Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.
Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Файлы: 1 файл

аудит мой.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

г) органы таможенного контроля (включая Государственный таможенный комитет Российской Федерации);

д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции и др.

Аудиторская палата России, состоящая из теоретиков и практиков аудита, представителей аудиторских фирм и аудиторских объединений, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в стране. Это может быть осуществлено либо взамен ныне существующей Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, либо Аудиторская палата России могла бы работать совместно с этой Комиссией, как предусмотрено в Проекте закона.

Цели, основные направления деятельности, права и обязанности Аудиторской палаты России следовало бы отрегулировать в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", причем более выверенно, нежели это сделано сейчас в существующих проектах закона.

Например, если с течением времени возникнет такая потребность, то в составе руководящего органа может быть создан Дисциплинарный комитет, в обязанности которого вошло бы рассмотрение претензий в отношении имеющих лицензию аудиторов при поступлении заявлений о нарушении ими положений Временных правил. Дисциплинарный комитет как руководящий орган мог бы выполнять и определенные процедуры по наложению штрафов и прочих взысканий, по приостановке действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности либо на ее отзыв. Однако и такой орган, по нашему мнению, как правило, не должен подменять Арбитражный суд при рассмотрении разногласий между аудитором и экономическим субъектом по коммерческим вопросам.

По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов, вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.

Однако, наш взгляд, нецелесообразно перекладывать на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.

Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации – это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров.

Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.

Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.

Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О Государственной налоговой службе РСФСР" возлагают обязанности по контролю за поступлением налогов в бюджет именно на налоговую службу. А аудиторы и их услуги упомянуты в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первая и вторая) совсем в другом контексте:

ст. 39 (возмездное оказание услуг);

ст. 91 (управление в обществе с ограниченной ответственностью);

ст. 103 (управление в акционерном обществе);

ст. 561 (удостоверение состава продаваемого предприятия).

Таким образом, разрабатываемый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не должен противоречить указанному уже действующему законодательству. При подготовке законов, в той или иной мере касающихся аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, специалисты предлагают использовать, например, опыт подготовки Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В преамбуле этого закона раскрыты основные понятия, используемые именно в его целях.

Подобный подход к определению понятий, имеющих существенное значение для толкования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на наш взгляд, крайне важен. Это позволит снизить риск искажений понятий аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите дало бы существенный толчок к развитию легитимных определений, которые пока отсутствуют, а переводная западная литература, к сожалению, еще не выработала устоявшейся терминологии российского аудита. Это будет способствовать и соответствующим научным исследованиям в столь важной для рыночной экономике области деятельности.

В соответствии с Проектом закона (как и сейчас по Временным правилам) вновь создаваемые аудиторские фирмы России начинают (а существующие продолжают?) свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в Государственный реестр аудиторов (ст. 4). Ведение реестра сейчас организует Комиссия (ч. IV, п. 8 Временных правил), а по Проекту закона – Аудиторская палата России (ст. 10), которую Проект закона наделяет широкими полномочиями. И в связи с этим по-прежнему остается актуальным ряд вопросов, причем многие из них уже хорошо знакомы, поскольку те же огрехи были и во Временных правилах (п. 9, 11, 18 и др.).

Непонятно, например, как такое требование государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности согласуется с п. 1, ст. 34 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (там тоже требуется включение всех предприятий в Государственный реестр). Есть ли необходимость вести два государственных реестра? Но допустим, есть второй – специализированный, только для аудиторов (в отличие, скажем, от юристов или художников, артистов или сапожников).

Далее, из содержания такой нормы прямо не вытекает, что в аудиторской фирме уже при ее государственной регистрации, а не позже обязательно должен быть аттестованный аудитор. Строго говоря, к такому выводу можно прийти из анализа некоторых других статей Проекта закона (а Правительство Российской Федерации еще ввело и имущественный ценз для таких специалистов в 51% от уставного капитала фирмы), но к чему такая двусмыслица для отечественных аудиторов? В этой связи, необходимо напомнить, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" необходимо еще и разрешение администрации района (города) на занятие хозяйственной деятельностью.

Основной же предпосылкой качественного повышения уровня аудиторской деятельности является коренное изменение системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Учитывая важность данного вопроса для дальнейшего развития аудиторской деятельности и в целом инвестиционного процесса, нам представляется необходимым укрепить связь аудита с принятой системой учета, причем сделать это именно на законодательном уровне, а не на уровне, скажем, стандартов.

Причем времени на решение проблем аудита практически не осталось. Дело в том, что Временные правила, а теперь и Проект закона породили больше вопросов, чем ответов, и с вводом их в действие, как уже было подчеркнуто и что будет исследовано ниже, риск аудиторской деятельности для отечественных фирм существенно повысился.

То есть, с принятием Закона "Об аудиторской деятельности" существует опасность повторения уже сделанных ошибок. В связи с этим, по нашему мнению, к разработке и доработке закона должны быть привлечены специалисты из негосударственных аудиторских объединений, а также ученые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 ИСТОРИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА  В РОССИИ

Слово «аудит» впервые появилось в России во времена Петра I. Согласно его указа должность аудитора появилась в армии в 1716 г. Аудиторы были призваны расследовать имущественные споры и при этом часто совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря, следователя и прокурора.

