Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы : изучить работу банков с проблемными кредитами, ее эффективность.
Исходя из поставленной цели можно выделить две основные задачи :
Основы работы банков с проблемными кредитами
Поэтапная структура работы с проблемными кредитами

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Основы работы банков с проблемными кредитами……………....6
Методы работы банков с проблемными кредитами
Действия, предпринимаемые банком при работе с проблемными кредитами ….
Глава 2. Поэтапная структура работы с проблемными кредитами……….17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы …………………………

Файлы: 1 файл

proverennaya.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской банковский техникум»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК.02.01 Организация кредитной работы

на тему «Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность»

Специальности 080110 “Банковское дело”

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса                                                    Акшенцевой Елизаветы

Группы БД-31                                                           Алексеевны

 

 

Руководитель :                                                           Костенко Н.В.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2015г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Основы работы банков с проблемными кредитами……………....6

    1. Методы работы банков с проблемными кредитами
    2. Действия, предпринимаемые банком при работе с проблемными кредитами ….

Глава 2. Поэтапная структура работы с проблемными кредитами……….17

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованной литературы ……………………………………….23

 

Приведете работу в соответствие с новой структурой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемные кредиты – это кредиты, возвратность которых сомнительна, и являются они результатом денежного кризиса заемщика. И поэтому после предоставления кредита банком должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по кредиту. В этих целях банки проводят периодические независимая и объективные обзоры кредитов отделами аудита, с тем чтобы они выявили признаки проблемности кредитов. Выявлению проблемных кредитов способствуют также проверки, проводимые органами надзора и регулирования. Ключевым элементом выявления проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка. При этом проблемные кредиты распознаются по признакам финансового и нефинансового характера.

Нефинансовыми признаками проблемности кредита являются: необоснованные задержки заемщиком предоставления финансовой отчетности, резкие изменения в планах деятельности клиента, радикальные изменения в составе руководства, неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика и т. д.

Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при осуществлении финансового анализа, а также через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику (например, когда сезонные кредиты становятся постоянно возобновляемыми). Финансовыми признаками проблемных кредитов являются: нецелевое использование кредита, частая пролонгация кредита, наличие овердрафта и т. д.

Для России проблема управления проблемными кредитами усиливает свою актуальность, так как показатели просроченной и сомнительной задолженности по кредитным портфелям отечественных банков по различным оценкам превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. Именно по этой причине, а также исходя из мировой практики и процедур снижения рисков банковской деятельности, Банк России постоянно указывает российским банкам на необходимость совершенствования управления рисками в целом, и прежде всего кредитным рискам.

Цель данной работы : изучить работу банков с проблемными кредитами, ее эффективность.

Исходя из поставленной цели можно выделить две основные задачи :

    1. Основы работы банков с проблемными кредитами
    2. Поэтапная структура работы с проблемными кредитами

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава «работа банков с проблемными кредитами» - название главы убрать посвящена  проблемным кредитам, работы банков с проблемными кредитами и ее эффективность. Описываются кредитные риски.

Во второй главе «Поэтапная структура работы с проблемными кредитами» рассматривается структура работы банка с проблемными кредитами.

В заключении приводятся основные выводы по теме курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы работы  банков с проблемными кредитами

Проблемные кредиты – это кредиты, возвратность которых сомнительна, и являются они результатом денежного кризиса заемщика. И поэтому после предоставления кредита банком должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по кредиту.

При наличии признаков проблемности кредита кредитный отдел банка должен предпринять следующие меры:

  • проанализировать проблемы заемщика;
  • перевести кредит в более низкую категорию;
  • собрать информацию о вероятностных рисках при работе с заемщиком в дальнейшем;
  • прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
  • осуществлять ежедневный контроль за счетом заемщика на предмет возникновения овердрафта;
  • сделать обзор всей кредитной документации;
  • проанализировать возможности получения обеспечения (в случае если имеет место необеспеченный кредит);
  • разработать стратегию «спасения» кредита. При ее разработке, как правило, не существует каких-либо универсальных методов, ибо каждый проблемный кредит по сути своей уникален.

Однако существуют общие подходы, которые включают следующее:

  • разработку программы изменения структуры кредита;
  • получение дополнительной документации и гарантий;
  • вложение дополнительных средств;
  • продажу обеспечения и прочих активов;
  • выявление проблем и поиск их решений;
  • назначение управляющих и консультантов для работы с заемщиками от имени банка;
  • реорганизацию заемщика и т. д.

Работа с проблемными кредитами предполагает применение следующих процедур:

    1. Классификация активов.

Кредитный рейтинг основан на глубоком и детальном анализе кредитного риска. Классификация кредитных рисков осуществляется по каждому кредиту в момент его предоставления. Классификация активов позволяет банку балансировать риск в кредитных портфелях. При возникновении проблем классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов. Классификация проводится каждым банком отдельно и может быть различной. Например, может иметь следующий вид:

  • Надежная (поддерживать и развивать отношения)
  • Слабая (увеличить обеспечение)
  • Нестандартная (переструктурировать или уйти для восстановления активов)
  • Сомнительная (закрыть кредит во избежание потерь)
  • Убыточная (прекратить выдачу кредита)
    1. Создание резервов по кредитам.

