Разработка, внедрение и модификация внутренних стандартов аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Основной, аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, то есть менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.

Файлы: 1 файл

ВСА1.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

1. Введение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной, аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, то есть менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.

Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется,

во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита,

во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.);

в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.

 

  1. Разработка, внедрение и модификация внутренних стандартов аудита.

 

Обязательное наличие у аудиторской фирмы внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Прежде всего, это связано с качеством оказываемых услуг. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам.

Качественное оказание услуг непосредственно связано с наличием в аудиторской организации технологии (методологии) проведения аудита, которая регламентируется внутрифирменными стандартами аудита, разработанными с учетом требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее - ФПСАД).

В настоящее время действует 31 ФПСАД, в которых содержатся определенные требования к планированию, документированию аудита, содержанию рабочих документов, оценке существенности, аудиторским доказательствам, проведению внутреннего контроля качества, оценке аудиторских рисков и др. При этом действующие федеральные стандарты не регламентируют порядок разработки и структуру внутрифирменных стандартов по технологии аудита.

Общие рекомендации по содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам содержатся в ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999г., протокол N6). Форма (структура) внутреннего стандарта аудиторской организации имеет следующий вид. 

1. Общие положения

1.1. Цели и основания разработки  стандарта.

1.2. Необходимость использования  стандарта.

1.3. Сфера применения стандарта.

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными).

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.

1.6. Срок действия.

2. Основные понятия и определения.

3. Сущность внутреннего стандарта.

3.1. Основные требования.

3.2. Методология решения указанной  проблемы.

4. Нормативные акты, используемые при аудите.

5. Приложения

5.1. Макеты рабочих документов  аудитора.

5.2. Вопросы и тесты.

5.3. Аудиторские процедуры. 

Разработки непосредственно методики (технологии) аудита, перечня и внутреннего содержания рабочих документов, тестов и вопросников, используемых в ходе аудита, является делом самой аудиторской организации.

Остановимся подробнее на вопросах разработки технологии проведения аудита и перечне рабочих документов.

При разработке внутрифирменных стандартов по методологии аудита необходимо учитывать основные требования федеральных стандартов:

планирование процесса аудита;

документирование процесса аудита;

стандартизация;

обеспечение качества услуг.

В экономической литературе ведутся дискуссии по поводу выделения этапов аудиторской проверки, по их названию, количеству, признакам выделения и т.п.

Логично за основу разработки структуры внутрифирменных стандартов по технологии аудиторской проверки взять основные этапы подготовки и проведения аудита:

1 этап. Преддоговорная работа.

2 этап. Проведение проверки.

3 этап. Сдача работ клиенту.

4 этап. Формирование "Папки клиента".

Этапы представляют собой отдельные стадии проведения аудита, которые неразрывно связаны между собой.

Каждый этап имеет определенное количество подэтапов и определенный набор рабочих документов (см. таблицу 1).

1 этап. Преддоговорная работа.

1.1. Проведение экспертизы клиента.

1.2. Ориентировочный расчет количества  времени для проведения аудита  на основе данных экспертизы.

1.3. Расчет стоимости аудита.

1.4. Направление клиенту проекта договора на проведение аудита.

1.5. Урегулирование разногласий  по проекту договора на проведение  аудита.

1.6. Заключение договора.

2 этап. Проведение проверки.

2.1. Планирование на начальном  этапе проверки.

2.1.1. Составление общего плана  аудита (определение существенности, аудиторского риска, тесты средств внутреннего контроля).

2.1.2 Составление программы аудита.

2.2. Непосредственное проведение  проверки.

2.2.1. Сбор аудиторских доказательств (проведение процедур проверки  по существу и аналитические  процедуры).

2.2.2. Корректировка общего плана  и программы (при необходимости).

2.2.3. Формирование выводов аудитора.

2.2.4. Оформление рабочих документов.

2.2.5. Внутренний контроль качества  аудита (промежуточный).

2.2.6. Согласование поправок в  финансовой отчетности с руководством экономического субъекта.

2.2.7. Составление отчетов, аудиторского  заключения и письменной информации  руководству экономического субъекта.

3 этап. Сдача работ клиенту.

3.1. Внутренний контроль качества  аудита (окончательный).

3.2. Передача отчетов, писем и аудиторского заключения руководству экономического субъекта.

4 этап. Формирование "Папки клиента".

4.1. Оформление архива.

4.2. Формирование "Папки клиента" для передачи в архив.

Данная структура внутрифирменного стандарта по аудиту составлена в соответствии с требованиями ФПСАД. В рамках каждого подэтапа аудиторской фирме необходимо разработать определенный набор рабочих документов. При этом документация, которая готовится в рамках каждого подэтапа, подлежит стандартизации. Рекомендация по стандартизации типовых форм документации содержится в ФПСАД №2 «Документирование аудита». Аудиторским организациям рекомендовано разработать стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, опросники, типовые письма и обращения, запросы, отчеты руководству экономического субъекта и т.п. Стандартизация документации решает сразу несколько задач: позволяет эффективно и надежно осуществлять внутренний контроль качества аудита, облегчает поручение работы подчиненным и позволяет сотрудникам экономить время при проведении проверки и оформлении документов.

Разработанную стандартную документацию необходимо утвердить руководителем аудиторской организации. Разработку стандартных рабочих документов можно построить на следующих положениях:

1) каждый подэтап содержит необходимое количество документов для выполнения требований ФПСАД;

2) рабочие документы должны содержать  такой объем информации, чтобы  аудитор, не участвующий ранее  в проверке, мог бы продолжить  ее и сделать обоснованные  выводы исключительно на основе данной документации без переписки и бесед с аудитором, выполнявшим работу до него;

3) рабочие документы должны иметь  единые требования к оформлению.

Рассмотрим реализацию отдельных положений разработки стандартных рабочих документов, входящих в состав внутрифирменного стандарта по технологии аудита.

Например, положение о том, что каждый подэтап содержит необходимое количество документов для выполнения требований ФПСАД, рассмотрим на основе 2-го этапа «Проведение проверки».

Постатейный анализ требований ФПСАД определил примерный обязательный состав рабочих документов, который представлен в таблице 1.

 

Таблица 1.

Наименование рабочего документа

Основание (№ ФПСАД) для разработки рабочего документа

 

2 этап. Проведение проверки  

   

1.Общий план аудита

п.8 №3 «Планирование аудита»

 

2.Программа аудита

п.10 №3 «Планирование аудита»

 

3.Расчет аудиторского риска

п.2, 28 №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»

 

4.Расчет существенности

п.10 №4 «Существенность в аудите»

 

5.Выборка

абз.6 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

6.Тест средств внутреннего контроля (оценка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля)

абз.5 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

7.Опросники для работников аудируемого  лица

абз.1 п.4 №2 «Документирование аудита»

 

8.Проведение процедур проверки  по существу (рабочий свод таблиц  с итогами инспектирования и  пересчета)

абз.17 п.11 №2 «Документирование аудита», пп."в" п.15 №7 «Внутренний контроль качества»

 

9.Запросы третьим лицам

абз.14 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

10.Подтверждение от третьих лиц

абз.14 п.11 №2 «Документирование аудита», п.23 №5 «Аудиторские доказательства»

 

11. Наблюдение

п.21 №5 «Аудиторские доказательства»

 

12.Проведение аналитических процедур (исследование экономических показателей)

п.25 №5 «Аудиторские доказательства»

 

13.Список консультаций, данных в  ходе проверки

пп."в" п.15 №7 «Внутренний контроль качества»

 

14. Общий план аудита уточненный

п.12 №3 «Планирование аудита», абз.4 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

15. Программа аудита уточненная

п.12 №3 «Планирование аудита», абз.4 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

16.  Расчет влияния искажений на финансовую отчетность

п.11, 12 №4 «Существенность в аудите»

 

17. Тест по событиям после  отчетной даты

п.2 №10 «События после отчетной даты»

 

18. Внутренний контроль качества  аудита (промежуточный и окончательный)

п.8, 14,15 №7 «Внутренний контроль качества аудита»

 

19.Тест по аффилированным лицам  с запросом руководству

П.10, 15 №9 «Аффилированные лица»

 

20. Отчет с выводами руководству экономического субъекта

абз.17 п.11 №2 «Документирование аудита»

 

21. Аудиторское заключение

п.2 №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

 

 

Аудиторская организация может дополнить и расширить состав представленных рабочих документов по своему усмотрению. Например, при составлении программы аудита, можно использовать информацию по сводным проводкам, сделанным бухгалтерией за проверяемый период. Т.е., это еще один дополнительный рабочий документ, используемый аудиторами.

При разработке внутрифирменных стандартов можно также воспользоваться следующими рекомендациями, содержащимися в ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»:

1) для обеспечения эффективной  работы по созданию системы внутрифирменных стандартов аудиторской организации целесообразно создание внутри аудиторской организации Методического совета или иного специального коллегиального органа. В его задачи входило бы создание методик аудита, подготовка материалов для выработки мнения аудиторской организации по спорным и сложным учетным, налоговым и прочим вопросам, обобщение и систематизация практического опыта аудита, организация обучения аудиторов и других специалистов аудиторской организации, накопление, систематизация и анализ действующих нормативных документов в области аудита.

2) привлечение к разработке внутрифирменных стандартов специалистов других служб (департаментов, отделов) аудиторской организации, а также специалистов, не являющихся штатными сотрудниками аудиторской организации.

3) в качестве составляющих элементов внутренних стандартов аудиторской организации могут быть приняты методики и разработки, утвержденные профессиональными аудиторскими объединениями и организациями, а также государственными органами.

При разработке внутрифирменного стандарта аудита желательно предусмотреть возможность его использования специалистами аудиторской фирмы в виде программного продукта. Это позволит аудиторам эффективно использовать внутрифирменный стандарт, что в итоге существенно снизит время на проверку, оформление документации и проведение контроля качества.

Актуальным и своевременным стало принятие в июле 2003 года стандарта «Внутренний контроль качества аудита». Разработанный с учетом международных стандартов, а именно стандарта МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы», данный стандарт устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита.

Стандарт основывается на двух принципиальных условиях признания качества аудита. Во-первых, аудит считается качественным, если он проведен в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и другими нормативными документами, регулирующими аудит, а не в том случае, если клиент доволен его результатами. Во-вторых, если в организации разработаны и действуют процедуры по контролю качества аудита.

Информация о работе Разработка, внедрение и модификация внутренних стандартов аудита