Принципы составления платежного баланса и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является систематизация и обобщение основных знаний по теме «платежный баланс».
В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи: 1) посмотреть как платежный баланс определяется в разных источниках учебной литературы; 2) рассмотреть структуру платежного баланса; 3) выявить факторы на него влияющие; 4) рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса; 5) выявить практические аспекты составления платежного баланса; и 6) дать его оценку на примере Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
1.1.Понятие платежного баланса
1.2. Структура платежного баланса
1.3.Факторы, влияющие на платежный баланс
2.МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса
2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса
2.3.Методы балансирования платежных балансов
3.ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ЕГО ОЦЕНКА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Задача 2.docx

— 75.07 Кб (Скачать файл)

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы и инфляции.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс.

Государственное регулирование  охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия  на цены (предоставление экспортерам  налоговых, кредитных льгот, изменение  валютного курса и т.д.). Для  создания заинтересованности экспортеров  в освоении внешних рынков государство  предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации  основного капитала, предоставляет  им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять  определенную экспортную программу.

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым»  операциям платежного баланса принимаются  следующие меры:

• участие государства  в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных  туристов;

• содействие строительству  морских судов за счет бюджетных  средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных  расходов на научно-исследовательские  работы в целях увеличения поступлений  от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение  въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов  направлено, с одной стороны, на поощрение  внешнеэкономической экспансии  национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока  иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия  для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные  гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и  политического риска. [8, с.140 - 143] 

 

2.2 Методы регулирования  профицитного (активного) платежного баланса

При активном платежном балансе  государственное регулирование  направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С  этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация  валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов  и ограничения их импорта.

Обычно применяется компенсационное  регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных  комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. [8, с. 143-144]  

 

2.3 Методы балансирования  платежных балансов

Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так  как итоговые показатели основных и  балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления  по текущим статьям, то возникает  проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют  источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно  для этого используются иностранные  займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и  дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса  МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх  этой резервной позиции обусловлены  жесткими требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.

Для покрытия пассивного сальдо баланса используются краткосрочные  кредиты по соглашениям «своп», взаимно  предоставляемые центральными банками  в национальной валюте.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся  также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной  помощи.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование  официальных валютных резервов.

После отмены золотого стандарта  применение золота для покрытия дефицита платежного баланса сократилось. В  условиях официальной демонетизации  золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредованной формой путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен  на необходимую валюту.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса  служат резервы свободно конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных  балансов национальной валютой, так  как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой  для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем  перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия  СДР незначительна, их доля в международных  ликвидных резервах невелика. Они  неравномерно распределяются между  странами — членами МВФ в зависимости  от их взносов в его капитал. Вопреки  первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для  погашения пассивного сальдо платежного баланса. В 1979 - 1998 гг. страны — члены  ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли также экю, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным  средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных  и национальных ценных бумаг на иностранную  валюту. Например, США частично покрывают  пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством  погашения дефицита платежного баланса  служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе  досрочного) внешней задолженности  страны, предоставления кредитов иностранным  государствам, увеличения официальных  золотовалютных резервов, вывоза капитала.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса  с середины 70-х гг. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности  национального регулирования. С  возрастанием интерпретации воспроизводства  длительное неравновесие платежного баланса  усиливает диспропорции в экономике  отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: унификация правил основных форм международных расчетов, согласование условий государственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственные кредиты, кредиты международных финансовых институтов.

Мировой опыт регулирования  платежного баланса свидетельствует  о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает  две тенденции — партнерство  и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным  платежным балансом. Возникают острые конфликты по вопросам либерализации  рынков финансовых услуг и телекоммуникаций, регулирования авторских и патентных  прав, санитарных требований, сертификации продукции, технических стандартов между развитыми государствами, а также между ними и развивающимися странами. [8, с. 144-147]

 
 

 

3. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ  ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ЕГО ОЦЕНКА  НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Органам государственной  власти, определяющим внешнеэкономическую, финансовую и денежно-кредитную  политики, необходима информация о  взаимоотношениях государства как  субъекта международных экономических  отношений с экономическими агентами для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Особая важность и актуальность такой информации обусловлена финансовыми  взлетами и падениями последних  лет, в связи с которыми необходим постоянный мониторинг состояния активов и обязательств страны. Такие макроэкономические отчеты государства, как платежный баланс и международная инвестиционная позиция, содержат в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире. [12, с. 24]

Составление платежного баланса  как отражение международных  расчетов страны предназначено для  выполнения как учетных, так и  аналитических задач, тесно связанных  между собой. Круг участников международных  операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные  и транснациональные корпорации, банки, национальные и международные  организации и учреждения, частные  лица. Это приводит к необходимости  учета, обработки большого числа  данных, поступающих не только из национальных, но и из иностранных источников. Отсюда основным требованием становится единство содержания и методов исчисления однородных показателей. На достижение такого единства, придающего универсальный  характер применяемым показателям, и возможность проводить их сопоставления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного  фонда по составлению платежного баланса.

Эти рекомендации положены в основу составления платежных  балансов стран – членов МВФ. В  то же время отдельные страны вносят в правила составления платежных  балансов свои элементы, обусловленные  особенностями экономик, внешнеэкономического положения, принятой системы национального  счетоводства. Поэтому сопоставление  показателей платежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать которых невозможно по этой причине вытекающие из подобных сопоставлений  выводы указывают в первую очередь  на масштабы анализируемых явлений, основные направления процессов и их последствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точность оценок. [8, 115 - 116]

В платежном балансе отражаются экономические отношения данной страны с другими странами. Очень  важно, чтобы форма производимых в нем записей имела относительно высокую степень унификации и  давала возможность производить  сопоставления. Поэтому при составлении  платежного баланса за основу принимаются  методические рекомендации Международного валютного фонда. Согласно п. 13 ч. II рекомендаций МВФ, «платежный баланс представляет собой  статистическую сводку, системно суммирующего экономические сделки страны с остальным  миром за определенный период». Это  самое простое и самое лаконичное определение термина «платежный баланс». Далее в этом же параграфе  методических рекомендаций дается расширенная  трактовка платежного баланса, в  которой отмечается, что он показывает «операции между резидентами  и нерезидентам, касающиеся товаров, услуг и доходов, финансовых обязательств и требований данной страны к остальному миру, а также дары, классифицируемые как трансферты…».

При составлении платежного баланса все участники международных  отношений делятся на две категории  – резидентов и нерезидентов. С  позиции конкретной страны все остальные  ее партнеры по международным экономическим  сделкам являются нерезидентами  и, соответственно, резидентами своих  стран. Понятия «резидент» и «нерезидент» отражены в соответствующих законодательствах  каждой страны. В Российской Федерации  согласно Закону «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами являются:

а)   физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за рубежом;

б)   юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации;

в)   предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации;

г)   дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

д)   находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в».

Таким образом, к категории  резидентов относятся, прежде всего, российские граждане, имеющие постоянное место  жительства на территории России. Их принадлежность к российскому гражданству определяется российским паспортом. Место нахождения юридического лица определяется, как  правило, местом его государственной  регистрации.

К нерезидентам согласно российскому  законодательству относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства за рубежом, в том числе и временно находящиеся в России; юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия  и организации с местонахождением за рубежом, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств; а также иностранные  дипломатические миссии и иные официальные  представительства стран, международных  организаций, их филиалы и представительства.

Информация о работе Принципы составления платежного баланса и его оценка