Процесс принятия управленческих решений: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов решений; выбор оптимального решения; о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка и обоснование рекомендаций по повышению эффективности системы принятия решений на действующем предприятии.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических основ принятия управленческих решений;
2. Исследование особенностей экономической деятельности действующего предприятия;
3. Изучение системы и процесса принятия решений на действующем предприятии;
4. Оценка эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию процесса принятия решений на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....…3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ …………………………………………………………………………………………...5
1.1 Процесс принятия управленческих решений…………………………………….5
1.2 Методы определения оптимального управленческого решения……………...10
1.3 Осуществление принятия решений и контроль, регулирование управленческих решений……………………………………………………………..12
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ООО «КИРОВСКИЙРЫБОЗАВОД»………………………………………………...16
2.1 Краткая характеристика ООО «КИРОВСКИЙ РЫБОЗАВОД»……………...16
2.2 Технико-экономические показатели ООО «КИРОВСКИЙ РЫБОЗАВОД»......
………………………………………………………………………………………….20
2.3 Анализ процесса принятия управленческих решений………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

Процесс принятия управленческих решений.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Ограничения варьируют и зависят  от ситуации и конкретных руководителей  подразделений ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД». Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения.

Существенным ограничителем всех управленческих решений на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации, то есть менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.

3. Определение альтернатив. Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу из-за постоянных командировок. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД», как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

4. Оценка альтернатив. При выявлении возможных альтернатив необходима определенная предварительная оценка. Исследования показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.

Это означает, что только после  составления списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия.

При оценке возможных решений руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.

5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение, сравнительно просто. Руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

Реальная ценность решения  становится очевидной только после  его осуществления. Как показано на рис.2, процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

 

Рис. 2. Реализация и оценка решения. Фазы, следующие за принятием решения и относящиеся к разрешению проблемы

 

Иногда руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять.

Бывают ситуации на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД», когда руководитель вынужден принимать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации.

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого  решения на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» выполняется прежде всего с помощью функции контроля.

Таким образом, ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» динамично развивающееся предприятия. Процесс подготовки и принятие решений происходит поэтапно.

Существующие проблемы в процессе принятия решений на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД»:

1. Недостаточность у  организации ресурсов для реализации  принятых решений;

2. Недостаточное число  работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, в частности менеджеров по продажам;

3. Существенным ограничителем всех управленческих решений на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации, то есть менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом;

4. Руководитель ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» часто вынужден принимать решение, не консультируясь с другим персоналом организации.

Одним из решений по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» может стать применение таких технологий, как аутсорсинг, его составляющая – лизинг персонала и аутстаффинг.

Применение аутсорсинга  в деятельности СУП обусловлено тем, что работа с людьми требует высокой квалификации. Еще одной причиной является наличие обязательной рутинной работы, которая отнимает большую часть времени менеджера по персоналу. Фирмам – аутсорсерам, как правило, передают наиболее трудоемкие с точки зрения человеческих и временных ресурсов обязанности работников СУП, не затрагивающие напрямую стратегию управления персоналом (например, наиболее трудоемкой и нетворческой частью работы СУП является кадровое делопроизводство – разработка и оформление рабочих контрактов, описание должностных обязанностей, решение вопросов медицинского страхования и материального стимулирования, создание бонусных систем и другие)

При этом предприятие-заказчик сохраняет за собой все функции  управления. Специалисты остаются штатными сотрудниками предприятия-заказчика, поэтому данная услуга отличается от лизинга. Лизинг персонала, являясь услугой в области аутсорсинга, в свою очередь, подразумевает, что сотрудники СУП, работающие на предприятии заказчика, числятся в штате лизинговой фирмы. Эта организация их подбирает, обучает. Определяет размер их заработной платы, т.е. выполняет все функции работодателя. Лизинговая фирма берет на себя ответственность за качество предоставляемых услуг, следит, чтобы ее сотрудники имели необходимую квалификацию, соблюдали распорядок и корпоративную культуру предприятия-заказчика, заменялись в случае болезни. Очень часто ошибочно лизингом персонала называют такую технологию, как аутстаффинг, который применяется тогда, когда предприятие вынуждено ограничивать численность персонала.

В этом случае предприятие  передает своих сотрудников внешней  организации, которая официально оформляет с ними трудовые отношения, но не несет ответственности за качество выполняемой ими работы и их профессиональный уровень.

