап (1987-1993): характеризуется  отсутствием единого акта, устанавливающего  основы правового регулирования  аудита; этап «неупорядоченного»  аудита.

II этап (1993-2001): утверждены  Временные правила, содержащие основные  положения, регулирующие отношения  по поводу аудита и заложившие  основы для дальнейшего развития  аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до  настоящего времени, начало которого  связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого ᴨȇриода характерно регулирование  аудиторской деятельности на  законодательном уровне, упорядочение  требований к аудиторам и аудиторским  организациям, приведение этих требований  в соответствие с мировыми  стандартами.

Итак, по данной курсовой работе можно сделать вывод что вывод, в России существует сформировавшийся правовой механизм регулирования аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "Об  аудиторской деятельности" от30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

2. Постановление Правительства  Российской Федерации "Об утверждении  положения о лицензировании аудиторской деятельности" от 16 февраля 2008 г. № 80

3. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.

4. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М. Аудит. М.: ФБК-ПРЕСС, 2007

5.Калинин В.В. Аудиторская  деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого  аудита. Аудит, Юнити,

6. Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И. Аудит: М.,2005

7. Аудит: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 744 с.

8. Подольский В.И. Аудит. М., Аудит, 2007

9. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия. М.: Юнити, 2006

10 Вахорина М.В. Регулирование российского аудита: современный этап // Аудиторские ведомости. 2010. N 12. С. 8 - 15.

11 Васильева М.Б. Основы аудита. Улан-Удэ, ВСГТУ, 2007

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