Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является развитие теоретико-методических основ планирования и прогнозирования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Во-первых, понимание сущности планирования и прогнозирования как сущности управления.
Во-вторых, изучение задач планирования и прогнозирования и виды планов.
В-третьих, анализ плана социально-экономитческого развития г.о. Самары.
Введение 3
1. Планирование и прогнозирование как функция управления 5
2. Задачи планирования и виды планов 12
3. Прогнозирование как предвидение будущего 15
4. Анализ плана социально-экономического развития г.о. Самары до 2025 года 27
Заключение 32
Список литературы 35
Основные задачи планирования на предприятии.
1. Определение целей, стратегии и тактики деятельности на п/п.
2. Обеспечение успеха на рынке.
3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития п/п.
4. Обеспечение пропорционального и сбалансированного развития всех частей п/п.
5. Обеспечение оптимальных
пропорций развития в
6. Обеспечение наибольшей эффективности и оптимального использования ресурсов.
Технология планирования: Постановка цели - Анализ внешней Среды - Анализ внутренней среды - Научно-технический Прогресс - Логическое построение модели развития- Разработка альтернатив развития -Выбор оптимального варианта- разработка и организация выполнения плана - Контроль и учёт
Требования к плану.
1. Соответствие объективным экономическим законам.
2. Учёт потребностей рынка.
3. Научное обоснование.
4. Рассмотрение нескольких
вариантов и выбор
5. Нацеленность на высокие конечные результаты.
6. Учёт экологических требований.
Система планов предполагает наличие:
- стратегического плана
- текущего плана
- оперативно-календарного плана
- бизнес-плана
Каждый из планов имеет своё назначение и особенности:
Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам) . Определение целей развития предприятия и путей их достижения. Комплексный план, научно обоснованный. Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия. Ключевыми элементами стратегического планирования является:
- определение целей
- разработка альтернатив их реализация
- выбор оптимального варианта реализации стратегии
- программа реализации оптимального варианта.
Стратегический план включает ряд разделов и подразделов:
- основные направления деятельности предприятия
- маркетинговый план
- план производства и реализации продукции
- план инновационной
- план по труду и социальному развитию
- план по себестоимости
продукции и издержкам
- план прибыли и рентабельности производства
-план охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов
- план внешнеэкономической деятельности
Текущий план - является детализацией
и уточнением стратегического плана
на данный год. Текущий (тактический) план
- составление и организация
Оперативно-календарный план - не вносит изменения в текущий план. Оперативно - производственное планирование - разработка заданий и методов их выполнения по отдельным подразделениям на короткие отрезки времени (декаду, сутки, смену) с целью обеспечения выполнения текущего плана и синхронности, ритмичности предприятия. Оно служит базой для оперативного регулирования и повседневного управления (контролинга) производства. При оперативно - производственном планировании детализируют в основном количественные показатели:
- объём переработки сырья
- выпуск продукции в
натуральном и стоимостном
- объём работ и услуг вспомогательных цехов
- затраты на производство
Основная форма
Бизнес-план - план нововведения. Обязательно содержит обоснования нововведения, его преимуществ, перспектив п/п, источники финансирования, влияние на экологию, воздействие на основные показатели данного п/п, просчёт рисков.
Бизнес-план - план, составленный для отдельных программ нововведений, для реализации отдельных проектов или для малых предприятий.
Бизнес-план - это развёрнутое
технико-экономическое
В экономически развитых странах
все большее распространение
получает использование формализованных
моделей управления финансами. Степень
формализации находится в прямой
зависимости от размеров предприятия:
чем крупнее фирма, тем в большей
степени ее руководство может
и должно использовать формализованные
подходы в финансовой политике. В
западной научной литературе отмечается,
что около 50% крупных фирм и около
18% мелких и средних фирм предпочитает
ориентироваться на формализованные
количественные методы в управлении
финансовыми ресурсами и
Исходным пунктом любого
из методов является признание факта
некоторой преемственности (или
определенной устойчивости) изменений
показателей финансово-
Перечень прогнозируемых
показателей может ощутимо
Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.
Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья ( укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т. д.
Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.
В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы (см. рисунок 1):
Методы экспертных оценок,
которые предусматривают
Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.
Стохастические методы можно разделить на три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.
Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.
Вторая ситуация - наличие
пространственной совокупности - имеет
место в том случае, если по некоторым
причинам статистические данные о показателе
отсутствуют либо есть основание
полагать, что его значение определяется
влиянием некоторых факторов. В этом
случае может применяться
Третья ситуация - наличие
пространственно-временной
Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.
Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).
Здесь нельзя не упомянуть об еще одной группе методов, основаных на построении динамических имитационых моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений. Однако эти методы не являются предметом настоящей работы, поскольку должны иметь под собой гораздо более широкое информационное обеспечение, чем бухгалтерская отчетность предприятия, что делает невозможным их применение внешними аналитиками.
Формализованные модели прогнозирования
финансового состояния
Простой динамический анализ
Каждое значение временного
ряда может состоять из следующих
составляющих: тренда, циклических, сезонных
и случайных колебаний. Метод
простого динамического анализа
используется для определения тренда
имеющегося временного ряда. Данную составляющую
можно рассматривать в качестве
общей направленности изменений
значений ряда или основной тенденции
ряда. Циклическими называются колебания
относительно линии тренда для периодов
свыше одного года. Такие колебания
в рядах финансовых и экономических
показателей часто
Информация о работе Прогнозирование и планирование как функция управления