Таким образом, решая  использовать ту или иную технологию, предприятие ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» должно решить, какую часть функций она будет выполнять сама, а что целесообразно отдать внешним исполнителям, использование которых обосновано в следующих случаях:

- работы немного и она проводится эпизодически, что делает наем постоянного сотрудника на полный рабочий день невыгодным;

- в работе предполагается пиковая загрузка (например, в связи с сезонными факторами), когда для выполнения какой-либо функции требуется 3-4 человека, но не на оставшуюся часть года;

- необходимость временной замены штатного сотрудника или помощи ему в напряженные периоды; предприятие не может позволить себе постоянно содержать в штате высококвалифицированных специалистов;

- внешний специалист располагает специфическим опытом, которого нет у штатной группы;

- предприятие сильно политизировано и советы внутренних специалистов ассоциируются с одной из заинтересованных сторон, а поэтому не объективны.

Однако, существуют факторы, препятствующие успеху применения данных технологий. Самыми существенными из них являются недооценка затрат на использование технологии, проблемы с качеством и потеря компетентности в основном виде деятельности. Для того, чтобы избежать такие потери, на наш взгляд, целесообразно применять внутренний аутсорсинг на ООО «КИРОВСКИЙ  РЫБОЗАВОД» функций управления персоналом, под которым следует понимать передачу или в совместную реализацию функций по управлению персоналом внутри предприятия.

В этом случае схема внутреннего аутсорсинга функций управления персоналом, а, следовательно, и структура службы, на наш взгляд, должна принять следующий вид (см. Приложение). Согласно предложенной нами схемы, управление людьми на предприятии невозможно без взаимодействия с другими функциональными и линейными подразделениями предприятия по реализации стратегических задач в процессе осуществления управленческих функций. Эффективность функционирования СУП в современных предприятиях зависит, прежде всего, от двух факторов: профессиональной компетентности их сотрудников и успешного взаимодействия с руководителями всех уровней.

Делегирование обязанностей по управлению персоналом постоянно  меняется. На предприятиях этой деятельностью, на наш взгляд, должны заниматься, прежде всего, СУП в тесной взаимосвязи с руководителем предприятия, общественными организациями, линейными и функциональными менеджерами, главными специалистами и с другими подразделениями предприятия, так как решения в области управления персоналом (о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышение заработной платы и др.) принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь.

Сотрудники СУП выступают  в качестве экспертных советников руководителей всех уровней по этим вопросам. Например, при решении вопроса о повышении заработной платы работникам подразделения по техническому обслуживанию оборудования специалист по компенсациям предоставляет руководителю информацию о том, как предполагаемое повышение скажется на издержках подразделения на рабочую силу, какие последствия оно может иметь для всего предприятия, какова ситуация на местном рынке труда, насколько будет конкурентоспособен пакет компенсаций после его пересмотра. Право руководителя – принять или отвергнуть предложенное решение (с учетом факторов, которые могут быть неизвестны специалисту по персоналу), однако он должен хорошо оценить риск при игнорировании совета профессионала.

Кроме того, внутренний аутсорсинг функций способен предотвратить конфликты, которые часто имеют место быть из-за того, что линейные и функциональные подразделения не могут сойтись в вопросе о том, кто имеет приоритет в принятии разного рода решениях. В частности, разногласия могут возникнуть по таким спорным вопросам, как дисциплина, условия труда, график работы, переводы и перемещения, повышение, планирование деятельности.

На практике это ведет  к развитию двух тенденций: игнорированию  функциональной экспертизы и подмене  линейных руководителей функциональными. Первая тенденция проявляется в том, что линейные руководители отказывают СУП в праве на участие в управлении, пренебрегают профессиональной экспертизой и сводят ее роль к администрированию. Такая позиция способна привести к весьма негативным для всего предприятия результатам. Вторая тенденция прямо противоположна – линейные руководители делегируют СУП право принятия решений по всему спектру вопросов управления персоналом или по значительному их числу.

Подобная практика так  же весьма опасна, поскольку СУП не всегда обладает достаточной информацией для принятия оптимальных для предприятия решений, а так же необходимыми для реализации этих решений полномочиями. Таким образом, противоречие между линейными и функциональными руководителями и попытки его разрешения нашли свое отражение в концепции совместной ответственности, что, в свою очередь, легло в основу внутреннего аутсорсинга, в соответствии с которым и руководители различных уровней, и специалисты по персоналу несут совместную ответственность за реализацию основной задачи управления персоналом – повышение эффективности его использования. СУП решает эту задачу путем создания общих условий (систем, процедур, программ), способствующих реализации потенциала каждого сотрудника, и осуществления контроля за ними. Руководители осуществляют ежедневное управление людьми, т.е. заставляют эти системы работать.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов решений; выбор оптимального решения; о