Аудиторы были причислены к воинским чинам и только в 1797 г. были переведены в статские чины.

Первых аудиторов часто называли присяжными бухгалтерами. В 1867 г. в ходе проведения во¬енно-судебной реформы должность аудитора была упразднена.

В России были 3 попытки становления аудита:

1831 г. – попытка была  предпринята путем образования  Института присяжных бухгалтеров

1909 г. – путем образования  Института бухгалтеров

1928 г. – путем создания  Института государственных бухгалтеров-экспертов  капитала и отсутствие 

Но все эти 3 попытки не увенчались успехом. Основной причиной этого было недостаточное развитие рынка капитала и отсутствие юридических гарантий аудиторской деятельности.

И только в последние годы аудит начинает развиваться в России как самостоятельная деятельность. Условно выделяется 3 этапа становления аудита в России:

Началом первого этапа считается создание первой аудиторской фирмы. Она была образована специальным постановлением Совета Министров СССР. Это постановление называлось «О создании советской аудиторской организации» от 8.02.1987 г. Название фирмы «Инаудит». Капитал фирмы был определен в 800 тыс. руб. Основными акционерами стали Минфин СССР (55% акций – контрольный пакет), Министерство внешней торговли (10%), Гос. Банк СССР (5%) и другие. Фирма являлась юридическим лицом и целью её деятельности было установлено оказание аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за  границей совместным предприятиям. В «Инаудите» было образовано 10 отделов, каждый из них имел высоко квалифицированный состав и оказывал широкий комплекс услуг, среди которых были:

  • анализ и проверка комм. и финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
  • разработка предложений по улучшению работы предприятия
  • консультирование по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля по операциям с иностранной валютой и так далее

Второй этап пришелся на 1989-1991 гг. В этот период была предпринята попытка принять закон об аудиторской деятельности. Среди отечественных аудиторских фирм, которые возникли в эти годы, следует отметить фирмы «Контакт», «Руфаудит». Эти 2 фирмы стали эталонами, на которые равнялись другие аудиторские фирмы. Заслуга этих фирм и их руководителей – становление и популяризация аудита в России. В учредительных документах этих фирм было предусмотрено проведение проверок фин-хоз и коммерческой деят предпр любой орган-прав формы и формы собственности.  Цель этих проверок состояла в подтверждении достоверности и реальности их ф-б отч. Фирмы также предоставляли услуги по консультированию различных вопросов хоз, правовой, фин и комм деятельности по вопросам бухгалтерского учета, по вопросам налогообложения.

В этот же период при Московском Университете (МГУ) был создан Центр по подготовке бухгалтеров и аудиторов, в нем было организовано обучение аудиторов по нескольким программам (очное четырехнедельное обучение по интенсивной методике). 29 марта 1991 г. состоялось учредительное собрание аудиторской палаты СССР. Её учредителями стали 27 организаций. Был подготовлен проект устава этой палаты и кроме этого был избран её президент (Палий).

Началом третьего этапа условно можно считать 5 декабря 1991 г. В этот период Министерству экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами было поручено рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из важнейших направлений перестройки системы гос фин контроля. Несмотря на отсутствие законодательной базы, особенно бурно развивается аудит, появляются все новые и новые аудиторские фирмы практически во всех крупных городах России. В России насчитывалосья около 800 аудиторских организаций.

В этот период развернулась подготовка аудиторов. Активную роль в этом вопросе взяли на себя крупнейшие ВУЗы России. Аудиторов стали готовить не только на курсах, но они стали сдавать экзамены, им стали выдавать аттестаты, лицензии, сертификаты. В период 1991-1993 гг. в России были проведены 2 конгресса «Аудит в России». На этих конгрессах, особенно на втором из них, рассматривались концепции развития аудита в России. В частности, проводились разработки правового регулирования аудита, рассматривались вопросы стандартов аудита, вопросов подготовки кадров, лицензирование и т. д. Таким образом, усилиями ученых и практиков к середине 1992 г. аудит в России был создан и официально 22 декабря 1993 г. был признан в России.

На сегодняшний день можно отметить следующие ведущие аудиторские фирмы в РФ:

1.«Юникон» (500 сотрудников, около 70 млн. годовой доход)

2.«Росэкспертиза» (200 сотрудников, более 30 млн.)

3.«Группа-Центр-Инвест» (150 сотрудников, примерно 25 млн. руб.)

4 «Руфаудит»

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИКАЗЫ, РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, МИНФИНА РФ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются:

1. Указ Президента РФ  от 22.12.93 г. № 2263 "Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации, утвердивший "Временные правила  аудиторской деятельности"".

2. Распоряжение Президента  РФ от 04.02.94 г. № 54-РП "Об организации  работы Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации".

3. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в Российской  Федерации" (с изм. от 21.07.97 г. № 907).

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