Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность налогов, классификация и виды налогов
1.2 Роль, функции и принципы построение налоговой системы
1.3 Опыт налогового регулирования зарубежных стран
ГЛАВА II: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Анализ современного состояния налоговой системы в Кыргызской Республике за 2009-2011 гг.
2.2 Анализ влияния налогов на формирование национального дохода республики
ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Проблемы регулирования налогообложения в КР
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений и повышение их роли в формировании доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Сущность налогов,  классификация  и виды налогов

1.2 Роль, функции  и принципы  построение налоговой  системы

1.3 Опыт налогового регулирования  зарубежных стран

ГЛАВА II: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1 Анализ  современного  состояния   налоговой системы в Кыргызской  Республике за 2009-2011 гг.

2.2 Анализ  влияния налогов   на  формирование   национального   дохода  республики

ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 

3.1 Проблемы регулирования  налогообложения  в КР

3.2 Пути увеличения налоговых  поступлений и повышение их  роли в формировании доходов  бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается  в том, что в настоящее время  применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий.  Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве; финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.Целью дипломной работы является изучение учета расчетов по налогам  и сборам.Налоговая система КР представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи пополняют бюджетную систему КР. С помощью налогов определяются  взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими  организациями.  При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность  налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления  налоговых льгот инвесторам.   В   условиях  перехода  от  административно -   директивных   методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение  налогов   как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития  приоритетных  отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.  Государство, проводящее  в жизнь грамотную налоговую политику,   имеет   возможность развивать наукоемкие  производства  и осуществлять  ликвидацию  убыточных предприятий. Цель моей Дипломной работы является - раскрытие налоговой системы Кыргызстана, ее сущность, проблемы и перспективы его развития.

ГЛАВА: I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1  Сущность  налогов, классификация  и виды  налогов

Существование любого современного  государства  неразрывно  связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере  ощущает  это  на  себе.   Бенджамин Франклин писал,  что «платить  налоги  и умереть должен  каждый». Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов,  так как они составляют более 80% доходной части республиканского бюджета.

Под налогом  понимается   обязательный,   индивидуально  безвозмездный платеж,  взимаемый  с  организаций  и  физических  лиц  в  форме  отчуждения принадлежащих  им  на  праве  собственности,  хозяйственного   ведения   или оперативного управления денежных средств  в  целях  финансового  обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В  силу  традиций  платеж,  являющийся  налогом,  может  быть   назван пошлиной, сбором. Под сбором  понимается  обязательный  взнос,  взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого   является  одним  из  условий совершения  государственными  органами  юридически   значимых   действий   в отношении плательщиков сборов.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается  на  условиях безвозвратности  методами государственного принуждения  и  не  носит  характер наказания  или контрибуции. Налоги устанавливаются  законодательной властью  в одностороннем  порядке.

Совокупность взимаемых  в государстве  налогов, сборов, пошлин и  других

обязательных платежей, а  также  форм и методов их  построения образует  налоговую  систему.  Объектами  налогообложения  являются   доходы (прибыль),  стоимость определенных  товаров,  отдельные виды  деятельности налогоплательщиков, операции  с  ценными  бумагами,  пользование  природными ресурсами, имущество физических  и  юридических  лиц,  передача  имущества, добавленная стоимость  произведенных  товаров  и  услуг  и  другие  объекты, установленные  законодательными актами. В Кыргызстане  основы  налоговой  системы 

 

закреплены в Налоговом кодексе КР.

Налоговая система - болевая  точка  реформируемой экономики. Она является 1важнейшей составной условий  экономического развития Кыргызстана. В наши дни налоги должны стать  частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство  КР столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной  проблемы. Сущность ее в том, что  одновременно нужно учитывать множество  обстоятельств и факторов: налоговая  политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и  местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать  развитие экономики; механизм налогообложения  должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней. Недостатки налоговой  системы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат  на поверхности. Это и слишком  большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих  субъектов, которые из-за этого вынуждены  искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно  шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность  банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу. Таким образом, налоговая система лежит в  основе интенсивного наращения теневых  операций. В результате, так называемые “недоборы” планируемых поступлений  в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом  естественной самозащиты хозяйствующих  субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и  предприниматели поставлены перед  выбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячут все, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому. В сложившихся условиях не спасут ни огромные усилия налоговой инспекции, ни создание многотысячной армии налоговой полиции. В теневых операциях взаимоотношения между их участниками, особенно в конфликтных ситуациях, осуществляются незаконными методами, что является питательной средой для развития организованной преступности. В то время как сегодня, эта проблема принимает для общества угрожающий характер. Очевидно, что только усилиями МВД ее не одолеть. Одновременно со снижением общих поступлений в бюджет, зарождается и интенсивно развивается ряд опасных для общества социально-экономических процессов. Принципиальными недостатками налоговой системы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фонды преобразования экономики, занятости, развития транспортного, социального страхования, в себестоимость и цены готовой 2продукции. Создается база для непрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличения себестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), усиливающиеся падение объемов производства, острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделать еще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

Классификация и  виды налогов

Налога бывают двух видов. Первый вид  — налоги  на  доходы  и  имущество:

