Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:08, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими. В хозяйственном учете для количественного выражения имущества предприятия, его обязательств и хозяйственных операций применяются два вида измерителей: натуральные (в том числе трудовые и физические) и денежные. Натуральные измерители служат для характеристики учитываемых объектов в натуральном выражении. В зависимости от свойств объекта применяются различные физические измерители (метр, литр, килограмм, киловатт-час и т.д.). Трудовые измерители (час, день, месяц) — это также разновидность натуральных измерителей. Они используются при исчислении количества затрат рабочего времени.

Файлы: 1 файл

Teoria_BU_-_razdatka.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

5.5. Оценка

Оценка — денежное выражение стоимости объекта в бухгалтерском учете, т.е. та сумма, в которой объект признается в учете и отчетности.

Выделяются оценки: обязательств, доходов и расходов организации, а также средств производства и материально-производственных запасов.

Дебиторская задолженность, как правило, оценивается исходя из условий, установленных  договором между организацией и должником. Эти же условия используются и при оценке доходов организации. Кредиторская задолженность оценивается исходя из условий ее возникновения. Расходы признаются в бухгалтерском учете в фактических суммах.

Приобретаемое имущество оценивается  в зависимости от источника приобретения. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного самой организацией, — по стоимости его изготовления.

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта; комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеторговым и иным организациям; таможенные пошлины и иные платежи; затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными актами Минфина России и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

5.6. Калькулирование

Калькулирование — результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета и одновременно способ их оценки.

Под предметом калькулирования  понимается тот объект бухгалтерского учета, стоимость которого необходимо знать органам управления организацией и иным пользователям бухгалтерской информации.

Калькулированию подлежат все процессы деятельности организации. В процессе приобретения средств производства определяется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе заготовления материально-производственных запасов выявляется их себестоимость и себестоимость процесса заготовления в целом. В процессе производства с помощью калькулирования определяется производственная себестоимость различных видов продукции. В процессе продаж исчисляется полная себестоимость проданной продукции и выручка от нее.

Таким образом, калькулирование квалифицируется  как элемент метода бухгалтерского учета и выступает в качестве необходимого дополнения к оценке.

5.7. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс является одной  из форм отчетности. Порядок составления  и требования, предъявляемые к балансу, закрепляются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (далее — ПБУ 4/99), а также Приказом Минфина от 02.07.10 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерский баланс представляет собой свод конечных сальдо всех счетов. В обобщенном виде баланс представляет собой двустороннюю таблицу: левая ее часть называется актив, правая — пассив. В активе баланса собираются сведения о величине имущества организации, в пассиве — об источниках образования этого имущества.

Итог актива баланса равен итогу  его пассива (данное равенство принято  называть общим балансовым уравнением).

Итог баланса иначе называется валютой баланса.

В настоящее время в действующем балансе имеется два раздела в активе и три — в пассиве. Каждый раздел подразделяется на статьи. Каждая статья имеет свой порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах бухгалтерского учета.

Существует несколько видов  баланса:

  • отчетный баланс — на отчетную дату;
  • вступительный баланс — информация по средствам и источникам предприятия на начало деятельности;
  • ликвидационный баланс — составляется при осуществлении процесса ликвидации;
  • разделительный баланс — составляется при разделе предприятия;
  • объединительный баланс — составляется при слиянии предприятий.

5.8. Бухгалтерская отчетность

Состав, порядок составления и представления отчетности регламентируется Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за определенный период.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Организации должны составлять бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года, при этом месячная и квартальная отчетность являются промежуточными.

Отчетным годом для предприятий  считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных предприятий первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода включительно.

В состав годовой отчетности включаются:

  • Бухгалтерский баланс (ф. № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Аудиторское заключение также может  быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям); в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

 

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

  • Бухгалтерский баланс (ф. № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2).

Тема 6. Классификация счетов

При правильной организации бухгалтерский  учет должен иметь систему счетов, которая в достаточной мере отражала бы и характеризовала всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому, зная характерные свойства групп счетов, можно составить представление и о функциях каждого отдельного счета. Следовательно, классификация счетов бухгалтерского учета — это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Счета бухгалтерского учета можно  классифицировать:

1) по связи с балансом: активные, пассивные, активно-пассивные, забалансовые;

2) по назначению и порядку ведения записи:

  • материальные или имущественные счета — применяются для контроля и учета основных средств, нематериальных активов, материальных средств (счета 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 07 «Оборудование к установке» и т.д.). Эти счета являются строго активными;
  • денежные счета — предназначены для учета операций с денежными средствами (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и т.д.). Эти счета также являются активными;
  • фондовые счета — предназначены для учета устойчивых и долговременных источников формирования средств (счета 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»). Строго пассивные счета;
  • контрактивные счета (регулирующие) — предназначены для регулирования оценки объекта. Открываются в дополнение к основным имущественным счетам для корректировки оценки объекта (счета 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»);
  • собирательно-распределительные счета — используются для учета расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенную произведенную или реализованную продукцию. В конце месяца эти расходы относят на конкретный вид продукции в соответствии с принятой методикой (счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»). Таким образом, данные счета не имеют сальдо и в балансе предприятия не отражаются;
  • калькуляционные счета — предназначены для отражения производственных затрат, которые учитываются при составлении калькуляционных расчетов для определения фактической себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг) (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу»). Строго активные счета;
  • ссудные или кредитные счета — предназначены для учета кредитов банка (66 «Краткосрочные кредиты и займы», 67 «Долгосрочные кредиты и займы»). Счета строго пассивные;
  • расчетные счета — предназначены для учета системы расчетов организации. Например, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 75 «Расчеты с учредителями» и т.д. Счета активно-пассивные;
  • бюджетно-распределительные счета — предназначены для разделения расходов между отчетными (бюджетными) периодами. Сюда относится, например, такой счет как 98 «Доходы будущих периодов»;
  • операционно-результатные счета — предназначены для сбора информации о доходах и расходах организации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки») и определения финансового результата. Активно-пассивные счета;

3) по степени детализации показателей:

  • синтетические счета (счета первого порядка) — содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях по экономически однородным группам. Учет ведется только в денежном измерителе и дает общую характеристику объекта;
  • субсчета (счета второго порядка) — являются промежуточными между синтетическими и аналитическими счетами. Предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета;
  • аналитические счета (счета третьего порядка) — детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества и операциям. Учет организуется как в денежном, так и натуральном и трудовом измерителях. Следовательно, несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов — один синтетический счет.

Тема 7. Общие принципы бухгалтерского учета хозяйственных процессов

Организации совершают разнообразные  хозяйственные операции, которые составляют содержание основных хозяйственных процессов. Именно хозяйственные процессы являются для организации объектами, которые составляют хозяйственную деятельность. Основными хозяйственными процессами являются:

  1. заготовление товарно-материальных ценностей;
  2. производство продукции (работ, услуг);
  3. продажа продукции (работ, услуг).

Основные принципы бухгалтерского учета процесса  
заготовления товарно-материальных ценностей

Процесс заготовления представляет собой  комплекс хозяйственных операций по обеспечению организации сырьем, материалами, топливом, энергией и другими предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления производства продукции (работ, услуг). В данном процессе приобретается имущество как длительного пользования, так и одноразового использования.

При покупке производственных запасов  организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (по перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад предприятия и т.д.). Вышеуказанные расходы называются «расходы по заготовке и доставке». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) запасов складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей.

Основными счетами бухгалтерского учета, используемыми в процессе заготовления, являются: 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета».

Покупатель, получив от поставщика счет на отгруженные ему материалы, акцептует его (дает согласие на оплату) или отказывается от акцепта. На основании акцепта счета в учете предприятия производится бухгалтерская запись по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость материалов по покупным ценам.

По дебету счета 10 «Материалы» кроме  покупной стоимости материалов учитываются  дополнительные расходы, связанные  с доставкой, разгрузкой, укладкой материалов. Суммируя стоимость материалов по покупным ценам и дополнительные расходы, подсчитываем фактическую себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей.

Таким образом, несмотря на то, что  покупная цена материалов равна 756 000 руб., их фактическая себестоимость составила 812 000 руб.

Задачами бухгалтерского учета  процесса заготовления (приобретения) ресурсов являются:

  • документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления материалов, основных средств, нематериальных активов;
  • достоверное исчисление первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов, фактической себестоимости приобретенных материалов;
  • своевременное погашение задолженности поставщикам и подрядчикам.

Пример расчета фактической  себестоимости приобретенных  
товарно-материальных ценностей

№ 
п/п

Краткое содержание хозяйственной операции

Сумма (руб.)

1

Принят  к оплате (акцептован) счет поставщика за основные материалы:

а) стоимость материалов по покупным ценам;

б) расходы по перевозке материалов по железной дороге (ж/д тариф)

756 000

44 000

2

Принят  к оплате счет автотранспортной организации за перевозку материалов с ж/д станции на склад покупателя

10 000

3

Принят  авансовый отчет по оплате за разгрузку  и укладку материалов на складе

2000

4

Перечислено с расчетного счета:

а) поставщику за материалы;

б) автотранспортной организации

800 000

10 000

5

ИТОГО: фактическая себестоимость приобретенных  материалов

812 000

Информация о работе Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике