Прогнозирование и планирование как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является развитие теоретико-методических основ планирования и прогнозирования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Во-первых, понимание сущности планирования и прогнозирования как сущности управления.
Во-вторых, изучение задач планирования и прогнозирования и виды планов.
В-третьих, анализ плана социально-экономитческого развития г.о. Самары.

Содержание работы

Введение 3
1. Планирование и прогнозирование как функция управления 5
2. Задачи планирования и виды планов 12
3. Прогнозирование как предвидение будущего 15
4. Анализ плана социально-экономического развития г.о. Самары до 2025 года 27
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

кур. раб. Прогнозирование и планирование как функция управления. Григорьева.docx

— 247.25 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Планирование  и прогнозирование как функция  управления 5

2. Задачи  планирования и виды планов 12

3.  Прогнозирование  как предвидение будущего 15

4. Анализ  плана социально-экономического  развития г.о. Самары до 2025 года 27

Заключение 32

Список литературы 35

 

 

 

Введение

 

Функция планирования в системе  управления машиностроительным предприятием является одной из главных, центральных  функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации плановой работы на предприятии машиностроения зависит  его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к неоправданным  экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Целью данной курсовой работы является развитие теоретико-методических основ планирования и прогнозирования.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих  задач:

Во-первых, понимание сущности планирования и прогнозирования как сущности управления.

Во-вторых, изучение задач планирования и прогнозирования и виды планов.

В-третьих, анализ плана социально-экономитческого развития г.о. Самары.

Объектом исследования является прогнозирование и планирование как функция управления.

Предметом исследования является процесс планирования и прогнозирования в г.о. Самара.

Теоретической и методической основой курсовой работы являются базовые концепции современного менеджмента, управленческого и экономического анализа; исследования отечественных специалистов в области процесса Информационной основой являются данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации. В процессе исследования будет применяться системный анализ как общий метод познания, методы экономического, логического, сравнительного и статистического анализа.

 

1. Планирование и прогнозирование  как функция управления

 

Планирование и прогнозирование  присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования  и планирования ПОП включает принципы, определение приоритетных целей, обеспечение  взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких  средств он должен сделать. В противном  случае его намерения могут оказаться  невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно  отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом  этой стадии является построение идеальной  модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной  цели предприятия.

Планирование можно определить как процесс принятия решений, который  предшествует будущему действию.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций (планирование и прогнозирование; организация; координация  и регулирование; учет, контроль и  анализ; активизация и стимулирование). Каждая функция характеризуется  присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект. [2, с.59]

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется  в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой  управленческую деятельность, которая  предусматривает выработку целей  и задач управления производством, а также определение путей  реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование предшествует планированию и ставит своей задачей  научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые  обеспечивают развитие производства в  оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование  всегда предшествует планированию, его  можно рассматривать как подфункцию планирования.

Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:

разработка общих целей;

определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

определение путей и средств  их достижения;

контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Планирование на любом  предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического  учета. Проблема состоит в том, что  некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются  оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры  рынка являются исходными для  составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления  сложности проблемных ситуаций, обусловленной  большим количеством взаимодействующих  факторов и причинно – следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и  видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений  невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть отсутствие объективной, достоверной и достаточной для  разработки плана информации и несоизмеримость  затрат на планирование с результатами реализации плана.

В этих случаях приходится импровизировать и таким образом  реагировать на возникшую ситуацию.

Соотношение между запланированными и импровизированными решениями  на конкретном предприятии зависит  от многих факторов, например от личных качеств, специальных знаний, склонности к риску и гибкости сотрудников; мотивации; информированности лица, принимающего решение и др.

Процесс планирования характеризуется  рядом специфических черт. [5, с.83]

Во-первых, планирование имеет  две стороны: социально – экономическую  и организационно – техническую.

Организационно - техническая  сторона обуславливается кооперацией  труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона  определяется социально – экономическими условиями общества.

Во-вторых, планирование как  элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.



         


В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства.


Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными  функциями (видами деятельности) являются:

хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового  коллектива);

социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства  работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий  труда и т.д.);

экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию  отрицательного воздействия его  производства на природную среду).

Эффективная деятельность предприятий  и фирм в условиях рыночной экономики  в значительной степени зависит  от того, насколько достоверно они  предвидят дальнюю и ближнюю  перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование – это  оценка перспектив развития предприятия  на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий  период.

Результаты прогнозирования  деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий  по маркетингу, при определении возможных  масштабов реализации продукции, ожидаемых  изменений условий сбыта и  продвижения товаров.

Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза –  определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные –  на     1-1.5 года, среднесрочные  – на 4-6 лет и долгосрочные –  на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном  прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений  объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений  валют и кредитных условий. Здесь  учитываются также временные, случайные  факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе  прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают  временные и случайные факторы  воздействия на рынок. Если краткосрочные  прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные  оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные  количественные методы (факторные, статистического  анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции  производственного назначения учитывается  анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально  новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию  широкого потребления, обычно опираются  на данные опросов потребителей и  продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность  представляет прогнозирование внешнеэкономической  деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических  связей.

Поэтому применительно к  прогнозированию внешнеэкономической  деятельностью предприятия важно  комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических  для каждого и общих для  всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния  в рамках мирового рынка данного  товара.

Результаты прогнозирования  деятельности предприятий учитываются  в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов  реализации продукции, ожидаемых изменений  условий сбыта и продвижения  товаров. Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденцию факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

Результаты прогнозирования  деятельности предприятия должны быть отражены в соответствующих разделах бизнес-плана.

 

2. Задачи планирования  и виды планов

 

Планирование – как  функция управления, объективная  необходимость деятельности предприятия. Позволяет обеспечить эффективность  этой деятельности.

Информация о работе Прогнозирование и планирование как функция управления