При установлении проблемного кредита первоначальным шагом должно быть создание банком резервов против возможных будущих убытков. Решение о том, когда и какой резерв следует создавать, зависит от разумной и консервативной природы банковского менеджмента. При этом разумное руководство должно как можно более точно следовать философии оценки качества и стоимости кредитного портфеля. Обычно банки создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов носят как обязательный, так и рекомендательный характер. Органы надзора могут устанавливать или не устанавливать эти правила.

 

 

 

    1. Учет проблемных кредитов.

В случае непогашения заемщиком основной суммы и неуплаты процентов банк должен решить вопрос о целесообразности отражения кредита в учете по принципу накопления.

Решение этого вопроса в разных странах различно. Например, в США при наличии просроченной задолженности по ссудам сроком более чем 90 дней вся сумма начисленных, но неполученных процентов списывается со счета дохода банка. В одних странах учет процентных платежей по кредитам относят на счет доходов банка, в других – уменьшают на их величину сумму основного долга. Учет может быть различен также в зависимости от того, в каком секторе экономики занят заемщик – либо в частном, либо в государственном. В одних странах ссуды, выданные заемщикам, занятым в государственном секторе, учитываются по принципу накопления. Другими словами, считается, что долг в конце концов будет погашен государством. В ряде стран это допускается только в случае наличия правительственной гарантии. В конечном счете это приводит к тому, что убытки начинают аккумулироваться, что автоматически влечет неплатежеспособность банка и т. д.

    1. Учет овердрафта.

Широкое использование овердрафта для финансирования оборотного капитала обусловлено его гибкостью. Но управление овердрафтом представляет собой сложный процесс, ибо весьма непросто определить, что такое своевременное обслуживание долга в конкретном случае. Имеются факты злоупотребления овердрафтами путем капитализации неполученных процентов, что влечет завышение размера дохода, капитала и активов. К примеру, так называемые «неработающие» овердрафты означают, что: временный дебетовый остаток сохраняется в течение 60 дней; непогашенная сумма в течение 60 дней на любую сумму превышает лимит кредита или размер непогашенного остатка на 10% превышает величину лимита; срок действия овердрафта истек, а платежи по нему просрочены более чем на 90 дней без возобновлений овердрафта на этот период и т. д.

    1. Списание кредитов.

Обычно решение о необходимости и целесообразности списания сомнительных или безнадежных долгов принимается добровольно самими банками, однако в ряде стран это является обязательной процедурой. Как правило, банки решают списать кредит в случае, если им не удается его «спасти», несмотря на принятые меры. В отдельных странах банки не списывают даже безнадежные активы, исходя из тех соображений, что списание лишает их возможности взыскать сумму кредита с заемщика через суд. В этих целях банки создают 100%-ный резерв.

Процесс управления проблемными кредитами можно разделить на две возможности: реабилитацию и ликвидацию. Выбор одной из двух возможностей является, как правило, прерогативой руководства банка.

Реабилитация. Она включает первоначальную проверку ситуации кредитным инспектором, который изначально отвечал за выдачу кредита. Проверка означает тщательный и своевременный финансовый анализ и обсуждение ситуации непосредственно с заемщиком. Результаты этой проверки помогут решить банку вопрос о наличии соответствующей базы для реабилитации. А именно, есть ли адекватная прочность финансового положения заемщика, существующая или потенциальная, и готовность заемщика сотрудничать при принятии зачастую сложных, болезненных решений.

На реабилитационном этапе внимание акцентируется на структуре баланса и составе денежного потока, для чего проверяются активы и определяется, какие из них должны быть ликвидированы либо сокращены в размере. Затем принимается комплекс мер по стабилизации процесса ухудшения финансового положения, а именно:

  • в части оборотного капитала: сокращение или ликвидация излишних запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, введение системы контроля за запасами; ускорение взыскания дебиторской задолженности, перенесение сроков платежей по кредиторской задолженности;
  • в отношении долгосрочных активов: продажа неиспользуемого и устаревшего оборудования и заводских мощностей, не приносящих прибыль производственных линий, подразделений и т. д.;
  • в отношении структуры капитала: поиск дополнительного капитала от имеющихся акционеров либо партнеров, рассмотрение возможностей слияния или покупки, изменение структуры задолженности заемщика;
  • в отношении перспектив развития: поиск новых возможностей на рынке, сохранение или изменение структуры выпускаемой продукции.

Из вышеприведенного обзора следует, что значительная работа по реабилитации требует существования реальных возможностей успеха. При отсутствии такой вероятности и наличии достаточного обеспечения ликвидация является единственно реальной альтернативой.

Ликвидация. Альтернативами при процессе ликвидации являются продажа фирмы в качестве функционирующего предприятия или ее разделение и продажа по частям. При этом основной фактор – разница между выручкой от двух операций. Ликвидация, как и реабилитация, мероприятие дорогостоящее, поскольку необходимы определенное время и соответствующий персонал, значительные операционные расходы и затраты на юридические услуги. Ликвидация – явление достаточно негативное, ибо это означает, что банк совершил ошибку, предоставив кредит и вовремя не распознав проблемные ссуды. В любом варианте ликвидация фирмы (клиенте банка) в целом ухудшает репутацию банка.

Информация о работе Работа банка с проблемными кредитами, ее эффективность