Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение налогового планирования предприятия.
В соответствии с целью определены задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основ налогового планирования на предприятии;
- изучить налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»;
- исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы налогового планирования на предприятии
1.1 Понятие и содержание налогового планирования
1.2 Классификация налогового планирования
1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии
2 Налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»
2.1 Организация налогового планирования на предприятии
2.2 Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии ао «имсталькон»
3 Повышение ээфективности налогового планирования на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.98 Кб (Скачать файл)

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации  налоговых платежей целесообразно  привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста  по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации  налоговых платежей выполняет четко  определенные функции:

-  руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации

-  юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами

-  бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить

-  специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Виды налогового планирования

1.3 Принципы, этапы и уровни налогового  планирования на предприятии 

 

Налоговое планирование конкретного  субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки  зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие  действующему законодательству;

2) знание и подробное  изучение позиции налоговых органов,  а также судебной практики  по тем аспектам налоговых  правоотношений, которых касается  оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик  должен предвидеть последствия  некорректного применения различных  методов и схем налоговой оптимизации,  которые могут повлечь за собой  крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет  финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов,  в том числе с оборота, по  результатам общей деятельности  по отношению к конкретной  сделке или проекту в зависимости  от различных правовых форм  ее реализации);

6) индивидуальность налогового  планирования. Налоговая схема работы  каждой организации и финансовая  схема каждой сделки во многом  уникальны, и практические советы  могут даваться в каждом конкретном  случае после предварительной  правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации. Специалисты  отмечают, что процесс налоговой  оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых  оригинальных решений и схем  работы организации;

- постоянное изучение  специальной литературы, изучение  и анализ опыта других организаций  этого профиля и смежных сфер  бизнеса. [14, c. 54]

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить  на несколько этапов.

1. Принятие решения. На  основе подготовленной информации  первый руководитель или его  заместители осуществляют акт  решения;

2. Подготовка решения.  Комплексная подготовка решения  с привлечением указанных в  матрице подразделений или должностных  лиц;

3. Участие в подготовке  решения, заключающегося в подготовке  отдельных вопросов или информации  по поручению подразделений или  должностного лица, ответственного  за подготовку решения;

4. Обязательное согласование  на стадии подготовки решения  или его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения  решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям  структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при  составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические  ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий  по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической  базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием  налоговых платежей; вторая часть  создается специально в целях  функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации  налогового планирования формируется  исходя из потребностей в осуществлении  мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия  должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый  план предприятия должен иметь следующие  разделы:

1. Календарь налогоплательщика  по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков,  временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные  исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных  мероприятий;

3. График налоговых выплат  с учетом применения мероприятий  по оптимизации налогового портфеля  и налоговых льгот по конкретным  налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии  является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической  информации, внесению изменений в  справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых  данных.

Налоговое планирование предусматривает  несколько уровней, каждый из которых  требует определенных знаний и навыков:

-  уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;

-  уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;

-  уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность  налогового планирования значительно  повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая  предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей  и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией  схем минимизации налоговых платежей.

 
2 Налоговое планирование на  предприятии АО «Имсталькон» 

 

2.1 Организация  налогового планирования на предприятии  

 

АО «Имсталькон» на протяжении многих лет является ведущим предприятием по изготовлению строительных металлоконструкций. Выпуск металлоконструкций освоен в 1963 году – с момента пуска завода в производство. Кроме типовых строительных металлоконструкций завод специализируется на выпуске сложных, нетрадиционных металлоконструкций. КЗМК производит следующие строительные металлоконструкции: каркасы зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства, конструкции жилых и общественных зданий и специальных сооружений, металлоконструкции автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов, нестандартное оборудование большинства отраслей промышленного производства, а также кислород технический и медицинский.

Размер объявленного уставного  капитала общества равен выпущенному (оплаченному) уставному капиталу Общества, состоит из вкладов акционеров и  составляет 300 000 000 тг. Уставный фонд разделен на 1 500 000 шт. акций номинальной стоимостью 200 тг.

