Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность налогов, классификация и виды налогов
1.2 Роль, функции и принципы построение налоговой системы
1.3 Опыт налогового регулирования зарубежных стран
ГЛАВА II: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Анализ современного состояния налоговой системы в Кыргызской Республике за 2009-2011 гг.
2.2 Анализ влияния налогов на формирование национального дохода республики
ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Проблемы регулирования налогообложения в КР
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений и повышение их роли в формировании доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Объективное налоговое планирование не может не учитывать такой важный экономический фактор, как инфляция. Между налогами и инфляцией существует тесная многосторонняя связь, т.к. оба  эти метода выступают в качестве основных инструментов перераспределения  государством ВВП и НД, за счет которых  оно формирует свои доходы.

С одной стороны, эта связь обратная: рост налогов приводит к сокращению платежеспособного спроса, что ослабляет  инфляционный процесс. С другой стороны, рост налогов, особенно косвенных, может  усилить инфляцию, так как ведет  к росту цен потребительских  товаров: прямые налоги опосредствованно, косвенные посредственно. А инфляция обесценивает не только доходы населения, но и государства, что усиливает налоговый гнет на население.

Президент Кыргызской Республики, выступая перед Жогорку Кенешем, в докладе «Социальному развитию народа Кыргызстана прочный экономический фундамент» отметил, что изменения в налоговой системе должны быть разумными и осмотрительными. Подчеркивая, что изменения в экономической жизни республики требуют внесения отдельных поправок в этот закон, предложил рассмотреть ряд совершенствований, облегчающих налоговое бремя в республике. К ним относятся:

ПЕРВОЕ. Введение упрощенной системы  для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, создающие новые  рабочие места для населения, в том числе для инвалидов  и домохозяек, экономят пособия по безработице, снимают социальный гнет по безработице, дают возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создают новые формы  обслуживания населения. Вполне приемлемым представляется введение низкого упрощенного  налога для малых предприятий  с численностью работающих 2-10 человек. Это должен быть единый налог с  оборота приблизительно в 10% от всех продаж. Такие предприятия должны быть освобождены от всех остальных  налогов, но в то же время должны строго придерживаться элементарных правил бухгалтерского учета. При условии  максимального упрощения регистрации  таких предприятий это явится дополнительной мерой для развития малого предпринимательства. В связи с чем требует дальнейшего совершенствования налогообложение малого предпринимательства.

ВТОРОЕ. Постепенная отмена ряда нерыночных налогов. В большинстве рыночных стран нет таких налогов, как  отчисления в Фонд предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций и  налог на пользование автомобильными дорогами. Финансирование подобных мероприятий  осуществляется в пределах общего бюджета  страны. Основным недостатком этих налогов является их каскадность, что приводит к многократному увеличению налоговой нагрузки. В перспективе мы должны отказаться от этих налогов (разумеется, этот процесс должен носить поэтапный характер и отмена должна быть осуществлена после всестороннего анализа возможностей по возмещению средств в объеме поступлений от данного вида налога). В качестве первого шага необходимо рассмотреть изменение объекта налогообложения, изменения его с реализованной и товарной продукции на добавленную стоимость.

 3.2 Пути увеличения налоговых поступлений и повышение их роли в формировании доходов бюджета

В государственной системе Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики  государственный бюджет, прежде всего  консолидированный, республиканский, занимает важнейшее место.

Самостоятельной частью бюджетной  системы Кыргызстана являются местные  бюджеты (бюджеты 7 областей, города Бишкек, районные, сельские, поселковые, городские, областного и районного подчинения). Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с новым бюджетным  законодательством базируется на двух основных принципах, единстве бюджетной  системы и самостоятельности  бюджетов. Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа' он обеспечивает единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций (начиная с 1995 г. введена новая классификация бюджета по образцу бюджетной классификации США), единством форм документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного Уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую политику. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления, их использование и расходование. Изменение экономической роли государства в условиях перехода к смешанной экономической системе, либерализации цен, инфляции, глубокого экономического кризиса, возрастающего дефицита бюджета, обнищания населения и роста безработицы – все это отразилось на объеме государственного бюджета и распределяемой через него доли доходов. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений налоговых и таможенных платежей и сборов, специальных платежных средств бюджетных учреждений и поступлений из внешних источников

В КР двухуровневая система государственного бюджета:

1 уровень – республиканский  бюджет

2 уровень – местные бюджеты

Двухуровневый бюджет даст положительный  импульс для богатых органов  местных самоуправлений. К примеру, бюджеты городов Канта, Шопокова, Чолпон-Аты и села Бостери возрастут в несколько раз. Пансионаты, находящиеся на территории села, ежегодно в виде налогов в местную казну перечисляют около 10 миллионов сомов. Из них 2–3 миллиона предназначались для нужд села, оставшиеся средства район распределял среди дотационных сел. При введении двухуровневой системы все местные налоги (стопроцентно) распределяются по усмотрению МСУ.

