Пути улучшения финансового состояния ООО «Энергосбережение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume -Profit; СVР - анализ) или маржинальный анализ. Данный метод управленческих расчетов предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным. Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теоретические основы маржинального анализа 5
Категории маржинального анализа 9

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Краткая характеристика предприятия 11
Маржинальный анализ прибыли предприятия 13
Пути улучшения финансового состояния ООО «Энергосбережение» 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

    

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                 
    1. Теоретические основы маржинального анализа                                 5
    2. Категории маржинального анализа                                                       9

 

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Краткая характеристика предприятия                                               11
    2. Маржинальный анализ прибыли предприятия                                13
    3. Пути улучшения финансового состояния ООО «Энергосбережение»                                                                                25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                   26

 

                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Руководителю любого предприятия  на практике приходится принимать множество  разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости  между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume -Profit; СVР - анализ) или маржинальный анализ. Данный метод управленческих расчетов предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным. Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Этот вид анализа является одним  из наиболее эффективных средств  планирования и прогнозирования  деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. В этом и состоит актуальность данной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследовать роль и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений.

Задачи  курсовой работы:

  1. раскрыть сущность и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений;
  2. провести маржинальный анализ деятельности предприятия.

Объектом исследования выступает предприятие ООО «Энергосбережение».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

      

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧЯСТЬ

 

    1. Сущность маржинального анализа

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки – объем производства (реализации) продукции – прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях..

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного  вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

В основе маржинального анализа основе лежит деление затрат на переменные и постоянные.

На практике набор  критериев отнесения статьи к  переменной или постоянной части  зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Практика показывает, что, как правило, предприятия отрасли  однономенклатурным производством  не ограничиваются, в связи с чем, возникает необходимость проведения маржинального анализа в условиях многономенклатурного производства.

В силу того, что различные  виды продукции продаются по различным  ценам, имеют разную себестоимость  и норму прибыли при многономенклатурном  выпуске, маржинальный анализ усложняется. Решение данной проблемы возможно различными путями, в том числе раздельным анализом номенклатуры выпускаемой продукции с определением индивидуальных точек безубыточности по уравнению, которое используется при анализе единственного изделия. В этом случае целесообразно наряду с прямыми переменными затратами непосредственно на конкретный вид продукции относить прямые постоянные затраты (которые явно относятся к данному виду продукции и при прекращении его выпуска исчезают).

Результат анализа безубыточности во многом зависит от структуры затрат, т. е. от соотношения переменных и постоянных составляющих в совокупных затратах. Теория маржинального анализа не дает однозначного ответа на вопрос, каким должно быть наиболее оптимальное (прибыльное) соотношение переменных и постоянных затрат.

При высоких постоянных затратах для достижения точки безубыточности необходим значительный объем продаж, который может быть связан с длительным периодом времени. Положительным моментом является высокий рост прибыли после  достижения точки безубыточности. Однако организации с такими характеристиками обладают высокими рисками.

Организации с низкими  постоянными затратами и высокими переменными затратами получают более стабильную прибыль, менее  рискованны.

Минимизации предпринимательских  рисков может способствовать перевод части постоянных расходов в разряд переменных. Иногда у предприятия имеется такая возможность путем замены повременной оплаты труда основных рабочих сдельной формой оплаты труда, привязкой заработной платы сбытовых отделов предприятия к величине объемов продаж и т. д.

При одинаковой сумме  затрат уменьшение в ней доли постоянных расходов благоприятно воздействует на финансовую стабильность предприятия: снижается значение точки безубыточности и сила воздействия операционного  рычага, возрастает запас финансовой прочности. Производственные риски при этом снижаются, однако деятельность предприятия становится менее эффективной.

Достаточно сложно дать однозначный ответ, какой вариант  соотношения постоянных и переменных затрат лучше. Зачастую технологический процесс требует, чтобы постоянные затраты были высокими, а переменные затраты низкими, в этом случае при достижении больших объемов производства и стабильности продаж становится возможным получение высокой прибыли.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

  • более точно исчислять влияние факторов на изменение себестоимости продукции (услуг), суммы прибыли, уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости и финансовых результатов;
  • определять критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
  • установить зону безопасности (безубыточности) предприятия и оценивать степень ее чувствительности к изменению внешних и внутренних факторов;
  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Важнейший недостаток применения маржинального  анализа – условный характер разделения затрат на постоянные и переменные составляющие, что влечет за собой неточность полученных результатов. Кроме того, при многономенклатурном производстве возникает проблема разделения переменных затрат общего характера между отдельными видами продукции.

Существенно затрудняет проведение маржинального анализа отсутствие разбиения затрат в составе накладных расходов в «Отчет о прибылях и убытках» на постоянную и переменную составляющие, в связи с чем возникает необходимость использования для решения данной задачи одного из методов, существующих в теории экономического анализа, например:

  • статистический метод корреляции (графический);
  • метод высшей и низшей точки;
  • метод наименьших квадратов.

Другим недостатком  применения маржинального анализа  является проблема распределения косвенных постоянных затрат, относящихся на деятельность организации в целом.

Возможно, имеет смысл  при анализе каждого конкретного  продукта не распределять косвенные  расходы, а планировать выпуск исходя из оптимального структурного распределения выпускаемой продукции с дальнейшим анализом достаточности полученной выручки для покрытия постоянных расходов.

Вторым возможным решением может быть развитие предыдущего  варианта, т. е. оптимальную структуру  соотношения выпускаемой продукции  в общем объеме выпуска принимают за условное единственное изделие (пакет из многономенклатурного выпуска). В долевом соотношении определяется цена пакета и переменные затраты, постоянные затраты известны. Существенный недостаток метода: структура пакета считается неизменной, что в условиях современного рынка маловероятно. Возможное решение – проведение анализа для нескольких наиболее вероятных долевых соотношений продукции в пакете с учетом возможных изменений ценовой политики, расширения производственных площадей и т. д.

 

    1. Категории маржинального анализа

 

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. 

Маржинальный  доход (прибыль) – это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.

Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле: 
МД = ЧВ – ПЗ,  (1.1)

где МД - маржинальный доход;

ЧВ - чистая выручка (без  НДС и акцизов);

ПЗ - переменные затраты.

Более информативно определение маржинального дохода не на весь объем производства, а на каждую номенклатурную единицу продукции: 
МД = (ЧВ - ПЗ) / Ор = р – b, (1.2)

где Ор - объем реализации в натуральных показателях;

р - цена изделия;

b - переменные затраты  на единицу продукции.

Информация о работе Пути улучшения финансового состояния ООО «Энергосбережение»