Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:34, курсовая работа
Переход от одной исторической ступени развития к другой совершается путем экономических, политических и социальных преобразований.
Опыт современного развития показывает, что успешные экономические преобразования в обществе не могут быть осуществлены без активного и последовательного вмешательства государства. Успех преобразований во многом зависит от объективной оценки, как собственного прошлого, так и мирового опыта.
При переходе к рыночным отношениям, при жестких бюджетных ограничениях, без опеки государства, после открытия экономики большая часть старых производственных структур пришла в упадок, приведя к общему сокращению производства.
Введение
1 Причины углубления и проблемы преодоления кризиса в трансформационном процессе.
1.1 Сокращение валового национального продукта.
1.2 Деиндустриализация.
1.3 Социально-политические последствия трансформации.
1.4 К предмету всеобщего кризиса трансформации.
2 Кризисы, сопровождаемые трансформацией.
2.1 Кризис центрально-планируемой системы экономики советского типа.
2.2 Кризис политики трансформации.
3 Теории индустриального общества.
4 Российское общество и власть в период трансформации.
5 Теория собственности в переходной экономике.
Заключение
Список использованной литературы
Увеличивающаяся
Общее ухудшение социально-
Кроме того, воровство и коррупция
достигли таких размеров, при
которых они становятся
Падающие доходы населения и
рост стоимости жизни
В целом можно заключить, что
до сих пор проводимая
Согласно словарным определениям, кризис — это перерыв в функционировании социальной системы с позитивным или отрицательным выходом. Характерные черты динамики кризиса: скорость, неожиданность, затяжной характер, хотя общество ожидает, что кризис будет непродолжительным. Кризис глубоко влияет на систему. В условиях кризиса система дальше не может развиваться, вычерпала ресурсы и смысл существования, наталкивается на сопротивление извне, ощущает внешнюю границу эволюции.
Следует различать собственно трансформацию и период трансформационного кризиса. Трансформация — это особое состояние общества, когда оно находится в процессе модификаций с постоянно изменяющейся структурой. Трансформационный кризис — это этап, переходная стадия от стабильного общества к трансформирующемся обществу.
2. Кризисы, сопровождаемые трансформацией
Кризис трансформации есть комплексное явление, которое обусловлено рядом различных социальных, политических, институциональных и экономических факторов. На основе компаративного анализа развития кризиса во время трансформации в пост коммунистических странах Восточной и Средней Европы можно выделить следующие системные компоненты всеобщего кризиса трансформации:
Следует заметить, что эти три компонента кризиса являются очень тесно друг с другом связанными и друг от друга зависимыми, хотя наступление каждого компонента в ходе трансформации упорядочено по времени.
2.1
Кризис центрально-планируемой
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.
Просуществовав 60 лет, эта система изменила многое в понимании и во взглядах людей. Оптимистические вначале, они изменились на кардинально противоположные в конце ХХ века. Причиной этому явился кризис центрально-планируемой системы.
В России в 1917 г. и в ряде других стран началось создание плановой экономики, которая должна была стать материальной основой социализма. Модель экономики, которую руководство КПСС представляло как социалистическую систему, сформировалась в СССР в конце 20-х — начале 30-х гг. В сфере экономики она характеризовалась следующими основными чертами:
1) государственная собственность
на материальные ресурсы (средства
производства);
2) планирование экономического
развития из единого центра, в качестве
которого выступает государство, выдвигающее
цели развития;
3) плановое (нерыночное) распределение
факторов производства (материальных,
финансовых и трудовых ресурсов) и постепенное
свертывание рыночных отношений в сфере
распределения потребительских благ и
услуг;
4) в основном уравнительное
5) форсированная «догоняющая» индустриализация.
Развитие на основе плановой модели в
течение первых нескольких десятков лет
принесло нашей стране в целом позитивные
результаты. Благодаря мобилизации ресурсов
и их концентрации на важнейших участках
была преодолена разруха после гражданской
войны, осуществлена индустриализация,
сокращено отставание от стран Запада
по ряду важных показателей развития,
обеспечена обороноспособность, повышен
жизненный уровень населения, восстановлена
экономика после Великой Отечественной
войны.
Предпосылками для ускоренного роста
были вовлечение в экономику изобильных
природных и трудовых ресурсов и межотраслевое
перераспределение средств из сельского
хозяйства в промышленность. Эффективность
планового управления обеспечивалась
из-за относительно небольшой номенклатуры
производимых машин, оборудования, сырья,
потребительских благ и сдерживания развития
потребностей населения ограничениями
на заработную плату. Оказалось возможным
формировать в центре плановые натуральные
показатели и добиваться их выполнения
предприятиями.
Однако сложившаяся система централизованного
планирования стала порождать трудности
и серьезные противоречия.
Реальным собственником средств и результатов
труда после ликвидации частной собственности
стала партийно-чиновничья элита. Трудящиеся
превратились в наемных работников государства
при жестком политическом контроле. Механизм
планомерного развития трансформировался
в командную систему, действовавшую на
основе административных директив сверху.
Эта сущностная черта плановой экономики
дала название всему экономическому строю
социализма — административно-плановая
система.
В условиях плановой системы было
невозможно учитывать реальные общественные
потребности и их сдвиги. В результате
плановая система по самой своей сути
рождала дефицит.
Административно-плановая система, дефицит и низкая эффективность.
Отсутствие резервов ресурсов и мощностей в условиях централизованного планирования не позволяет в короткие сроки реагировать на изменение потребностей населения и предприятий. Усложнение производства и расширение номенклатуры товаров предопределяют быстрое нарастание дефицита.
Во-первых, изменяющиеся потребности, с учетом скорости прохождения информации от потребителя к плановым органам и команд из центра к производителям, никогда не могут быть удовлетворены в достаточной мере.
Во-вторых, для того чтобы
выполнять планы, не обеспеченные
ресурсами, предприятия стремились
заказывать бесплатные ресурсы
В-третьих, при расширении номенклатуры выпуска планирование только в натуральных показателях становилось невозможным, и центр прибегал к ценовым показателям. В этом случае предприятия «играли на номенклатуре», старались производить дорогостоящие товары, в цене которых высока доля затрат на сырье, комплектующие и т. п. и мала доля затрат труда. Отсюда не только дефицит дешевых товаров, но и колоссальный перерасход материальных ресурсов для выполнения планов в ценовых показателях.
Плановая экономика породила глубокую
диспропорциональность: быстро развивались
отрасли, выпускающие технику, сырье и
вооружения, в ущерб сельскому хозяйству
и отраслям, производящим потребительские
товары. Увеличение выпуска в тяжелой
промышленности было необходимо в период
индустриализации и в целях обеспечения
обороноспособности. Однако после решения
этих задач механизм планирования «от
достигнутого», низкое качество техники
и технологий, падающая эффективность
производства вынуждали наращивать выпуск
оборудования и сырья.
Медленные темпы развития отраслей
потребительского комплекса ставили объективную
преграду росту доходов населения. Ведь
фонд заработной платы жестко планировался.
Это, в свою очередь, приводило к практике
установления «потолков» зарплат и, по
сути, к уравнительному распределению.
Важными чертами распада административно-плановой
системы были падение темпов прироста
и эффективности производства, деформация
структуры хозяйства, спад инвестиций,
растущая нехватка товаров и услуг, рост
дефицита бюджета, увеличение внешнего
долга и сокращение золотовалютных резервов.
В Советском Союзе уже с начала 70-х гг.
снижение капиталоотдачи не компенсировалось
ростом производительности. На этой основе
происходило падение общей эффективности.
Поддержание прироста национального дохода
обеспечивалось главным образом за счет
освоения новых нефтяных месторождений
и экспорта топливно-
Таблица 2. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в СССР в 1961-1990 гг. (%)
По некоторым оценкам, реальный
ВНП перестал расти уже в 1986
г.
В СССР и других странах с административной
экономикой делались попытки реформирования
плановой системы, однако они давали лишь
кратковременные результаты. Так, перестройка
в СССР в 1985—1991 гг. предполагала создание
двухсекторной планово-рыночной системы,
где рынок играл бы вспомогательную роль
(кооперативы, малые предприятия, индивидуальная
трудовая деятельность). Предприятия получили
свободу в установлении оптовых цен и
зарплаты работникам. Было признано многообразие
форм собственности.
Однако процесс перестройки завершился системным кризисом — распадом всего комплекса не только экономических, но и социальных, межнациональных и территориальных связей. Дефицит бюджета возрос с 2,4% ВНП в 1985 г. до 9,2% в 1988 г., кредитно-денежная система была близка к краху в условиях карточного распределения и бартера, распространилось карточное распределение товаров. Поэтому стала необходимой радикальная реформа, связанная с принципиальными изменениями экономической системы и переходом к рынку.
2.2. Кризис политики трансформации
Задача, которая сейчас стоит перед Россией - осуществить политическую модернизацию, целью которой является создание открытой политической системы, способной эффективно реагировать на новые экономические и социальные потребности общества, осуществить переход от тоталитаризма к демократии.
Общая логика перехода от тоталитаризма к демократии включает целый ряд глубоких общественных преобразований.
При осуществлении такой политической трансформации необходимо решить следующие задачи:
Одной из важнейших задач трансформации тоталитаризма в демократию является изменение сознания тоталитарного общества. Перемены в общественном сознании связаны с отказом от идеологии коммунистического тоталитаризма и утверждением идеологического плюрализма. Особое значение имеет "вытравливание" из сознания граждан рабской психологии покорности властям, правовому диктату чиновничества и преодолению правовой беспомощности населения, т. е. всего того, что внедрялось в общественное сознание, в человеческую психологию десятилетиями в период господства тоталитаризма.
При этом крутой поворот от несвободы к свободе разрушение "единомыслия" может привести и приводит к массовому распространению беспринципности, двурушничества, к худшим формам идеологического предательства.
Информация о работе Причины углубления и проблемы преодоления кризиса в трансформационном процессе