Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить круг вопросов правового регулирования приобретения и прекращения гражданства РФ.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;
проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.
рассмотреть государственные органы ведающие делами приема и прекращения гражданства РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
1.1 История развития российского законодательства о гражданстве
1.2 Определение понятия и содержания гражданства Российской Федерации
Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ
.1 Основания приобретения гражданства РФ
.2 Прекращение гражданства РФ
Глава III. ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ
3.1 Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ
.2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
1.1 История развития российского законодательства о гражданстве
1.2 Определение понятия
и содержания гражданства
Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ
.1 Основания приобретения гражданства РФ
.2 Прекращение гражданства РФ
Глава III. ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ
3.1 Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ
.2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, круг вопросов регулирования законодательством приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации очень велик. Данный круг затрагивает множество законодатьленых положений и вопросов, таких как основания приобретиения и прекращения, порядок этих действий, органы ведающие приобретением и претращением и т.д.Для многих вопрос приобретения или прекращения гражданства,да и нетолько российского, имеет большое значение,так для когото жизненно необходимо иметь гражданства РФ,так как это увиличивает его права в правовом статусе и на оборот. Для этого нужно выявить вопросы обозначенные в законодательстве о гражданстве затрагивающие приобретение и прекращение.Объектом исследования является законодательные и конституционно-правовые положения о гражданстве в РФ,а в частности его приобретения и прекращения.
Предметом исследования данной работы является правовые положения о гражданстве.
Цель исследования: выявить круг вопросов правового регулирования приобретения и прекращения гражданства РФ.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
изучить и обобщить имеющиеся
материалы о конституционно-
проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.
рассмотреть государственные органы ведающие делами приема и прекращения гражданства РФ.
Методологическая основа исследования курсовой работы. Основными методологическими принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, списка.
В 1-ой "Общая характеристика
института российского
Во 2-ой главе "Основания приобретения и прекращения гражданства РФ", анализируются Закон о гражданстве, из которого выявляются основания приобретения гражданства, разъясняются понятия "право крови", "право почвы" и натурализация как наиболее распространенных критериев основания приобретения гражданства, анализируются выход из гражданства, рассматривается ряд случаев, когда государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение и приводится список государственных органов, занимающихся делами о гражданстве.
В 3-ей главе моей курсовой рабрты "Органы, ведающие делами о гражданстве РФ" я хотела бы определить государственные органы , указанные в законодательстве РФ о гражданстве, ведающие вопросами приобретения и прекращения гражданства РФ, так как это, по-моему мнению, один из ключивых моментов правового регулирования заданного вопроса.
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
.1 История развития российского законодательства о гражданстве
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства В царской России существовало подданство, а не гражданство, причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал и, в отличие от законодательства демократических государств того времени, не обеспечивало юридического равенства подданных.В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
а) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:
дворяне;
духовные лица;
городские обыватели и сельские обыватели;
б) инородцы.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской
власти по вопросам гражданства был
Декрет ВЦИК об уничтожении сословий
и гражданских чинов от 11 (24) ноября
1917 г. В нем провозглашалось, что
все существовавшие доныне в России
сословия и сословные деления
граждан, сословные привилегии и
ограничения, сословные организации
и учреждения, все гражданские
чины, всякие звания, титулы и наименования
гражданских чинов
В апреле 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось "основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев". 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено Положением о гражданстве Союза ССР 1931 г. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.
Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений.
В 1993 г. после прекращения
деятельности Союза ССР принимается
новая Конституция нового государства
- Российской Федерации. Наибольшую значимость
в системе законодательных
Институт гражданства находится на стадии дальнейшего совершенствования, которая будет длиться столько, сколько будут существовать межгосударственные отношения. Однако его эффективность, роль и место в отношениях между государствами во многом определяются уровнем экономических, политических, и консульских взаимоотношений, зависимых от проводимой государствами внешней политики.
1.2 Определение
понятия и содержания
Одним из основных элементов
правового статуса лица, определяющего
его взаимоотношения с
Гражданство - это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.
Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства, лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, институт гражданства
играет весьма важную роль, поскольку
каждый человек имеет право на
свободу передвижения, согласно статье
13 Всеобщей декларации прав человека и
в связи с этим присутствие
иностранцев в любом
Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ
.1 Основания приобретения гражданства РФ
Приобретение гражданства
- это предусмотренное
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве РФ;
е) по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.
Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах "а" и "в".
Приобретение гражданства по рождению. Гражданство по рождению (филиация - от лат. filius - сын) означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.
Для определения гражданства
по рождению применяются два принципа:
а) принцип "права крови", согласно
которому гражданство ребенка