В таблице 2.1 отраженны данные объема товарной и реализованной  продукции за 2006 и 2007 гг. в денежном выражении.

Таблица 2.1 - Объем товарной продукции за 2006 и 2007 гг тыс.тг

№п/п

Наименование

2006

2007

Темп роста,

1

Товарная продукция

1 655 536

2 278 144

137,6

 

в т.ч. металлоконструкции

1 620 287

2 241 041

138,3

 

прочие м/к

11 691

16 482

141,0

 

кислород

22 885

18 958

82,8

 

теплоэнергия

673

1 663

247,1

2

Реализация товарной продукции

1 578 989

2 292 391

145,2


 

В 2007 г. на основании заключенных  договоров произведено товарной продукции на сумму 2 278 144 тыс.тг, что составляет 137,6 % товарной продукции 2006 г., т.е. товарная продукция в 2007 г. увеличилась на 622 608 тыс. тг., или на 37,6%.

Сумма задолженности по расчетам с бюджетом на начало года составила 49929 тыс.тг., из них отсроченная по решению Правительства РК – 33131,2 тыс.тг. Начислено налогов за 2007 год 176675 тыс.тг. в т.ч. социальный налог – 60893 тыс.тг., земельный налог – 2397 тыс.тг., налог на имущество – 2557 тыс.тг., налог на транспортные средства – 222 тыс.тг., по зоне отдыха – 268 тыс.тг., уплачено – 157559 тыс.тг. Начислено пени за несвоевременную оплату налогов в сумме 228 тыс.тг., уплачено – 240 тыс.тг. Остаток задолженности на конец года по налогам составил 63139 тыс.тг. из них отсроченных налогов – 33131,2 тыс.тг..

Организационная структура  налогового планирования на АО “Имсталькон” представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организационная  структура налогового планирования АО “Имсталькон”

 

Организационная структура  налогового планирования на АО “Имсталькон”  строится исходя из функционального состава планирования налоговых платежей: собственно планирования (на рисунке 1 - область А), реализации плана (область Б) и контроля за реализацией плана (область В), а также в соответствии с выбранным на предприятии линейно-функциональным принципом построения управленческих взаимосвязей.

Планирование налоговых  отчислений производится в рамках разработки годовой производственной программы, которая формируется планово-экономическим  отделом совместно в области  прогнозирования налоговых выплат с финансовым отделом и отделом  по контролю за уплатой налогов (управленческая связь 1). При этом с отделом по контролю за уплатой налогов согласовывается график уплаты текущих налогов, а также погашение реструктурированной задолженности; финансовый отдел предоставляет информацию касательно прогнозов наличия финансовых ресурсов на дату запланированной уплаты налоговых платежей. Сверстанный план производства передается в порядке согласования директору по экономике (2), который критически анализирует его совместно, в части исчисления налоговых платежей, с главным бухгалтером и финансовым директором (3), вносит коррективы и утверждает у генерального директора (внешнего управляющего) (4). Утвержденная производственная программа передается на исполнение (5).

Следующий этап - реализация запланированных показателей. Отдел  налогообложения и сводной отчетности исчисляет и закрепляет в бухгалтерском  учете налоговые платежи, формирует  бухгалтерскую отчетность, заполняет  налоговые декларации, которые передаются на оценку в отдел контроля за уплатой налогов (6). Отдел контроля за уплатой налогов в необходимых случаях согласовывает данные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органа либо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов при анализе деклараций (7). Кроме того, изучается возможность уплаты исчисленных платежей финансовой службой (7), учитывая дефицит ликвидности, испытываемый предприятием. В дальнейшем бухгалтерская и налоговая отчетность утверждается у заместителя главного бухгалтера по налогам (8), подписывается главным бухгалтером и направляется отделом налогообложения и сводной отчетности в Налоговой Комитет (10). Финансовая служба производит уплату налогов (11) по распоряжению заместителя главного бухгалтера по налогам (9), согласованному с финансовым директором.

Информация о работе Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии