Принципы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет - древнейшая наука. Она появилась в первобытном обществе в виде примитивного учета основных хозяйственных операций и непосредственных хозяйственных связей в общине. Необходимость управления общественным производством в интересах всей общины побуждает ее выделять и содержать специального человека, осуществляющего учет общинного хозяйства

Содержание работы

Введение
Общая характеристика бухгалтерского учета
Предмет и метод бухгалтерского учета
Цель и функции бухгалтерского учета
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
Общие принципы организации бухгалтерского учета
Принцип непрерывности
Принцип денежной оценки
2.4. Учет доходов и расходов и принципы временной определенности и соответствия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету (Автосохраненный).docx

— 80.66 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы народнохозяйственного  учета основывается на научных основах - диалектическом методе и экономической  теории. Научное содержание метода бухгалтерского учета определяется подходом к явлениям хозяйственной  деятельности предприятий, рассмотрения всех средств и процессов в  непрерывном их движении и развитии, единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Вместе с тем, бухгалтерский учет имеет свои, свойственные только ему  способы исследования, которые предопределены особенностями его предмета, то есть объектов, которые отображаются и  контролируются, а также заданий  и требований, которые относятся  к учету. К этим особенностям прежде всего нужно отнести непрерывность  круговорота хозяйственных средств  в процессе деятельности предприятия. Для обеспечения непрерывного и  сплошного наблюдения за хозяйственными операциями в бухгалтерском учете  применяется документация - способ первичной регистрации объектов учета. При этом каждая хозяйственная  операция обязательно оформляется  соответствующим документом, который  служит письменным доказательством  ее осуществления. Документы (в том  числе составленные с помощью  вычислительной техники на машиносчитываемых  носителях - магнитных, бумажных) служат обоснованием для отображения хозяйственных  операций в бухгалтерском учете. Поэтому они должны содержать  всю необходимую информацию, быть своевременно составленные и подписанные  должностными лицами, ответственными за осуществление операции.

Однако в процессе хозяйственной  деятельности могут иметь место  такие события, которые в момент их возникновения невозможно оформить соответствующим документом (например, естественные потери или порчи материальных ценностей при хранении, неисправность приборов, злоупотребления материально ответственных; лиц, ошибки в учету и тому подобное), что приводит к разногласиям между фактическим наличием ценностей и показателями учета. Для выявления таких разногласий периодически проводят инвентаризацию, во время которой проверяют фактическое наличие материальных ценностей; получены данные сравнивают с показателями учета, а обнаруженные разногласия (недостатки, остатки) документируют и отображают в учете. Рядом с документацией инвентаризация служит важным средством контроля за достоверностью показателей учета, сохранением хозяйственных средств, законностью осуществляемых операций.

Бухгалтерский учет отображает большое количество разнообразных  объектов - средств, источников их формирования, хозяйственных процессов, для обобщения  которых требуется единственный измеритель - оценка. Оценка - это способ денежного измерения средств  и процессов. С помощью оценки натуральные и трудовые измерители переводят в денежный. В результате денежной оценки предприятие может  определить общую стоимость основных и оборотных средств, которые  находятся в его распоряжении, контролировать их использование в  процессе хозяйственной деятельности. Денежная оценка является необходимой  предпосылкой для отображения хозяйственных  операций в учете.

Основные принципы оценки хозяйственных средств устанавливаются  государственными органами и являются обязательными для предприятий  и организаций всех форм собственности, чем обеспечивается единство оценки средств во всем народном хозяйстве. В отдельных случаях оценка может  быть осуществлена только после отображения  всех затрат, связанных с определенным хозяйственным процессом (например, фактическую себестоимость готовой  продукции можно определить только после отображения в учете  всех затрат, связанных с процессом  ее производства). Себестоимость объектов учета (приобретенных материалов, изготовленной продукции, выполненных работ) определяют с помощью калькуляции, которая служит обоснованием для их денежной оценки. Следовательно, оценка и калькуляция нужны для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции, оформленные  соответствующими документами, имеют  разрозненный характер. Поэтому возникает  необходимость в группировании  операций за определенными однородными  признаками, чтобы получить нужную информацию о наличии и движении отдельных видов средств и  источников их формирования, об осуществлении  отдельных хозяйственных процессов  и полученных по них результатах . Такое группирование в бухгалтерском  учете обеспечивается за помощью  системы счетов.

Счета бухгалтерского учета  являются способом группирования хозяйственных  операций, оформленных соответствующими документами, за экономически однородными  признаками для систематического контроля за изменениями средств и их источников в процессе хозяйственной деятельности. На каждый объект бухгалтерского учета  открывается отдельный счет, записи на котором осуществляют только на основании соответствующих документов. В результате получают систематизированную  информацию, необходимую для управления, анализа и контроля за деятельностью  хозяйства.

Хозяйственные операции, которые  непрерывно осуществляются на предприятии, вызывают взаимоувязанные изменения  в средствах и источниках их формирования. Это предопределяет необходимость  отображать хозяйственные операции в системе счетов способом двойной  записи, при которой сумму каждой операции записывают в определенном порядке на двух счетах. Например, операция приобретения материалов приводит, с  одной стороны, к увеличению производственных запасов, а из другого - к уменьшению денежных средств на счете предприятия, оплаченных поставщику за приобретенные ценности. Поэтому операцию по приобретению материалов записывают на двух счетах: на одном из них отображают поступление материальных ценностей, а на втором - расходование денежных средств. Соответственно, отпуск материалов на производство продукции с помощью двойной записи отображается как увеличение затрат производства и уменьшения запасов материалов на составах. Такой способ записи хозяйственных операций в системе счетов раскрывает их экономическое содержание и обеспечивает контроль за использованием ресурсов .

Таким образом, оценены объекты  бухгалтерского учета подлежат экономическому группированию в системе счетов с применением способа двойной  записи, которая обеспечивает взаимосвязь  показателей хозяйственной деятельности.

Для получения информации о наличии и составе имущества  предприятия периодически составляют бухгалтерский баланс, в котором  сравнивают совокупность средств хозяйства  в денежной оценке с источниками  их формирования и целевым назначением. Поскольку каждый вид средств  хозяйства имеет определенный источник образования, то общая стоимость  средств равняется источникам их формирования. Это равенство сохраняется  после любой хозяйственной операции. Обоснованием для составления баланса  служат записи на счетах. Чтобы обеспечить достоверность показателей баланса, записи на счетах периодически уточняют с помощью инвентаризации. Периодическое  составление баланса дает возможность  осуществлять контроль за изменениями  в составе средств и их источниках, определять финансовый состояние предприятия.

Для получения информации о результатах деятельности предприятия  за отчетный период, кроме баланса, на основании записей на счетах составляют другие формы отчетности (отчет о  финансовых результатах, отчет о  собственном капитале и тому подобное). Отчетность завершает текущий учет в системе счетов и полностью  предопределенная его данными. Показатели баланса и других форм отчетности анализируют для получение информации, необходимой для управления и контроля. Таким образом, основными способами (или элементами) метода бухгалтерского учета является:

  • документация и инвентаризация;
  • оценка и калькуляция;
  • система счетов и двойная запись;
  • баланс и другие формы отчетности.

При условиях внедрения автоматизированных систем управления, использования современной  высокопродуктивной вычислительной техники  все элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, оценка, калькуляция, балансовое обобщение) сохраняются, однако происходят коренные изменения  в технике сбора, регистрации  и прорабатывания учетной информации. Повышение оперативности и аналитической  учетной информации имеет большое  значение для усиления стратегических и регулирующих функций управления.

