Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение налогового планирования предприятия.
В соответствии с целью определены задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основ налогового планирования на предприятии;
- изучить налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»;
- исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы налогового планирования на предприятии
1.1 Понятие и содержание налогового планирования
1.2 Классификация налогового планирования
1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии
2 Налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»
2.1 Организация налогового планирования на предприятии
2.2 Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии ао «имсталькон»
3 Повышение ээфективности налогового планирования на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.98 Кб (Скачать файл)

Существует некая усредненная  статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных  типов и сфер деятельности. Разработанные  поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые  рассчитываются на основании обработки  статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.

В практике работы часто встречаются  случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь  связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут  быть взаимно зачтены.

Оптимизация налогообложения  предполагает: минимизацию налоговых  выплат (в долгосрочном и краткосрочном  периоде при любом выпуске) и  недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что  достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» - термин, который вводит в заблуждение. В  действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия  после налогообложения. [15,c.57]

В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить  размер чистой прибыли, с помощью  юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко  значительные усилия для того, чтобы  уменьшить размер «прибыли для целей  налогообложения».

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как  такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация  налоговой политики предприятия  позволяет избежать переплаты налогов  в каждый данный момент времени, пусть  не намного, но, как известно, сегодняшние  деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. Ситуация, когда предприятие  платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве  закона формально, без привязки к  особенностям собственного бизнеса, встречается  все реже и свидетельствует о  том, что над налогами на предприятии  никто не работал.

Сокращение налоговых  выплат лишь на первый взгляд ведет  к увеличению размера прибыли  предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних  налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а  построение эффективной системы  управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет  достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой  оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед  внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность - это полнота  использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона - учет всех возможных  правовых последствий использования  схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность - схема рассматривается  с точки зрения сложности в  управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность - это устойчивость схемы к изменению  внешних и внутренних факторов, в  том числе к действиям партнеров  по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

При резком изменении или  значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам существует риск подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно  затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически  невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными  потерями даже при корректном ведении  бухгалтерского учета. Кроме того, следует  отдавать себе отчет, что при безоглядном  применении налоговой минимизации  нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное  и заслуженное внимание фискальных служб.

Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается  использование льгот в сочетании  с другими приемами, часто в  большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных  налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости  от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после  совершения какой-либо хозяйственной  операции или прошествия налогового периода, а до этого.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая  схема работы каждой организации  и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное  заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Государство предоставляет  множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено  и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных  ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической  квалификации законодателей, но и ввиду  невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и  уплате того или иного налога.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику  достаточно много возможностей для  снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Внутреннее планирование.

1. Выбор учетной политики  организации (один раз в финансовый  год)

Учетная политика предприятий  разрабатывается в соответствии с:

1  Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № №234-III; [4]

2  Национальными стандартами финансовой отчетности;

3  Приказом Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности №2» от 21.06.2007 г. №217

4   Приказом Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23.05.2007г. № 185

Организации, руководствуясь законодательством Республики Казахстан  о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности. Таким образом, возможно изначальное  создание поля доказательств, подтверждающих обоснованность и законность того или  иного толкования нормативно-правовых актов и действий налогоплательщика. [18, c.5]

2. Создание контрактных  схем позволяют выбрать оптимальный  налоговый режим осуществления  конкретной сделки с учетом  графика поступления и расхода  финансовых и товарных потоков.. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

3. Льготы. Льготы по налогам  занимают важное место в налоговом  планировании. Теоретически это  один из способов для государства  стимулировать те направления  деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия  из обложения определенных элементов  объекта; освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы.

Для того, чтобы максимально эффективно применять в налоговом планировании льготы, предоставленные законодательством, необходимо подготовить специальную подборку из законодательной базы или заказать у консультационной компании. Ее необходимо постоянно (не реже, чем в месяц) пополнять и корректировать.

Иногда льгота напрямую может не относится к организации, но при определенных, чисто бумажных (формальных) изменениях или интерпретациях деятельности существует возможность попасть в число льготников.

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

-  финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

-  малых форм предпринимательства;

-  занятости инвалидов и пенсионеров;

-  благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

4. Использование оборотных  средств.

Наиболее простыми методами налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли  за счет применения ускоренной амортизации, учет налоговых льгот прямого  использования.

5. Порядок использования  и распределения прибыли организации

Определяется учредительными документами организации. В основном определяется наличием льгот и преференций, предоставляемых налоговой юрисдикции по месту расположения головного  офиса организации.

Специальные методы налоговой  оптимизации имеют более узкую  сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная  операция, а только ее часть, либо хозяйственная  операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет  достичь ожидаемого результата.

Метод отсрочки налогового платежа  основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения  на последующий календарный период. В соответствии с действующим  законодательством срок уплаты большинства  налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения  и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет  целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или  замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так  и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного  влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Классификация налогов в  целях их минимизации.

Классификация отталкивается  от положения налога относительно себестоимости:

1. Налоги, находящиеся «внутри»  себестоимости. Уменьшение таких  налогов приводит к снижению  себестоимости и к увеличению  налога на прибыль. В итоге  эффект от минимизации таких  налогов есть, но он частично  гасится увеличением налога на  прибыль.

2. Налоги, находящиеся «вне»  себестоимости (НДС). Минимизация  выплат по НДС заключается  не только в минимизации выручки  (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС,  который идет в зачет (НДС,  выплаченный всей цепочкой поставщиков)  и компенсируется компании.

3. Налоги, находящиеся «над»  себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться  к уменьшению ставки (путем замены  лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.

Информация о работе Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии