Проведение аудита финансового результата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Планирование аудита
1.1 Цели проверки, источники информации и нормативная база, определяющая порядок формирования и использования прибыли
1.2 План, программа и методы проверки формирования финансовых результатов и использования прибыли
1.3 План и программа аудита прочих доходов и расходов
Глава 2 Проведение аудита финансового результата
2.1 Проверка формирования финансовых результатов
2.2 Проверка налогообложения прибыли
2.3 Сбор аудиторских доказательств и оформление рабочих документов
2.4 Типичные ошибки и нарушения в учете, отчетности и налогообложения прибыли
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсов аудит.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Отражение на счетах фиктивных операций;

Неверное отражение в учете компенсации разницы в тарифах и льготы, предоставляемых отдельным категориям населения;

Невключение в объем реализации продукции (работ, услуг) сумм оплат  за оказание услуг по договорам госзаказа;

Неверное отнесение внереализационных  расходов к тому или иному периоду (учет такого рода доходов и расходов не «по моменту признания», а «по оплате2 искажает конечный финансовый результат);

Неверное отражение в учетных  регистрах бухгалтерского учета  на счетах учета затрат тех расходов по оплате процентов за полученные кредиты и услуг, которые были оказаны кредитными организациями;

Ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов  либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость  активов, на счета учета расходов;

Отсутствие надлежащего качества документов на списание потерь от стихийных  бедствий, некомпенсируемых потерь в  результате пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, убытков от хищений, виновники  которых по решениям суда отсутствуют, неоформление штрафов за нарушения, не относящиеся к выполнению условий по хозяйственным договорам;

Несоставление надлежащего качества документов на списание штрафов за нарушения, не относящиеся к выполнению условий по хозяйственным договорам, отнесение уплаченных сумм штрафов, наложенных на предприятии или на должностных лиц организации, на финансовые результаты;

Отсутствие корректировок налогооблагаемой прибыли на суммы доходов и  расходов прошлых лет, выявленных в  отчетном периоде;

Неначисление дивидендов собственнику, распределение полученной прибыли  по собственному усмотрению и др.

Все типичные ошибки можно сгруппировать. Один из возможных подходов к группировке  типичных ошибок приводится в табл. 2

Таблица 2 Группировка типичных ошибок бухгалтерского учета финансовых результатов и их использования по типам

 

Типы ошибок

Нарушения в бухгалтерском учете  финансовых результатов

 

1.Отраженные в учете операции  фиктивны (не имели места, не  должны были производиться и  не производились)

Начислены дивиденды участникам организации до уплаты в бюджет налога на прибыль.

Резервный фонд сформирован за счет средств прибыли до налогообложения

 

2. Совершены и записаны несанкционированные  операции

Неверная корреспонденция счетов бухгалтерского учета при оформлении операций по учету финансовых результатов и их использованию.

Порядок, применяемый при закрытии счетов учета финансовых результатов, не соответствует порядку, предусмотренному законодательством.

 

3. Активы или обязательства оценены  в бухгалтерском учете неверно

Неверно определяется налоговая база.

Неправильно выбирается налоговая  ставка.

Неправомерно применяются льготы по налогу на прибыль.

Отсутствуют корректировки налогооблагаемой прибыли

 

4. Фактически совершенные хозяйственные  операции не отражены в бухгалтерском учете

Сумма налога на прибыль, причитающаяся  уплате в бюджет, не соответствует  сумме, действительно уплаченной

 

5. Неверно сгруппированы активы  и пассивы, хозяйственные операции  записаны не на тех счетах

Неверно отражены доходы (расходы) на счетах учета финансовых результатов

 

6. Записи по одним и тем  же хозяйственным операциям и  счетам не соответствует в  различных регистрах бухгалтерского  учета

Несоответствие записей по счетам учета финансовых результатов и  их использования в различных регистрах бухгалтерского учета

 
     

Заключение

В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия  могут самостоятельно формировать  свои финансовые ресурсы, основными  источниками которых выступают  нераспределённая прибыль, средства от продажи ценных бумаг, паевые и прочие взносы акционеров, юридических и физических лиц, а также кредиты и прочие поступления, не противоречащие законодательству.

Одним из основных источников формирования имущества на предприятии является нераспределённая прибыль. В данной курсовой работе детально рассмотрено формирование финансового результата деятельности предприятия - прибыли или убытка, его учёт и порядок проведения аудиторской проверки.

Задачи  аудиторской проверки:

проверка  полноты отражения показателей;

установление  принадлежности;

проверка  правильности оценки;

установление  правильности отражения доходов  и расходов в отчётности;

проверка  правильности классификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;

установление  законности оформления хозяйственных операций;

проверка  правильности формирования чистой прибыли  отчётного периода, её распределения  и использования.

Все результаты проверки и мнение аудитора по этому поводу должны быть документально  оформлены и представлены клиенту  в виде заключения.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон от 7 августа  2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006г.)

2. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской  деятельности при Минфине РФ  (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)

3. Постановление Правительства РФ  от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по  обеспечению проведения обязательного  аудита"

4. Постановление Правительства РФ  от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

5. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам  по проведению аудита годовой  бухгалтерской отчетности организаций  за 2006 год (письмо Департамента  регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006г. N07-05-06/302)

6. Аудит: Учебник для вузов / Под  ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. -260с - ISBN 978-5-9776-0026-2

7. Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г. -423с - ISBN978-5-9776-0009-5

8. Андреев В.К. «Правовое регулирование  аудита в России» - М.: Инф-ра-М, 2006г. -305с - ISBN 5-1727-0153-2

9. Алборов М.Д. Аудит в организациях  промышленности, торговли и АПК., М., Изд.-во "Дело и Сервис", 2009г. -244с - ISBN 5-1727-0138-9

10. Барышников Н.П. «Организация  и методика проведения общего  аудита». - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом  «Филинъ», 2005г. -382с - ISBN 5-9490-9494-8

11. Данилевский Ю.А., Аудит: учебное  пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г. -234с  - ISBN 978-5-392-00005-0

12. Козлова Е.П., Бухгалтерский учет  в организации / Козлова Е.П., Бабченко  Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и  статистика» 2009г. -382с - ISBN 5-9558-0001-8

13. Скобара В.В. Аудит: методология  и организация. - М.: Инфра-М, 2005г. -212с  - ISBN 5-19-001914-6

14. Зеленин В.А. «Аудиторский  риск и его оценка». // Бухгалтерский  учет, 2007г. - № 2, с. 8.

15. Иванова Н.Г. «Аудиторская  проверка затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции». //Бухгалтерский учет 2007г.- №3, с. 13.

16. Крикунов А., Профессиональный  комментарий о федеральном законе "Об аудиторской деятельности". //Финансовая газета. 2007г. - №40, с. 12.

17. Крикунов А.В. «Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2007г. № 2, с. 25

 

 

 

 

по теме: «Проверка формирования финансовых результатов и использования»