 

1.2. Цель и функции бухгалтерского  учета

 

Основная цель бухгалтерского учета - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решения. Эти решения касаются распределения  и использования ограниченных экономических  ресурсов: денег, земли, рабочей силы. От того, как мы распределяем и используем эти ресурсы, зависят всемирные  сбережения, цены, заработная плата, производство товаров и услуг, адекватность наших  запасов продовольствия, качество транспортных систем а также то, какие страны процветают, а какие- переживают спад.

Финансовый учет- информация общего назначения. Финансовый учет относится  к информации, описывающей финансовые ресурсы, обязательства, действия юридического лица (индивидуума, организации).

Управленческий учет включает обработку информации, предназначенной  для достижения управленческих целей. Менеджеры используют эту информацию для определения глобальных целей  компании, оценки работы отделов и  индивидуумов, принятия организационных решений.

Огромные возможности  компьютеров позволяют большим  компаниям поддерживать интегрированные  информационные системы, которые обеспечивают аналитиков как финансовой так и  нефинансовой информацией. Финансовая информация, однако, включает большую  часть управленческих данных.

Любая система бухгалтерского учета отражает экономическую деятельность компании. Записи делаются в соответствии с датой совершения сделок, информация обобщается и оформляется для  нужд аналитиков, инвесторов, менеджеров и государственных органов.

Регистрация экономической  деятельности по сделкам. Отчетность содержит информацию, которая отражалась в  системе бухгалтерского учета. Регистрируя  экономическую деятельность, бухгалтера интересуются только завершенными сделками, которые тут же изменяют финансовые ресурсы или обязательства фирмы  и могут быть объективно отражены в денежно-кредитных средствах, как  например: покупка или продажа  товаров или услуг, получение  денежных средств и осуществление  платежей. Регистрация сделок в системе  бухгалтерского учета может быть выполнена многими способами: письменно  или используя компьютер.

Основное достоинство  такого подхода- надежность отображаемой информации, основанной на прошедшей  деятельности, результаты которой могут  быть измерены с разумной объективностью. С другой стороны, сосредоточение бухгалтеров  только на сделках снижает полезность использования отчетности. Некоторые  важные аспекты деятельности не отображаются, так как они не подпадают под  определение сделки. Например, смерть управленца, технологический прорыв, крупное достижение отделом исследования компании или продвижение нового изделия конкурентом- все это не сделки, и поэтому они не могут быть зарегистрированы в отчетах бухгалтерского учета. Эти случаи могут причинять существенные изменения в финансовых ресурсах и обязательствах фирмы, но немедленных результатов они не повлекут. Кроме того, объективно эти события оценить нельзя.

 

2. Основополагающие  принципы бухгалтерского учета

2.1. Общие принципы  организации бухгалтерского учета

 

Эффективность хозяйствования субъектов во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета.

Общими принципами организации  бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются:

1. Начисление. Финансовые  отчеты составляются на основе  принципа начисления, в соответствии  с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы  и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные  средства получены или выплачены.  Согласно принципу начисления  следует использовать процедуры  начислений, отсрочки и распределения  для приведения в соответствие  доходов и расходов отчетного  периода, которые могут быть  получены в результате одной  и той же или косвенно связанных  операций или событий. 

2. Непрерывность. Предполагается, что субъект продолжает свою  деятельность в течение неопределенного  периода времени и что нет  подтверждения того, что субъект  имеет намерение или необходимость  ликвидации или существенного  сокращения деятельности в обозримом  будущем. 

3. Понятность - информация, представляемая  в финансовых отчетах, должна  быть понятна пользователям. 

4. Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

5. Существенность. Информация  является существенной, если ее  пропуск или неправильное представление  могут повлиять на экономические  решения пользователей информации, принятых на основе финансовой  отчетности.

6. Достоверность. Информация  является достоверной, когда в  ней отсутствует существенная  ошибка или предвзятость, и на  нее могут полагаться пользователи.

7. Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.

8. Нейтральность. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть надежной, быть свободной от предвзятости.

9. Осмотрительность. Это соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимое для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

10.Завершенность. В целях  обеспечения достоверности информация  в финансовых отчетах должна  быть полной.

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета