Пути совершенствования учета кредитов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания курсовой работы является изучение организации и учета кредитов банка.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
1) ознакомиться с сущностью кредитов банка;
2) изучить учет кредитов банка;
3) рассмотреть роль кредита в современной рыночной экономике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
4
1 Сущность кредитов банка……………………………………….
6
1.1 Понятие, функции и виды кредита ………………………………….
6
1.2 Формы кредитов ………………………………………………………
9
1.3 Документальное оформление кредитов ………………………………
13
2 Учет кредитов банка…………………………………………………….
17
2.1 Аналитический и синтетический учет кредитов и процентов……….
17
2.2 Учет задолженности по полученным кредитам ………….……….….
21
2.3 Учет кредитов для персонала………………………………………….
24
3 Пути совершенствования учета кредитов банка……………………….
27
3.1 Роль кредита в современной экономике………………………………
27
Заключение………………………………………………………………….
30
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

2.Банковский кредит  одна из наиболее распространенных  форм кредитных отношений в  экономике, объектом которых выступает  процесс передачи в ссуду денежных средств. Представляется, исключительно, кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. В роли заемщика выступают юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор. Доход по этой форме кредита банк получает в виде ссудного процента или банковского процента [13].

Получателями банковского  кредита могут быть и физические и юридические лица (рис.2):

Рисунок 2 – Схема получателей  банковского кредита.

 

Новые формы банковского  кредитования: лизинг, факторинг и форфэтинг.

Лизинг – это соглашение о долгосрочной аренде движимого и недвижимого дорогостоящего имущества. Лизинг всегда обслуживается долгосрочным кредитом, который гасится либо денежным платежом, либо компенсационным платежом (товарами, произведенными на арендованном оборудовании) [5].

Факторинг – посредническая операция кредитного учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.

Форфэтинг – операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика перед кредитором (продавцом, экспортером). Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на обязательства продавца.

3. Коммерческий кредит — это предоставление товара продавцом покупателю с отсрочкой платежа. Поскольку немедленной оплаты не происходит, то срок кредита — это срок отсрочки платежа. За этот кредит, естественно, взимаются проценты.

 

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников. Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита: вексельный способ; открытый счет; скидка при условии оплаты в определенный срок; сезонный кредит; консигнация.

4. Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа.

5.Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании. Выступает в форме займов государства у населения, юридических лиц, иностранных государств в целях покрытия дефицита госбюджета или финансирования государственных расходов.

6.Международный кредит – это предоставление ссуд в коммерческой или банковской форме кредиторами одной страны заемщикам другой страны. Кредиторами и заемщиками по международному кредитованию выступают государства и юридические лица [11].

 

1.3 Документальное оформление кредитов

 

Заключение кредитных  договоров  происходит в несколько этапов.

1. Формирование содержания  кредитного договора клиентом-заемщиком  (вид кредита, сумма, срок, обеспечение  и т.д.) .

2. Рассмотрение банком  представленного клиентом проекта  кредитного договора и составление  заключения о возможности предоставления кредита, и об условиях его предоставления (при положительном решении вопроса).

На этом этапе банки  определяют: 1) кредитоспособность потенциальных заемщиков, т.е. способность их своевременно вернуть ссуду. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения кредитного договора. Банк в процессе работы, реализует предоставленное ему рыночными условиями хозяйствования право  на выбор субъекта кредитной сделки, сообразуясь со своими экономическими интересами; 2) свои возможности предоставить кредит предприятию в требуемой им сумме исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счет своей депозитной и процентной политики, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в ЦБР и т.д.

3. Совместная корректировка кредитного договора клиентом и банком до достижения взаимоприемлемого варианта и представления его на рассмотрение юристов.

4. Подписание кредитного  договора обеими сторонами, т.е.  придание ему силы юридического  документа. 

За подписанием кредитного договора следует предоставление предприятию кредита в установленные сроки и в объеме, предусмотренном в договоре, а затем последующий контроль банка за соблюдением условий кредитного договора, но главным образом за своевременным возвратом выданного кредита.

Заемщики  юридические  лица, не выполняющие своих обязательств по своевременному возврату банковских ссуд, могут быть признаны в порядке, установленном Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, неплатежеспособными (банкротами) [14].

В частности, в зависимости  от состояния должника банк-кредитор вправе ходатайствовать перед арбитражным  судом либо о назначении внешнего управления имуществом должника, либо о его санации, либо о применении к должнику ликвидационных процедур.

Для получения кредита предприятие должно представить в обслуживающее его учреждение банка следующие документы:

1. Заявление-ходатайство  на выдачу ссуды (в нем указываются  сумма, цель и срок испрашиваемого  кредита).

2. Технико-экономическое  обоснование потребности в кредите (позволяет судить об эффективности ссуды, реальных сроках окупаемости затрат и, следовательно, сроках возврата кредита).

3. Копии контрактов  или иных документов, подтверждающих  цель кредита в соответствии  с технико-экономическим обоснованием и возможности его погашения.

4. Балансы: годовой  и на последнюю отчетную дату (они используются для определения  платежеспособности и кредитоспособности  клиента).

5. Проект кредитного  договора (по принятой в данном  банке форме) .

6. Договор залога или договор гарантии, или договор страхования ответственности заемщиков на случай непогашения кредита. В зависимости от выбранной по согласованию с банком формы обеспечения возвратности кредита они прилагаются к кредитному договору.

7. Срочное обязательство-поручение на погашение кредита в соответствии с установленными сроками.

8. Справка о полученных  заемных средствах в других  банках (указываются банк-кредитор, сумма взятого кредита, форма  его обеспечения и срок погашения).

