Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:13, курсовая работа
Экономическая природа банков выражается в их специфической функции: выполнять на экономическом рынке роль особых финансовых посредников. В этом качестве банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов: государства, хозяйствующих структур, физических лиц, и предоставляют эти средства на условиях срочности, возвратности и платности во временное пользование другим. Тем самым они осуществляют функцию банковского кредитования. Банковский кредит – один из основных институтов финансового права. Именно система банков аккумулирует огромный фонд денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме.
Ведение:
Глава 1. Теоретические основы и сущность пассивных операций коммерческих банков
Правовые основы практики провидения пассивных операций
Сущность банковской услуги и их классификация
Глава 2. Пассивные операции коммерческих банков
2.1 Значение и виды пассивных операций на рынке банковских услуг
2.2 Формирование и развитие пассивных операций на примере сбербанка России
2.3. Анализ доходов, расходов и прибыли ОАО «Сбербанк России»
Глава 3. Пути совершенствования и развития пассивных операций
3.1 Проблемы осуществления пассивных операций
3.2 Пути совершенствования и развития пассивных операций
казначейства, обязательств федеральных и местных органов власти,
краткосрочных коммерческих векселей.
Не менее привлекательными пассивами для банка являются остатки средств на счетах клиентов, т.к. банк практически бесплатно может распоряжаться этими средствами. При регулярном использовании хранящихся средств все равно остаются определенные неиспользованные остатки. Наличие остатков связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках. Банк, открывая счета клиентам, использует остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.
Так же средством привлечения клиентов можно назвать банковские карты. «На сегодняшний день в России собственные карточки выпускают несколько сот банков, причем свыше 100 из них – с логотипом крупнейших международных карточных ассоциаций». Выпуск банковских карт дает возможность интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок. В сфере денежного обращения банковские карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов, в которой они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.
Не депозитные привлеченные средства – это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке.
Не депозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов
тем, что они имеют, во-первых, не персональный характер, т.е. не
ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на
конкурентной основе, и, во-вторых, инициатива привлечения средств принадлежит самому банку.
К не депозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрального банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов;
выпуск капитальных нот и облигаций.
На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ (дебетовые остатки на этих счетах).
Межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка- заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами.
Большими перспективами для российских банков обладает такой не депозитный источник ресурсов, как выпуск облигаций. Банки вправе выпускать облигации в размере не более 25% уставного капитала и после полной оплаты всех ранее выпущенных акций. Облигации могут быть как именные, так и на предъявителя.
Погашается заем за счет чистой прибыли банка либо, при ее недостатке, за счет резервного фонда. Для воздействия на курс облигаций банк может покупать или продавать их на бирже.
Займы на рынке евродолларов – это способ привлечения ресурсов, доступный крупным коммерческим банкам, как имеющим, так и не имеющим заграничные филиалы. Евродоллары – это вклады, выраженные в долларах США, но принадлежавшие банкам или другим владельцам, расположенным за пределами США, включая филиалы американских банков. Крупные банки США используют рынок евро-долларовых вкладов для получения займов обычно в периоды затруднений на внутреннем рынке. Главный рынок евродолларов находится в Лондоне.
«Коммерческие банки России с целью увеличения собственного капитала и,
следовательно, банковских ресурсов производят эмиссию акций. В мировой же практике для этих целей коммерческие банка могут выпускать капитальные ноты и облигации. Ноты и облигации выпускают в основном крупные банки. Выпуск этих видов долговых обязательств банка увеличивает, с одной стороны, капитал
банка, а с другой – его ресурсы».
Таким образом, специфика деятельности коммерческих банков, как кредитных организаций, заключается в том, что большая часть используемых ими финансовых ресурсов формируется за счёт средств клиентов и других привлечённых средств.
Соотношение между собственным и заёмным капиталом в экономически развитых странах колеблется в пределах от 1:10 до 1:100. Так, в Японии этот показатель равен 1:83, в Германии 1:30, в США – 1:15, в Швейцарии 1:12. Наиболее оптимальным в условиях рыночной экономики считается соотношение собственных и заёмных средств в швейцарских банках.
Важнейшим источником банковских пассивов являются наличные деньги на руках у населения. Рассматривая денежные доходы населения и пути их движения в хозяйстве, английский экономист Джон Мейнард Кейнс отмечал, что склонность населения к сбережениям – одна из главных причин сокращения реализации товаров, объемов производства и рабочих мест.
Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной формы в предметы личного потребления остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими.
Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и, как правило, систематически возрастает.
Основные причины привлечения банками денежных средств населения во вклады – следующие:
1 денежные средства населения – это относительно стабильный ресурс
для банка. От характера депозитов зависят виды ссудных операций, а
соответственно, и размеры доходов банков;
2
коммерческие банки могут привл
3
вклады населения – это
сравнению с межбанковскими займами и другими финансовыми инструментами;
4 частные вклады выгодны для банков, т.е. даже по текущим вкладам
населения наблюдается существенно меньшая активность движения средств, чем по счетам предприятий и организаций. Что же касается срочных вкладов, то их размещение в банке создает практически идеальные условия для его
деятельности.