Содержание

  • Введение
  • 1. Роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности экономического субъекта для уменьшения информационного риска
  • 2. Проверка формирования финансовых результатов и использования прибыли при проведении аудита
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Многие решения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски не учитывается в хозяйственном плане, тогда они становиться источником с одной стороны, убытков, а с другой - прибылей. Одним из видов снижения рисков в хозяйственной деятельности предприятия является проведение грамотного аудита его хозяйственной деятельности.
  • Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия финансовых результатов его деятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении различных хозяйственных операций, так и при их отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.
  • Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
  • 1. Роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности экономического субъекта для уменьшения информационного риска
  • В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете в РФ» регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях - трех внешних и одном внутреннем.
  • Первый (высший, законодательный) уровень системы регулирования - это Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральные законы.
  • Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета - методологический - включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.
  • Третий уровень системы нормативного регулирования - методический - представлен методическими указаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
  • Четвертый уровень представлен учетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она и подлежит тщательному исследованию в ходе аудита.
  • Таким образом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность, регистры налогового учета и налоговые декларации являются источниками информации для аудиторской проверки.
  • Аудит финансовой отчетности - это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности.
  • В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.
  • Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность - это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.
  • Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора - обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:
  • использования тестирования;
  • невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводится выборочно, достоверность доказательств определяется результатами тестов и личным мнением аудитора);
  • несовершенства системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта (например, возможен сговор между кассиром и главным бухгалтером в целях присвоения денежных средств, что приводит к неэффективности инвентаризаций и затрудняет обнаружение аудитором искажений, так как проверяемая кассовая документация формально будет отвечать предъявляемым требованиям);
  • особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон (операции со связанными сторонами могут быть направлены на искажение действительного состояния дел).
  • Для достижения объективных результатов в ходе аудиторской проверки и снижении информационного риска аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).
  • 1. Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора:
  • финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;
  • работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;
  • выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;
  • обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;
  • принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;
  • преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;
  • работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;
  • действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;
  • длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.
  • 2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.
  • 3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
  • 4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
  • 5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
  • 6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
  • 7. Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).
  • Помимо соблюдения этих принципов, в целях уменьшения информационного риска, аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную. Планирование аудита - это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. При разработке общего плана аудитор должен принять во внимание следующие вопросы:
  • 1. Знание бизнеса клиента.
  • 2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
  • 3. Риск и существенность.
  • 4. Характер, сроки и объем процедур.
  • 5. Координация, контроль и анализ работы.
  • 6. Прочие аспекты.
  • Процесс планирования аудита включает:
  • определение его стратегии и тактики;
  • составление общего плана аудиторской проверки;
  • разработку аудиторской программы;
  • определение конкретных аудиторских процедур;
  • оценку объема аудиторской проверки.
  • В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.
  • Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента.
  • В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы:
  • специально разработанные тестовые процедуры;
  • перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
  • специальные бланки и проверочные листы;
  • блок-схемы и графики;
  • перечни замечаний, протоколы и акты.
  • При этом аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
  • Поскольку целью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, то достижение этой цели невозможно без подтверждения того, что все предпосылки или требования подготовки такой отчетности соблюдены.
  • Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:
  • бухгалтерский баланс - форму № 1;
  • отчет о прибылях и убытках - форму № 2;
  • отчет об изменениях капитала - форму № 3;
  • отчет о движении денежных средств - форму № 4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу - форму № 5.
  • Помимо регистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета и налоговые декларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимной увязки показателей форм отчетности - формы №1 и формы №5.
  • Предприятия и организации могут использовать различные первичные учетные документы - как унифицированные первичные документы, так и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
  • Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
  • В методике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть представлены типовые формы первичных учетных документов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных документов, разработанных предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.
  • Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
  • Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
  • Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
  • Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета - карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
  • Состав регистров синтетического учета зависит от формы счетоводства. В настоящее время на российских предприятиях применяют три основные формы учета: журнально-ордерную, мемориально-ордерную и автоматизированную.
  • Большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную формы учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, учет товаров, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций. Остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер.
  • В соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
  • В порядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному и спецссудному счету в банке и по зачету взаимных требований регистрируются по кредиту и дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля, а также для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.
  • Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.
  • Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведется объединенно в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера, где наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один - для записи операций по кредиту счета (собственно журнал-ордер), другой - для отражения показателей аналитического учета.
  • Важным для уменьшения информационного риска являются грамотный сбор аудиторских доказательств, которые выводятся на основании аудиторского анализа бухгалтерской отчетности.
  • Мнение аудитора формулируется в аудиторском отчете в виде позитивной уверенности (например: «Отчетность дает достоверное и объективное представление об объектах аудита»). Таким образом, при выражении позитивной уверенности утверждается факт достоверности отчетности.
  • Аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство субъекта - за ее подготовку и представление. Другими словами, аудитор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объективное представление финансовых показателей субъекта. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой отчетности, но пользователи не должны принимать его как гарантию «жизнеспособности» субъекта в будущем или как подтверждение эффективности хозяйственной деятельности.
  • Подводя итоги, можно сделать выводы, что грамотное аудиторское заключение способно значительно уменьшить информационные риски хозяйствующего субъекта.
  • 2. Проверка формирования финансовых результатов и использования прибыли при проведении аудита
  • Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации. Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.
  • Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.
  • Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:
  • правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажи основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;
  • учёт внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);
  • учёт использования прибыли (налоги, финансовые санкции).
  • При проверке финансовых результатов аудитору следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (ф. № 1) в разделе III «Капитал и резервы» отражаются показатели:
  • нераспределенная прибыль прошлых лет (стр. 460);
  • непокрытый убыток прошлых лет (стр. 465);
  • нераспределенная прибыль отчетного года (стр. 470);
  • непокрытый убыток отчетного года (стр. 475);
  • Формирование финансового результата деятельности организации приводится в Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2).

В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) доходы и расходы организации  в зависимости от характера, условий  получения и осуществления направлений деятельности организации подразделяются:

 

Доходы (Д)

Расходы (Р)

 

Доходы от обычных видов деятельности

Расходы по обычным видам деятельности

 

Операционные доходы

Операционные расходы

 

Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

 

Чрезвычайные доходы

Чрезвычайные расходы

 
     

Финансовый результат от продажи  продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

· операции по продаже надлежащим образом санкционированы;

Правильность отражения операций по продаже устанавливается в  ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в  бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверка может быть проведена на предварительном этапе аудита. При этом её объем будет определяться результатами проверки эффективности системы внутреннего контроля.

Необходимо проверить соблюдение политики экономического субъекта в  отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов-фактур или товарно-транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденными прайс-листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.

Если продажные цены или условия  продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.

Проверка наличия необходимых  разрешений на совершение операций по продажам, как показывает аудиторская  практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы  внутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.

· на счетах бухгалтерского учета  отражены все реально совершенные  сделки по продаже;

При проведении этого вида проверки необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:

данные по реально совершенным  операциям не отражены в учете;

на счетах отражены фиктивные операции.

Подобные ошибки могут приводить  соответственно к занижению или  завышению стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннего контроля.

При проверке достоверности отражения  сумм от продажи продукции, товаров  следует выборочно сверить ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов (коносаментов, товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, работы выполнены, услуги оказаны, и право собственности на них перешло от исполнителя к заказчику (покупателю). В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.

В случае, если факт перехода права  собственности не может быть подтвержден  непосредственно из имеющейся документации, необходимо проанализировать последующие  платежи, полученные от данного заказчика (покупателя) в погашение дебиторской задолженности, и на основании этого сделать заключение о реальности сделки, отраженной на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Проверка полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.

При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр  учета продажи. На основе данных этого  регистра делается выборка номеров  счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).

Информация о работе Проведение аудита финансового результата