Все предъявленные клиентом банку документы на получение ссуды тщательно изучаются банком и анализируются. В процессе их анализа банком оцениваются статус заемщика, его финансовое положение и кредитоспособность, объект кредитования, конечный экономический или социальный эффект от кредитования объекта, статус и платежеспособность организации-гаранта, возможность возврата ссуды в срок и уплаты процентов по ней.

При положительном решении  вопроса о выдаче кредита результатом  всей проведенной работы является заключение специалиста банка на выдачу кредита, на основании которого ссуда выдается с простого ссудного счета и зачисляется на расчетный счет предприятия-заемщика или направляется непосредственно на оплату предъявленных к счету расчетно-денежных документов. Если впоследствии окажется, что размер разрешенного кредита не соответствует потребности клиента и его кредитоспособности, то ему может быть открыт дополнительный кредит в том же порядке, что и первоначальный [7].

При ухудшении хозяйственно - финансового положения клиента  банк может пересмотреть размеры действующего кредита, уменьшив его, или даже совсем закрыть, т.е. предъявить к досрочному взысканию. Погашение кредита осуществляется на основании срочного обязательства - поручения клиента с его расчетного счета.

В современных условиях хозяйствующим субъектам разрешается обращаться за получением кредитов в другие учреждения банков, т.е. не по месту нахождения их основного расчетного счета. В этом случае предприятие должно представить в другое учреждение банка избранное им для получения ссуды в письменном виде кредитную заявку следующего содержания:

1.полное и сокращенное  наименование предприятия-заемщика  с указанием формы собственности,  способа формирования капитала, состава структурных подразделений  и филиалов;

2.юридический адрес  предприятия;

3.наименование учреждения  банка, где открыт расчетный  счет;

4.наименование учредителей;

5.кем и когда зарегистрировано  предприятие;

6.основные виды деятельности;

7.бизнес-план (или протокол  намерений) ;

8.размер уставного капитала, в  том числе оплаченного;

9.балансовая стоимость имущества,  находящегося в собственности  предприятия, в том числе основные  и оборотные фонды, из них  заложены или застрахованы;

10.цель и сумма испрашиваемого  кредита;

11.желательные условия получения  кредита (срок, процентная ставка, порядок погашения: разовый, поэтапный, предполагаемые виды обеспечения);

12.фамилии руководителей предприятия  и экономических служб, имеющих  право подписи на банковских  документах.

Одновременно с кредитной заявкой,  предприятие – заемщик  должно представить в банк  свой устав и баланс, нотариально заверенные, а также другую статотчетность, позволяющие вместе с балансом судить о его платежеспособности и доходности, копии учредительного договора, свидетельства о регистрации, карточку с образцами подписей первых лиц и печати предприятия [7].

При наличии в банке свободных  ресурсов и положительных результатов  анализа представленной документации на получение кредита клиенту  предлагается оформить кредитный договор.

Ссуда выдается с простого ссудного счета и платежным поручением перечисляется на расчетный счет заемщика, открытый в другом учреждении банка. Заемщик должен позаботиться о своевременном погашении кредита путем перечисления средств в банк-кредитор со своего расчетного счета. Если к установленному сроку деньги в погашение ссуды не поступят, то банк-кредитор сумму ссуды переносит на счет просроченных ссуд со взысканием повышенных процентов. Одновременно банк выставляет требование-поручение к расчетному счету заемщика в банк, где он открыт.

Кредиты на льготных условиях могут предоставляться предприятию при компенсации банку затрат, связанных с применением пониженных процентов, за счет средств органов, принимающих такие решения, в соответствии с указаниями ЦБР [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Учет кредитов банка

 

2.1 Аналитический и синтетический учет кредитов и процентов

 

В соответствии с планом счетов (инструкцией  по применению плана счетов) для  обобщения информации о состоянии  краткосрочных и долгосрочных кредитов в российской и иностранной валютах,  полученных предприятием в банках на территории страны и за рубежом предназначены соответственно счет 66 – “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам ” и счет 67 – “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам ” [4].

Аналитический учет кредитов банка осуществляется по видам кредитов,  по банкам, предоставившим кредит и отдельно по кредитам, не погашенным в срок.

Таблица 1 – Операции связанные с получением кредита

Дт

Кт

Назначение операции

Подтверждающие документы

Получение кредита единовременно в полной сумме

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

66/67

(субсчет Сумма кредита)

Зачисление кредитных  средств на расчетный счет организации (фактически полученная сумма кредита)

Кредитный договор, выписка  банка, банковский ордер

Получение кредита в сумме, меньшей, чем   указанно в кредитном договоре

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

66/67

(субсчет Сумма кредита)

Отражение полученных кредитных  средств (в сумме фактически зачисленных  средств)

Кредитный договор, выписка  банка, банковский ордер

76

66/67

(субсчет Сумма кредита)

Отражение обязательств банка (в сумме недополученных кредитных  средств)

Кредитный договор, бухгалтерская  справка

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

66/67

(субсчет Сумма кредита)

Зачислена на счет оставшаяся сумма кредитных средств

Кредитный договор, выписка  банка, банковский ордер

66/67

76

Исполнение банком своих  обязательств по выдаче кредита

Бухгалтерская справка

Погашение кредита

66/67

(субсчет Сумма кредита) 

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

Погашение кредита в  полной сумме, или частично, в соответствии с условиями договора

Платежное поручение, выписка  банка, кредитный договор

Кредитование в форме  «овердрафт»

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

66

Получение кредитных  средств, в сумме транша по овердрафту, равной сумме отрицательного сальдо по счету

Кредитный договор, выписка  банка, банковский ордер

66

51

(субсчет Текущий расчетный счет)

Погашение транша (или  всей задолженности), в сумме, определяемой в порядке, установленном договором

Платежное поручение, банковский ордер

Информация о работе Пути совершенствования учета кредитов банка