При двухуровневой системе бюджет столицы республики не пострадает, поскольку она всегда жила по данному  принципу. В год Бишкек собирает свыше шести миллиардов сомов  в виде налогов. Вся денежная масса  республики сосредоточена в столице. По причине того, что многие крупные  организации, в том числе «Кыргызтелеком», «Бител», несмотря на то, что ведут коммерческую деятельность по всей территории страны, а «Кумтор» – в Иссык-Кульской области, налоги платят по месту регистрации. Что касается целевых показателей по бюджету Бишкека на 2008 год, то первоначальные параметры были на уровне 1,5 миллиарда сомов. После согласования с городскими властями целевые показатели достигли примерно 1,9 миллиарда сомов.

До перехода на двухуровневый бюджет, в республике действовала четырехуровневая система, при которой средства из госбюджета перечислялись сначала  в областные, потом в районные бюджеты и оттуда распределялись на местах. Переход к новому бюджету был призван ускорить административно-территориальную реформу в стране.

При расчете доходов консолидированного бюджета Кыргызской Республики были учтены следующие изменения законодательства в области налоговых поступлений, таможенных пошлин:

 

1) снижение ставки налога на  прибыль организаций с 20% до 12% с 1 января 2009 года, за исключением  субъектов естественных и разрешенных  монополий, с 1 января 2009 года сниженная  ставка налога будет действовать  для всех юридических лиц;

2) установление плоской шкалы  начисления подоходного налога  с физических лиц путем отмены  максимальной ставки налога в  20%;

3) освобождение от уплаты НДС  импорта оборудования, относящегося  к категории основных средств  и предназначенного для собственного  производства;

4) увеличение регистрационного  порога по НДС с 500 тысяч. сомов до 2,5 миллион. сомов;

5) освобождение от уплаты НДС  поставки сельскохозяйственными  товаропроизводителями сельскохозяйственной  продукции;

6) отмена отдельных неэффективных  местных налогов и сборов и  сокращение их количества с  16 до 8 видов, действующих в настоящее  время: налог за оказание платных  услуг населению и с розничных  продаж, налог с владельцев транспортных  средств, налог на недвижимое  имущество, налог на рекламу,  гостиничный налог, курортный  налог, сбор за вывоз мусора  с территорий населенных пунктов  и сбор за парковку автотранспорта;

7) трехкратное увеличение налога  с владельцев транспортных средств;

8) изменение системы взимания  таможенных платежей при импорте  товаров физическими лицами путем  применения единой ставки таможенных  пошлин и налогов от весовой  категории товаров;

9) перевод арендной платы за  земли фонда перераспределения  земель из категории специальных  средств органов местного самоуправления  в категорию бюджетных средств;

10)   снижение процента отчислений  в республиканский бюджет арендной  платы от сдачи в аренду  государственного имущества;

11)   изменение системы администрирования  органами ГАИ платы за регистрацию  и перерегистрацию автотранспортных  средств.

Заключение

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические  выводы и сделаны следующие предложения.

1.  Налоги – императивные  денежные отношения без предоставления  субъекту налога какого-либо эквивалента,  в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги – это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они –  главный метод мобилизации доходов  в условиях частной собственности  и рыночных отношений.

2.  Косвенные налоги – это  налоги, включаемые в отпускную  цену товаров, работ и услуг,  которые платят потребители, а  налогоплательщики лишь перечисляют  их налоговым органам. Имеют  ряд преимуществ и недостатков.  В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость,  акциз, целевые платежи, у каждого  из которых имеются свои плательщики,  объекты обложения, налоговая  база, налоговый период, налоговые  ставки, порядок исчисления и  сроки уплаты.

3. В трансформационный период  в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной  политики, соответствующей задачам  развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую  систему, которая бы соответствовала  становлению экономической системе  рыночного типа; 3) освоить технологию  современной бюджетно-налоговой  политики.

Что касается выработки принципов  современной фискальной политики и  освоения новой бюджетно-налоговой  технологии, то здесь не обойтись без  заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет  сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право/М.: Политика-пресс, 2002г

2. Казак А. Финансы и кредит - Екатеринбург, М.П. «П.И.П.П.» 2004 г.

3. Кудабаев З.И. Экономика КР и свободно-экономические зоны/нацкомитет КР - Бишкек 1999 г.

4. Койчуев Т. Джаилов Т. ЦЭ и СФ при МФ КР - Бишкек 2003 г.

5. Налоговый кодекс КР.

6. Материалы научно-практической конференции «Роль местного самоуправления в комплексном развитии регионов, г. Бишкек

7. Родионова В. Финансы - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

8. Тенденция развития КР в 2002 г. / сост. Койчуев Т.К., Гусев К.Б., ЦЭ и СР при МФ КР. Бишкек 2003 г.

9. Экономика Кыргызстана в последние десятилетие XX века/сост. Койчуев Т., Оторбаев К., Орузбаев А., ЦэиСР при МФ КР. - Бишкек 2002 г.

10. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы/Досалиев Б.А. докл. Мусакожоев Ш.М., Мейманов К.М. Экономика Кыргызской Республики - Бишкек 2007 г.

11. Раздел IV Налогового Кодекса Кыргызской Республики. Налог на добавленную стоимость

12. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 26 июня 2003 года.

13. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» от 21 декабря 2004 г. №135 //Нормативные акты КР -- 2004.

24. Тунтеева Г.Н., Карагулов М.Ж. Налоговое право Кыргызской Республики. Бишкек 200222. Дуйшемалиев Н.Т. «Налоговая система в Кыргызской Республике» Бишкек 1997

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике