Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данного курсового проекта, является выявление необходимости проведения организационных изменений и разработка предложений основных направлений организационных изменений в ЗАО «Аист».
Главными задачами данной работы являются: изучение и систематизация теоретических вопросов, позволяющих совершенствовать систему управления; проведение анализа деятельности предприятия и его системы управления; разработка предложений по совершенствованию системы управления.
Можно смело сказать, что по всем позициям продукция завода «Аист» является дешевле в среднем в два - три раза некоторой продукции представленной в той же ассортиментной группе. Это объясняется тем, что продукция не привозится из других стран и не производится по иностранной лицензии, а изготавливается у нас в стране по российским стандартам. Отечественная продукция соответствует всем Госстандартам и является дешевой по себестоимости. Даже если сырье в некоторой продукции используется импортное, все равно его использование является дешевле, чем привозная продукция.
Немаловажным является то, что завод «Аист» имеет продукцию, являющуюся брендовой, пользующуюся огромным спросом на рынке практически у всех покупателей, затмевая популярность иностранной продукции. Фирмы данной отрасли конкурируют по таким параметрам как цена, реклама и качество продукции. В химической отрасли конкуренцию можно назвать жесткой, так как появление новых конкурентов, а, следовательно, и новой продукции растет быстрыми темпами. Также методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Такой фактор внешней среды определяется в первую очередь предпочтениями инноваций в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной разработки усовершенствований и переквалификации специалистов. Уровень конкуренции определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть товар конкурента нашему товару. Количественный анализ.
Для проведения подобного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы). Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное |
Снижение цен на сырье |
Появление новых клиентов |
Неудачное поведение конкурентов |
Умеренное |
Совершенствование технологии производства |
Совершенствование менеджмента |
Снижение налогов и пошлин |
Слабое |
Улучшение уровня жизни населения; Снижение безработицы |
Изменение рекламных технологий; Развитие информационной отрасли |
Уменьшение императивных норм законодательства |
Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для
позиционирования угроз внешней среды.
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
Рост темпов инфляции, скачки курсов валют |
Сбои в поставках сырья |
Национализация бизнеса, ухудшение политической обстановки |
Умеренное |
Изменение уровня цен; |
Усиление преимуществ конкурентов |
Ужесточение законодательства, изменение правил экспорта продукции |
Слабое |
Снижение уровня жизни населения, рост безработицы |
Появление новых фирм на рынке; |
Появление принципиально нового товара; |
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку.
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 3.
Таблица 3. Внешние возможности и угрозы.
№ п/п |
Возможности |
Угрозы |
1 |
Снижение цен на сырье; |
Сбои в поставках сырья; |
2 |
Появление новых клиентов |
Усиление преимуществ конкурентов |
3 |
Неудачное поведение конкурентов |
Изменение покупательских предпочтений; |
4 |
Совершенствование технологии производства |
Появление новых фирм на рынке; |
5 |
Совершенствование менеджмента |
Снижение уровня жизни населения; |
6 |
Снижение налогов и пошлин |
Рост безработицы |
7 |
Улучшение уровня жизни населения; |
Изменение уровня цен; |
8 |
Снижение безработицы |
Рост темпов инфляции; |
9 |
Изменение рекламных технологий |
Изменение правил экспорта продукции |
10 |
Развитие информационной отрасли |
Рост налогов и пошлин |
11 |
Уменьшение императивных норм законодательства; |
Скачки курсов валют |
12 |
Ужесточение законодательства | |
13 |
Появление принципиально нового товара; | |
14 |
Национализация бизнеса; | |
15 |
Ухудшение политической обстановки |
Таким образом, становиться очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.
Определение и описание связей организации с внешней средой
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Теперь, уже с учетом внешней среды, можно изобразить такую схему:
Рис. 4 Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.
Если говорить о числе внешних факторов, то на нашу организацию оказывают непосредственное влияние такие факторы как: государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. Можно утверждать, что наша организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. По показателю разнообразия факторов наша организация находится в более сложных условиях, так как использует многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.
Предприятие является одной из тех организаций, вокруг которой внешняя среда особенно подвижна. Факт, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в химической промышленности выше, чем некоторых других. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.
Среда прямого воздействия
Среду
прямого воздействия еще
Поставщики. С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.
Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.
Материалы. Наша организация зависит от непрерывного притока материалов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности и качества.
Капитал. Для роста и процветания нашему заводу нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов и акционеры. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.
Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение предприятия рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, предприятие не достигнет хороших результатов. Подписывая договор с профсоюзом, наша фирма по сути дела, договаривалась с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов — еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов.
Законы и государственные органы
Многие законы и государственные учреждения влияют на деятельность нашей организации. Наше предприятие имеет определенный правовой статус, это определяет, как оно может вести свои дела и какие налоги должно платить. Государство оказывает на организацию как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. Наша организация соблюдает все федеральные и штатные законы, а также требования органов государственного регулирования.
Потребители.
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Мы учитываем все факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.
Конкуренты.
Руководство нашего предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества нашей организации. Мы ведем конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения.
Современное развитие науки и техники в условиях НТР существенно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важнейшим условием процветания нашего предприятия является его постоянное совершенствование и, прежде всего на базе современных достижений науки и техники.
Среда косвенного воздействия
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
Рис. 6 Среда косвенного воздействия
Технология
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, наша организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.
Очевидно, что наша организация, имеющая дело непосредственно с технологией высокого уровня, должно быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и само предлагать нововведения.
Состояние экономики
Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. При сегодняшней инфляции, руководство сочло нужным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провело с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Состояние экономики сильно влияет на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
Социально-культурные факторы
Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. В связи с этим можно выделить также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые формируют имидж нашего предприятия, его товаров и услуг.