Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность налогов, классификация и виды налогов
1.2 Роль, функции и принципы построение налоговой системы
1.3 Опыт налогового регулирования зарубежных стран
ГЛАВА II: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Анализ современного состояния налоговой системы в Кыргызской Республике за 2009-2011 гг.
2.2 Анализ влияния налогов на формирование национального дохода республики
ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Проблемы регулирования налогообложения в КР
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений и повышение их роли в формировании доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

В числе налоговых функций ученые также   называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую и (макроэкономическую),   социальную

Посредством фискальной функции системы  налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударсвенных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств. Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит  в обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.      Макроэкономическая (регулирующая) функция – это  роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования  макроэкономических процессов, совокупного  спроса и предложения, темпов роста  и занятости. В условиях России налоговая  система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.      Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов  юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов  носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы  бюджета весьма существенна в  силу тех обязательств, которые несло советское  государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые  государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).  Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.). Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая «трудно настриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная  функция налогов  выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и действенность  силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы  или их реализация подрывается в своей основе.Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооорот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.        Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Теория налогообложения конкретизировала общие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений.    

 Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современном условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:  

- принцип равномерности,  заключающийся  в равной обязанности  граждан  платить налоги соразмерно своим  доходам;      

- принцип определенности, из которого  следует, что сумма,  способ  и время платежа должны  быть  четко определены и известны  налогоплательщику заранее; 

-   принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны  взиматься в такое время и  таким способом, которые предоставляют  наибольшие удобства для плательщиков;     

-   принцип дешевизны, в  соответствии с которым издержки  по уплате налогов плательщиком  и по взиманию налогов государством  должны быть минимальными; 

-   принцип обязательности  подразумевает обязательность, принудительность  и неотвратимость уплаты налогов;          -   принцип справедливости - справедливое  перераспределение платежей между  богатыми и бедными: первые  платят пропорционально больше, налогов, чем вторые;  - принцип  подвижности (эластичности) — способность  налоговой системы к быстрому  расширению в случае чрезвычайных  дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики;.       

- принцип однократности  налогообложения  - один и тот  же объект  должен облагаться  налогом одного  вида только  один раз за  установленный  период налогообложения;           -принцип стабильности - стабильность действующей налоговой системы во времени;            -принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения. Оптимальный с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и т. д.;   

-   принцип стоимостного выражения  - денежный характер налогообложения,  т. е. налоги должны уплачиваться  только в денежной форме;     

-   принцип единства - действие  налоговой системы на всей  территории страны и для всех  юридических и физических лиц.  При этом реализация данного  принципа зависит от организационно-правовых  форм предприятии, вида деятельности, права на получение законных  льгот, наличии прав нижестоящих  органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене  налогов.

1.3 Опыт налогового  регулирование зарубежных стран

Налоговая система США

Налоговая система США  исходит  в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в  максимально возможном использовании  объективно действующих рыночных регуляторов  экономического развития. С организационной  точки зрения данная система налогообложения  является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных  территориальных образований).      С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:         - применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;            -          специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.       Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.       Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии 4федерального бюджета.        Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой налоговой системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также нельзя признать существенной. Она ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими (и представляющими собой фактически исключение из общего правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.        Конкурентный потенциал системы налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:    -         прогрессивное налогообложение доходов корпораций, которое предполагает увеличение ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой базы; -         использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок налога (которые могут достигать 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта значительно выше среднеотраслевой.      Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:  - подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же для налоговых доходов штатов;  -         отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).  Необходимо отметить и то, что в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется объективно оправданной сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода, включающая возможность исключения (полного или частичного) определенных видов доходов, скользящий необходимый минимум дохода, ряд индивидуальных (для отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая шкала ставок налога, три ступени которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) – понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.    При этом налогообложение юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:   -         налог на прибыль корпораций (около 9% доходов федерального бюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов);      -         налог на доходы от продаж и капитальных активов;    -         налог штатов на деловую активность, определяемую размерами капитала и оборотом.            Последние два налога не имеют существенного финансового значения, а несут регулирующую нагрузку.         Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50% стоимости) применяется только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.           Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж  по отдельным штатам колеблется от 0 до 8%.

Налоговая система Канады

Система налогообложения  Канады в  целом похожа на систему  США в  силу сходного государственного устройства, включающего федеральный  уровень, провинции и местный  уровень, и схожих экономических  принципов.    Так же как и в США, инвестиционный потенциал данной налоговой системы  ориентирован на использование норм ускоренной амортизации основных средств,  на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств. Степень использования регионального потенциала налоговой системы Канады более высока, чем в США, поскольку территории обладают большими не только политическими, но и экономическими правами. При этом главным экономическим звеном являются провинции. В силу такого положения налоговые доходы федерального уровня составляют около 50% общего объема, провинций – более 40%, местного уровня – примерно 10%. Кроме того, широко используется передача провинциям значительной части федеральных доходов, причем она не носит дотационного характера, а осуществляется в рамках специально разрабатываемых совместных программ решения конкретных региональных проблем.   Реализация отраслевого потенциала ограничена общей ориентацией на формирование эффективной отраслевой структуры за счет действия общих рыночных механизмов, однако, главным образом по социальным мотивам, применяются традиционная для большинства развитых стран система дотаций сельскохозяйственных производителей и избирательные и ограниченные по масштабам налоговые льготы по прибыли в обрабатывающих отраслях (до 5% общей налоговой ставки).          Конкурентный потенциал налоговой системы Канады задействован значительно слабее, чем в США, и ограничен в основном сферой малого бизнеса, где предприятиям для обеспечения нормальных условий развития в жесткой конкурентной среде предоставляются существенные льготы по налогу на прибыль, который может исчисляться по налоговым ставкам в 2,5 раза меньшим, чем для аналогичных крупных предприятий           Фискальная функция системы налогообложения Канады, имеющая в основном ту же ориентацию, что и в США, предполагает использование в качестве основного источника налоговых доходов государства подоходный налог с физических лиц. Специфика этого налога состоит в том, что он является способом самостоятельной мобилизации финансовых ресурсов в провинциях. Здесь применяются различные на федеральном уровне и уровне провинции методы определения налогооблагаемой базы и соответственно различные автономные налоговые ставки.      Налогообложение хозяйствующих субъектов в данном случае еще более либерально, чем в США, и налог на прибыль корпораций формирует около 7% доходов федерального бюджета и менее 4% - провинциальных; другие же налоги этого рода не имеют сколько-нибудь заметного влияния на государственные доходы.  Примерно аналогичная ситуация встречается и в области налогообложения собственности (имущества), где юридические лица уплачивают незначительный налог, базой для исчисления которого являются земля и здания(стоимость оборудования налогами на имущество не облагается), а ставки налога дифференцированы в зависимости от видов деятельности хозяйствующих субъектов и колеблются в 5пределах от 0,5% стоимости имущества для ведущих отраслей промышленности до 140% в производстве алкоголя.        Акцизное налогообложение играет в налоговой системе Канады более заметную по сравнению с США роль, поскольку акцизы применяются к большинству товаров и услуг (за исключение социально значимых) и включают:     -         федеральный налог с продаж в размере до 12% цены, взимаемый по конечным и промежуточным товарам и услугам;      -         провинциальный налог с розничных продаж, составляющий в среднем по стране около 7% цены.   

 Налоговые системы некоторых  европейских стран

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии существенно  отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное  регулирование.         Экономическая (стимулирующая) функция  данной системы налогообложения  проявляется следующим образом.       Инвестиционный потенциал системы  налогообложения Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение  той части прибыли хозяйствующих  субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых  является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. Размеры этих резервов практически  не ограничиваются и рассматриваются  как источники инвестиций не только для данного предприятия, но и, учитывая их временное перераспределение  через финансовый (фондовый и кредитный) рынок, для других предприятий.     Региональный потенциал данной налоговой  системы также проявляется более  значимо, чем в США и Канаде, так как включает следующие механизмы:   -         избирательное  региональное налоговое стимулирование инвестиций, например в экономику восточных земель;       -         субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетам;          -         горизонтальное выравнивание бюджетных доходов, обеспечивающее прямое без задействования федерального центра перераспределение налоговых6 доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.  Отраслевой потенциал анализируемой системы налогообложения используется примерно так же, как по соответствующим системам Канады и США, и ограничивается льготным налогообложением  и предоставлением субсидий и дотаций предприятиям в основном сельского и лесного хозяйства.   Конкурентный потенциал налоговой системы Германии следует оценить как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:            Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица. Подоходный налог с физических лиц, обеспечивая около 30% налоговых доходов федерального бюджета, имеет прогрессивный характер. Его максимальная ставка составляет более 50% доходов физических лиц. Методика расчета этого налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы меньше. Кроме подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).      Налогообложение доходов юридических лиц включает следующие основные виды налогов:           В целом налоги на доходы юридических лиц обеспечивают примерно 15% налоговых бюджетных поступлений.       Налогообложение собственности (имущества) в Германии характеризуется тем, что оно относительно невелико в отношении населения (около 1% стоимости имущества) и весьма существенно для хозяйствующих субъектов, которые уплачивают помимо уже упоминавшегося комплексного промыслового налога налог на имущество (0,6% стоимости) и земельный налог (1,2% кадастровой стоимости участка).  В отличие от США и Канады значительную роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение, где ведущее место занимает НДС, являющийся главным источником доходов федерального бюджета, обеспечивая их почти на 30%, несмотря на довольно развитую систему понижения ставок, освобождений и других льгот. Кроме того, широко применяются акцизы на отдельные виды товаров и услуг, перечень которых достаточно широк и для которых характерно то, что в отличие от США и Канады, они являются федеральными не только с точки зрения их утверждения, но и как источник формирования финансовых ресурсов на этом уровне.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике