Разработка, внедрение и модификация внутренних стандартов аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Основной, аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, то есть менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.

Файлы: 1 файл

ВСА1.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что создание системы внутрифирменных стандартов аудита является достаточно сложным и трудоемким процессом, которым следует заниматься только высококвалифицированным специалистам. Данный процесс представляет собой научно-исследовательские изыскания, которые дают теоретическую и практическую основу для проведения аудита на высоком профессиональном уровне. Поэтому зачастую на разработку внутренних стандартов требуются большие средства и годы практической работы.

Иностранные аудиторские компании, особенно компании “большой четверки”, работающие на российском рынке, имея долголетний опыт работы, наработали методологическую базу проведения аудиторских проверок и контролю качества, что делает их серьезными конкурентами для российских компаний.

В настоящее время внутрифирменный стандарт аудита имеют крупные российские фирмы. Средние и мелкие фирмы не могут позволить себе создание внутреннего стандарта аудита собственными средствами в силу дороговизны процесса.

Наличие внутрифирменного стандарта у аудиторских фирм является залогом их конкурентоспособности и выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг. Поэтому, несмотря на определенные трудности в создании внутрифирменных стандартов, российским аудиторским компаниям все же необходимо заниматься их созданием, либо приобрести готовые технологии проведения аудита, которые в настоящее время уже появились на отечественном рынке.

 

Разработка внутреннего стандарта «Аффилированные лица».

Обязательное наличие у аудиторской фирмы внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки в настоящее время не вызывает сомнений. Прежде всего, это связано с качеством оказываемых услуг. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам.

Разработке и практическому применению подлежат все ВС, по которым содержатся прямые указания на необходимость раскрытия основных принципов, приемов и методов работы аудиторской организации в федеральных стандартах аудиторской деятельности. К ним относятся такие стандарты, как "Планирование аудита", "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита", "Документирование аудита", "Существенность в аудите", "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", "Аудиторские доказательства", "Аналитические процедуры", "Аудиторская выборка", "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица" и др.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, могут использоваться аудиторской фирмой непосредственно в качестве внутренних. Для примера рассмотрим стандарт №9 «Аффилированные лица».

 

 

 

СТАНДАРТ №9

Аффилированные лица

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель аудиторской фирмы

ООО «Аудит»

 

Дата введения 01.04.2015

 

Настоящий стандарт устанавливает единые требования в отношении выявления и изучения в процессе проведения аудита лиц, являющихся аффилированными лицами аудируемого лица.

 

1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1.1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1.2. Федеральное правило (стандарт) №9 «Аффилированные лица».

1.3. МСА 550 «Связанные стороны», 2001.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Необходимость использования  стандарта обуславливается требованиями Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности к качеству предоставляемых услуг и целями, указанными в разделе 4 настоящего стандарта.

2.2. Область применения данного стандарта распространяется на все виды аудита финансово-хозяйственных операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3. Срок действия стандарта неограничен.

2.4. Стандарт подлежит пересмотру  не реже 1 раза в 3 года.

 

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. «Аффилированные лица» - физические  и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, признаваемые таковыми в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3.2. «Операция между аудируемым  лицом и аффилированным лицом» - любая операция по передаче  каких-либо активов или обязательств, осуществляемая между аудируемым лицом и аффилированным лицом.

4. ЦЕЛИ

4.1. Целями являются:

  • получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся аффилированных лиц и раскрытия информации о них;
  • анализ влияния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

4.2. Аудитору не следует ожидать, что в результате аудита будут  выявлены все операции с аффилированными лицами.

5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Т.к. предпосылкам подготовки  финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах присуща неопределенность, процедуры, определенные в настоящем стандарте, предоставят достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые:

  • повышают риск искажения отчетности сверх ожидаемого уровня;

или

  • указывают на то, что имело место существенное искажение информации об аффилированных лицах.

5.2. При наличии признака, указывающего  на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные процедуры, являющиеся необходимыми в данных условиях.

5.3. Руководство аудируемого лица  несет ответственность за определение аффилированности сторон и операций с ними, а также раскрытие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства аудируемого лица требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация системы внутреннего контроля с целью обеспечения достоверного отражения и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности операций с аффилированными лицами.

5.4. Аудитору необходимо обладать  знаниями о деятельности аудируемого лица и отрасли в целом, позволяющими ему выявлять события, операции и существующую практику, которые могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Наличие аффилированных лиц и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

a) применяемый порядок подготовки  финансовой (бухгалтерской) отчетности может предусматривать раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций с аффилированными лицами;

б) наличие аффилированных лиц или операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

в) источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от неаффилированных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности;

г) операции с аффилированными лицами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством.

6. НАЛИЧИЕ АФФИЛИРОВАННЫХ  ЛИЦ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О НИХ

6.1. Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руководством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц, а также выполнить следующие процедуры с целью проверки достоверности полученной информации и полноты ее раскрытия:

a) изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных аффилированных лиц;

б) проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффилированных лиц;

в) запросить у должностных лиц аудируемого лица информацию об их аффилированности в отношении других хозяйствующих субъектов;

г) изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупных акционеров из реестра акционеров;

д) изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;

е) запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных лиц;

ж) запросить информацию и документы (договоры, деловую переписку, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кредиторах аудируемого лица и сравнить их данные с результатами предыдущих процедур;

з) провести проверку информации, представляемой аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

6.2. Если, по мнению аудитора, риск  необнаружения аффилированных лиц, имеющих значительное влияние, невысок, указанные процедуры следует модифицировать.

6.3. Если применяемый порядок  подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности предусматривает раскрытие информации об аффилированных лицах и отношениях с ними, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие информации является достоверным и полным.

7. ОПЕРАЦИИ С АФФИЛИРОВАННЫМИ  ЛИЦАМИ

7.1. Аудитор должен провести детальное  изучение информации об операциях с аффилированными лицами, представленной руководством аудируемого лица, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции с аффилированными лицами.

7.2. При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур контроля учета операций с аффилированными лицами и формирования информации о них.

7.3. В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут указывать на существование ранее не выявленных аффилированных лиц, в том числе:

  • операции, предусматривающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручительства и условия погашения;
  • операции, осуществленные без видимой причины с точки зрения логики бизнеса;
  • операции, содержание которых отличается от их формы;
  • операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;
  • большой объем операций или значительные по сумме операции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);
  • неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

7.4. В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций с аффилированными лицами.

Такими процедурами являются:

  • детальные процедуры в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;
  • анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;
  • анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций с аффилированными лицами;
  • анализ инвестиционных сделок, например, приобретение или реализация доли участия в совместной или иной деятельности.

8. ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ  С АФФИЛИРОВАННЫМИ ЛИЦАМИ

8.1. При проверке операций с  аффилированными лицами аудитор  должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

8.2. С учетом характера взаимоотношений  с аффилированными лицами доказательство  проведения операции с ними  может быть ограниченным (например, в отношении наличия товарно-материальных запасов, находящихся у аффилированного лица на комиссии, или в отношении того, что основное общество дало инструкции дочернему обществу по учету лицензионных платежей). Из-за ограниченной возможности получения надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен рассмотреть необходимость выполнения следующих процедур:

Информация о работе Разработка, внедрение и модификация внутренних стандартов аудита