2.2 Формирование и развитие пассивных операций на примере сбербанка России
Пассивные операции коммерческих банков направлены на формирование банковских ресурсов. В практике российских коммерческих банков к пассивным операциям относят: прием вкладов (депозитов); открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов; выпуск собственных ценных бумаг (акций; облигаций), финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); получение межбанковских кредитов; получение централизованных кредитных ресурсов.
Особой формой банковских ресурсов является собственный капитал банка. В составе собственного капитала банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды. Уставный фонд – основной элемент собственного капитала банка. Он формируется в зависимости от организационно-правового статуса банка, или формы собственности.
Банки могут образовываться на основе любой из форм собственности: государственной, частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной.
В РФ исключается возможность создания банка одним лицом (юридическим или физическим), так как уставный фонд коммерческого банка должен быть сформирован средствами трех или более участников.
Коммерческие банки могут создаваться как паевые – в форме товариществ с ограниченной ответственностью, так и акционерные – в форме акционерных обществ открытого и закрытого типа.
Размер уставного фонда, порядок его формирования и изменения определяется Уставом банка.
Резервный фонд предназначен для покрытия возможных убытков банка по проводимым им операциям. Размер его устанавливается в процентах от величины уставного фонда. Источником формирования резервного фонда является прибыль банка.
Банки формируют также специальные фонды. Они могут формироваться за счет амортизационных отчислений, а также из прибыли – например, фонды экономического стимулирования и развития. Собственный капитал в составе ресурсов банка составляет малую величину, как правило, не более 10-15%.
Основная часть заемных ресурсов большинства банков – это депозиты (вклады). Термин "депозит" имеет несколько значений. В банковской практике под депозитом чаще всего понимают, во-первых, денежные средства, внесенные в банк физическими и юридическими лицами в форме вкладов на определенных условиях, закрепленных в договоре банковского вклада, и во-вторых, записи в банковских книгах, подтверждающие денежные требования владельцев депозита к банку. Депозиты коммерческих банков можно классифицировать по ряду критериев: условиям внесения, использования и изъятия средств; по категориям вкладчиков; по виду процентной ставки; срокам; валюте депозита; указаниям получателей средств.
Для пополнения ликвидности коммерческие банки обращаются за кредитом (в основном краткосрочным) к банкам-корреспондентам или к центральному банку. Межбанковские кредиты могут быть получены как на национальном, так и на международном рынках. К источникам заемных ресурсов коммерческих банков относится также выпуск последними на национальном и международном рынках долговых ценных бумаг: облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.
Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков (рис. 1.1): 1. первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка; 2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов; 3. получение кредитов от других юридических лиц; 4. депозитные операции.
Рис. 1.1. Формы пассивных операций коммерческих банков
Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.
С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов – заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.
Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Кредитная политика Сбербанка России определяется с учетом
конъюктуры финансового рынка, направлены
на повышение качества кредитного портфеля
и оптимизацию системы управления кредитными
рисками.
Активно развивается новое направление
деятельности - вексельное кредитование.
Отдел по обслуживанию юридических лиц
является структурным подразделением.
Целью деятельности отдела является :
- привлечение денежных средств от юр лиц,
путем открытия и видения банковских счетов
предприятий и организаций любых форм
собственности ;
- осуществление расчетно - кассового
обслуживания юр лиц;
- обеспечение сохранности денежных средств
,вверенных банку;
- оказание консультационных и информационных
услуг по выполняемым операциям . Задачами
отделами являются :
- организация работы по привлечению и
комплексному обслуживанию юр лиц.
Управление автоматизации и информации
банковских работ:
- организует компьютерные системы банка;
- выполняет электронные расчеты ;
- разрабатывает программное обеспечение
для нужд отделов банка;
- разрабатывает программы перспективного
и текущего оснащения банка электронно
– вычислительной и оргтехникой;
- совместно с организационным отделом
реализует эти программы.
Юридический отдел призван выполнять:
- защищать права и интересы отделения
бака;
- активно использовать правовые
средства для укрепления
- оказывать помощь органам управления
банка законодательства Российской Федерации,
нормативных документов Центрального
банка РФ, Сбербанка РФ, положении об отделении,
других нормативных актов, относящихся
к деятельности Сбербанка РФ.
Управление бухгалтерского учета и
отчетности выполняет следующие задачи:
- формирует полную и достоверную информацию
о хозяйственных процессах и результатах
деятельности ;
- обеспечивает контроль и за наличием
и движением имущества, использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
- составляет отчет по результатам работы
банка;
- ежедневный учет и контроль за движением
средств Отделения банка.
Отдел призван выполнять строгий контроль,
учет, отчетность и организацию финансово
– хозяйственную деятельности отделения
банка, работой которого руководит
главный бухгалтер.
Информация о работе Пути совершенствования и развития пассивных операций