Принципы составления платежного баланса и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является систематизация и обобщение основных знаний по теме «платежный баланс».
В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи: 1) посмотреть как платежный баланс определяется в разных источниках учебной литературы; 2) рассмотреть структуру платежного баланса; 3) выявить факторы на него влияющие; 4) рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса; 5) выявить практические аспекты составления платежного баланса; и 6) дать его оценку на примере Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
1.1.Понятие платежного баланса
1.2. Структура платежного баланса
1.3.Факторы, влияющие на платежный баланс
2.МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса
2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса
2.3.Методы балансирования платежных балансов
3.ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ЕГО ОЦЕНКА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Задача 2.docx

— 75.07 Кб (Скачать файл)

Фактические платежи по государственному внешнему долгу с учетом процентов  в 2008 году составили 6,8 млрд. долларов США (в 2007 году — 8,9 млрд. долларов США). Коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, снизились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг — с 2,3 до 1,3%, к доходам консолидированного бюджета — с 1,7 до 1,1%.

Внешние обязательства федеральных  органов управления снизились на 8,1 млрд. долларов США (в 2007 году — на 7,5 млрд. долларов США). Обязательства по государственным долговым ценным бумагам уменьшились на 6,5 млрд. долларов США (из них на 3,6 млрд. долларов США — за счет выкупа у нерезидентов облигаций на вторичном рынке), по ссудам и займам — на 1,7 млрд. долларов США. Внешние обязательства субъектов Российской Федерации незначительно снизились вследствие частичной продажи нерезидентами на внутреннем рынке облигаций, выпущенных регионами. [4]

В январе—марте 2009 году сальдо счета операций с капиталом сложилось положительным в размере 0,2 млрд. долларов США. В январе—марте 2008 года его дефицит составлял 0,1 млрд. долларов США.

Баланс капитальных трансфертов  сведен с профицитом, незначительно превышающим величину I квартала 2008 года, — 0,2 млрд. долларов США. Основную часть этой суммы по-прежнему составляла чистая стоимость имущества и финансовых активов мигрантов, преимущественно из стран СНГ

Отрицательное сальдо финансового  счета, за исключением резервных  активов, увеличилось с 25,6 млрд. долларов США в январе—марте 2008 года до 32,0 млрд. долларов США в отчетном периоде.

Рост иностранных обязательств российской экономики в ряду сопоставимых данных в 2002—2008 годах сменился их снижением в I квартале 2009 года (на 17,6 млрд. долларов США).

Внешние обязательства федеральных  органов управления сократились на 2,1 млрд. долларов США (в I квартале 2008 года — на 1,4 млрд. долларов США). При этом портфельные инвестиции уменьшились на 1,7 млрд. долларов США, в том числе за счет выкупа у нерезидентов облигаций на вторичном рынке — на 1,0 млрд. долларов США. По ссудам и займам снижение составило 0,3 млрд. долларов США. Рост обязательств субъектов Российской Федерации перед нерезидентами был близким к нулю.

Фактические платежи по государственному внешнему долгу, включая уплаченные проценты, в I квартале 2009 года составили 1,4 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде 2008 года — 1,7 млрд. долларов США). В условиях снижения экспорта и плавной девальвации российского рубля коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, увеличились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг — с 1,4 до 2,1%, к доходам консолидированного бюджета — с 1,2 до 1,6%. [5]

Резервные активы за счет операций, отражаемых в платежном балансе, в 2008 году сократились на 45,3 млрд. долларов США. Их общий объем (с учетом прочих изменений и курсовой переоценки) по состоянию на 1 января 2009 года снизился до 427,1 млрд. долларов США. В структуре резервов доля активов в иностранной валюте уменьшилась с 97,5 до 96,6%, удельный вес монетарного золота увеличился с 2,5 до 3,4%.

В 2008 году Российская Федерация активно участвовала в операциях МВФ в качестве страны-кредитора: за счет средств Резервного фонда в ноябре 2008 года была расширена резервная позиция в МВФ, учитываемая в составе международных резервов. В долларовом эквиваленте она увеличилась за год с 0,4 млрд. долларов США до 1,1 млрд. долларов США.

Объем международных резервов Российской Федерации оставался  высоким, по итогам отчетного года его  хватило бы для финансирования импорта  товаров и услуг в течение 14 месяцев. [4]

Международные резервы Российской Федерации на 1 апреля 2009 года составили 383,9 млрд. долларов США (на 1 января 2009 года — 427,1 млрд. долларов США). Снижение показателя, наблюдавшееся с начала года, происходило за счет операций, учтенных в платежном балансе (на 31,1 млрд. долларов США), а также в результате изменений валютного курса и рыночных цен на отдельные виды резервных активов (на 13,0 млрд. долларов США). Положительная величина прочих изменений была незначительной (0,9 млрд. долларов США).

Несмотря на отмеченное уменьшение международных резервов Российской Федерации, их уровень оставался  высоким: в условиях I квартала 2009 года его хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 23 месяцев (в январе—марте 2008 года аналогичный показатель равнялся 20 месяцам).

Прирост монетарного золота за счет его приобретения на внутреннем рынке (на 0,3 млрд. долларов) и положительной курсовой переоценки (на 0,9 млрд. долларов) обусловил увеличение его доли в структуре резервных активов до 4,1%. Удельный вес валютной составляющей соответственно уменьшился до 95,9%. [5]

 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, платежный  баланс является важнейшим макроэкономическим отчетом государства. В нем отражена информация о взаимоотношениях государства  как субъекта международных экономических  отношений с экономическими агентами внешнего мира. Платежный баланс служит информацией, необходимой как органам  государственной власти для определения  внешнеэкономической, финансовой и  денежно-кредитной политики, так  и самим экономическим агентам  для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Такой макроэкономический отчет государства, как платежный  баланс, содержит в себе всю необходимую  информацию для оценки экономических  отношений страны с остальным  миром и определения ее внешней  позиции в экономическом мире.

В проделанной курсовой работе рассмотрены понятия платежного баланса, его структура и факторы, на него влияющие. Традиционно к  основным составляющим платежного баланса  относятся счет текущих операций и счет операций с капиталом и  финансовыми инструментами. В работе рассмотрена детально каждая часть  счета текущих операций, прежде всего  торговый баланс, баланс услуг и  других операций, которые в учебной  литературе называют «невидимые операции». Также рассмотрен вопрос операций с  капиталом и финансовыми инструментами. Именно данные операции для многих стран являются наиболее проблемными, приводящими к возникновению  больших внешних долгов, обслуживание которых может растягиваться  на десятилетия.

Следующий вопрос, который  был рассмотрен в данной курсовой работе, является регулирование платежного баланса как дефицитного так  и профицитного платежного баланса. И, наконец, в третьем разделе рассмотрены практические аспекты составления платежного баланса и дана очень подробная его оценка на примере Российской Федерации за 2008 и за I квартал 2009 годов.

 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Алексашенко С. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается // Вопросы экономики. 2009. – № 5. – С. 4 – 20.

2.  Буглай В. Б., Литвинцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/Под ред. Литвинцева Н.Н. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 160 с.

3.  Вестник Банка России. 2008. – № 66. С. 4 – 32.

4.  Вестник Банка России. 2009. – № 29 – 30.

5.  Вестник Банка России. 2009. – № 48 – 49.

6.  Журавлев С. Остановка без требования // Эксперт. 2009. – № 2. – С. 28 – 33.

7.  Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с.

8.  Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2008. – 606 с.

9.  Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 485 с.

10.  Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Международная экономика: Учебник – М.: Высшая школа, 2002. – 277 с.

11.  Панфилов В. С. Необходимые меры по достижению макроэкономической стабильности // Биржевое обозрение. – 2008. – № 10 – 11. – С. 14 – 16.

12.  Петрикова Е. М. Макроэкономический анализ внешних и внутренних показателей страны // Финансы. – 2009. - №6. – С. 24 -26.

13.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002. – 512 с.

14.  Швандар К. В. Мировой кризис сквозь призму платежного баланса и конкурентоспособности // Банковское дело. – 2009. – №5. – С. 54 – 60.


Информация о работе Принципы составления платежного баланса и его оценка