Программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
формирование системы национальных стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными
тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении
управленческого учета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 2
Правовая база реформы………………………………………….. 4
Итоги перехода России на международные
стандарты финансовой отчётности…………………………………13
Проблемы реформирования…………………………………….17
Заключение…………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………....22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………. 2

  1. Правовая база реформы…………………………………………..  4
  2. Итоги перехода России на международные

стандарты финансовой отчётности…………………………………13

  1. Проблемы реформирования…………………………………….17

Заключение…………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско- правовой среды, а также необходимость  приведения отечественной системы  бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость  соответствующей трансформации  системы бухгалтерского учета в  России.

Реформирование бухгалтерского учета  в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства  РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами  финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности,

обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными

тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении

управленческого учета.

В любой организации рекомендуется  вести бухгалтерский учет. Для  управления производственно- хозяйственной  деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном  состоянии и обязательствах, которую  получают в системе бухгалтерского учета.

С развитием рыночной экономики  появилась необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Основное назначение МСФО — гармонизация учета и отчетности в разных странах.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности.

Для осуществления этой цели Министерством  финансов РФ была разработана программа  реформирования бухгалтерского учета  и концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовая база  реформы.

Законодательной основой  в области реформирования системы  российского бухучёта является Государственная  Программа перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учёта и статистики в  соответствии с требованиями развития рыночной экономики, разработанной  в соответствии с Распоряжением  Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 г. Поскольку вопрос о  переходе на МСФО тогда ещё не стоял  на повестке дня, основной задачей перестройки  бухгалтерского и банковского учёта  была провозглашена «разработка  и внедрение в практику предприятий  специального Плана счетов, который  позволит:

  1. Давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и

оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;

  1. Собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия,

связанных с осуществлением уставной деятельности и социально  – бытовым обслуживанием работников;

  1. Отражать наличие и движение денежных средств в национальной и

иностранной валюте, находящихся  на расчётных, валютных и других счетах в банках на территории страны и  за рубежом, ценных бумагах;

  1. Обобщать информацию о формировании и использовании финансовых

результатов деятельности предприятия  и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной  деятельности (кредиты банка, иные средства финансирования целевых мероприятий) и др.»

План счетов бухгалтерского учёта был разработан при участии  группы экспертов Министерства финансов СССР и Центра ООН по транснациональным  компаниям и утверждён Приказом Минфина СССР № 56 от 1 ноября 1991 г. (План счетов и Инструкция по его применению были введены в действие с 1 января 1992 г.) Данный План счетов и Положение  о бухгалтерской отчётности, введённое  также в 1992 г. исходили их того, что  учёт капитала осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и организационном отношениях от других организаций их собственников. При этом предполагалось, что учёт ведётся на предприятии, которое не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были законодательно реализованы основные принципы обособленности, непрерывности деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной практике.

Следует отметить, что в  качестве ориентира для реформирования российского бухучёта предпочтение изначально отдавалось американской системе GAAP. Однако GAAP – это по своей сути слабо систематизированная и  постоянно изменяющаяся интерпретация  принципов и правил бухучёта и  методов исчисления прибыли, отражающая только американскую специфику. GAAP – это система бухучёта, которая развивается эволюционным путём, и подстраиваться под неё нецелесообразно. Поэтому МСФО, основанные на тех же концептуальных принципах, но являющиеся менее детальными и более дешёвыми для внедрения, представляют оптимальную основу для реформирования бухучёта. По словам М. Задорнова «шла борьба между Европейским Союзом и американскими правительственными и профессиональными представителями за то, какую систему примет Россия и ряд союзных республик». Однако в силу определённой ориентации российского законодательства по финансовой отчётности на европейское хозяйственное право (прежде всего немецкое и французское) Россия сделала выбор в пользу МСФО.

С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все  отчёты стали составляться в нетто  – показателях, как это принято  международными стандартами. В рамках вышеуказанной Государственной  программы Приказом Минфина № 100 от 28 июля 1994 г. было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учёту  «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/94). С его принятием значительно  расширилось применение международных  принципов в российском учёте, в частности, последовательность применения учётной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского учёта.

21 ноября 1996 г. был принят  основной нормативный акт по  бухгалтерскому учёту – Федеральный  закон «О бухгалтерском учёте». В соответствии с п.1 ст. 5 общее  методологическое руководство бухгалтерским  учётом возложено на Правительство  РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право  регулирования бухгалтерского учёта,  вправе утверждать документы  трёх уровней:

  1. Планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;
  2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие

принципы, правила и способы  ведения организациям учёта хозяйственных  операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности;

  1. Другие нормативные акты и методические указания по вопросам

бухучёта.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухучёту – это нормативные  акты, а не правила, утверждаемые профессиональными  объединениями бухгалтерами, как  это понимается в международной  практике. Также Приказом Минфина  № 10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден  ещё один важнейший нормативный  акт в области реформирования бухучёта – положение по бухучёту «Бухгалтерская отчётность предприятий» (ПБУ 4/96).

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учёта, является Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом  по бухучёту при Минфине и Президентским  советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухучёта к следующим  вопросам:

  • цель бухгалтерского учёта;
  • основы организации бухгалтерского учёта;
  • содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте;
  • состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для внешних пользователей;
  • критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.

В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского  бухучёта.

Толчком к практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учёта  стал Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок  в стране (О положениях в стране и основных направлениях политики РФ)». Спустя почти год, 6 марта 1998 г., после  длительной и напряжённой работы, Постановлением Правительства № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности – правовая основа реформы бухучёта. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта отстаёт от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называется «приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчётности», а задачи реформы заключаются в том, чтобы:

  • сформировать систему стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих

полезной информацией  пользователей, в первую очередь, инвесторов;

  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учёта в России с основными

тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении

реформированной модели бухгалтерского учёта.

Можно выделить 3 основные направления  реформы:

  • нормативное и методологическое обеспечение реформы – в течение 2 лет

предполагалось разработать  новые и пересмотреть ранее утверждённые положения по бухгалтерскому учёту, которые включили бы основную массу  требований МСФО;

  • реорганизация системы управления учётом – предполагается возрастание

роли профессиональных организаций  в развитии методического обеспечения  организации бухучёта (прежде всего  Института профессиональных бухгалтеров, созданного в 1997 г.);

  • подготовка и переподготовка кадров – поскольку любая реформа должна

начинаться с людей, то данное направление является важнейшей  составляющей реорганизации бухучёта.

В развитие Программы Правительство  издало Распоряжение № 382-р от 21 марта 1998 г., в котором общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ было возложено на Министерство финансов (за исключением кредитных  учреждений, в отношении которых  методологическое руководство осуществляет Центральный Банк РФ).

Распоряжением Правительства  РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р был утверждён  План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту. В 1998-1999 гг. предполагалось разработать 22 стандарта, классифицированные на 3 группы:

  • общие вопросы раскрытия информации;
  • активы и обязательства организации;
  • финансовые результаты деятельности организации.

По состоянию на 31 декабря 2003 г. было принято 19 положений по бухгалтерскому учету (табл. 8). По ряду вопросов были изданы методические указания, а не ПБУ.

Табл.8. Положения по бухгалтерскому учёту

Информация о работе Программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности РФ