подоходный налог и  налог  на  прибыль  корпораций  (фирм);  на  социальное страхование и  на фонд заработной  платы  и  рабочую  силу  (так  называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том  числе налоги на собственность, включая землю  и  другую  недвижимость;  налог  на перевод прибыли и капиталов  за рубеж и другие. Они взимаются  с  конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми  налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота  — в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо  включаемые в цену товара или услуги); на  наследство;  на  сделки  с  недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Это  косвенные налоги. Они частично или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую  недвижимость:  они  включаются  в арендную и  квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.  Косвенные

 

налоги  переносятся  на  конечного  потребителя  в  зависимости  от  степени эластичности спроса на товары  и  услуги,  облагаемые  этими  налогами.  Чем менее  эластичен  спрос,  тем  большая  часть  налога   перекладывается   на потребителя. Чем менее  эластично  предложение,  тем  меньшая  часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за  счет  прибыли.  В долгосрочном  плане  эластичность  предложения  растет,  и  на   потребителя перекладывается  все  большая  часть  косвенных  налогов.  В  случае  высокой  эластичности  спроса   увеличение  косвенных  налогов   может   привести   к сокращению  потребления,  а  при   высокой   эластичности   предложения—   к сокращению чистой  прибыли,  что  вызовет  сокращение  капиталовложений  или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные

налоговые ставки. Твердые  ставки  устанавливаются  в  абсолютной  сумме  на единицу  обложения,  независимо  от  размеров  дохода.  Пропорциональные  —действуют в одинаковом процентном отношении  к  объекту  налога  без  учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают  возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те  налоги, время которых сильнее  давит на лиц с большими доходами.

 Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по  мере  роста дохода  Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы  поступлений  в  бюджетпри увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические.

Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных  расходов государственного  и  местных  бюджетов  без  закрепления  за   каким   либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое  назначение(например, отчисления на  социальное страхование или отчисления  в  дорожные фонды).

 

В Кыргызской Республике Налоговая  система  представляет  собой  совокупность  общегосударственных  и местных налогов. Право введения и отмены  налогов  на  территории  республики,  в  том  числе предоставления  льгот  по  налогам,  принадлежит  высшему   законодательному органу страны - Жогорку Кенешу.

С 1 июля 1996 года в Кыргызской Республике вступил в силу Налоговый  кодекс,который   является   сводом   законоположений   по    всем    налогам,    их администрированию, налоговым  действиям налогоплательщиков ,  за  исключением таможенных  пошлин,  сборов  и  платежей,  которые  регулируются  таможенным законодательством.

В Кыргызской Республике устанавливаются  общегосударственные налоги, местные  налоги, а также специальные налоговые  режимы.

2. Общегосударственными  налогами  являются налоги, устанавливаемые   настоящим Кодексом и обязательные  к уплате на всей территории  Кыргызской Республики.            3. Местными налогами признаются  налоги, устанавливаемые настоящим  Кодексом и вводимые в действие  нормативными правовыми актами  местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

4. К общегосударственным  видам  налогов относятся:

1) подоходный налог;        

2) налог на прибыль;        

3) налог на добавленную  стоимость;      

4) акцизный налог;        

5) налоги за пользование  недрами;      

6) налог с продаж.

5. К местным 

1) земельный налог;        

2) налог на имущество. 

 

6. К специальным налоговым   режимам относятся:    

1) налог на основе обязательного   патента;     

2) налог на основе добровольного   патента;     

3) упрощенная система  налогообложения  на основе единого  налога;   4) налоги на основе налогового  контракта;      5) налоговый  режим в свободных экономических  зонах;    6) налог на специальные  средства.

Кроме этих налогов, взимаемых  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом,  есть налоги   и   платежи,   предусмотренные   другим    действующим    налоговым законодательством  -   налог   на   пользование   автомобильными   дорогами, отчисления средств для предупреждения чрезвычайных ситуаций,  отчисления  на развитие и  воспроизводство  минерально-сырьевой  базы,  арендная  плата  за землю, госпошлина, прочие неналоговые поступления.      Особенности налогообложения иностранных  инвесторов  и  субъектов  свободных экономических зон регулируются специальными законами о них- Положения межгосударственных  договоров и иных  актов,   ратифицированных Жогорку  Кенешем  Кыргызской   Республики,   участником   которых   является Кыргызская  Республика,  имеют приоритет   перед   положениями   Налогового кодекса.

Налоги  подлежат  исчислению  и  уплате  в  национальной  валюте  Кыргызской Республики - в  сомах в связи с чем выручка  и  все  средства,  поступающие  в иностранкой  валюте,  а также затраты в иностранной валюте,  подлежащие вычетам, пересчитываются на сомы по официальному курсу Национального банка Кыргызской Республики на день совершения операций с валютой. Наибольшая доля поступлений в бюджет  Кыргызской  Республики  приходится  н  налог на добавленную стоимость, удельный вес которого  составил  в доходной части государственного бюджета в 1997 году 35,3% .

Вторым по величине является акцизный налог, его удельный  вес  в  1997  году составил 9,4%, налог на прибыль  юридических лиц  составил  7,1%,  подоходный налоге физических лиц - 6,2%, земельный налог-5,6%.

 

 

Роль, функции и принципы построение налоговой системы

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено  необходимостью покрывать общественные потребности.

Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальна функция долгое время считалась  самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как  экономической категории реализует  система налогообложения, которой  свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных  возможностей категории «налогообложение»  в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике