Реформирование бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

В России особенно интенсивное реформирование бухгалтерского учета началось в середине 90-х годов прошлого века, были приняты Закон о бухгалтерском учете, Положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты. Сегодняшняя система бухгалтерского учета, несомненно, гораздо лучше отвечает потребностям учета при рыночной экономике, хотя ещё имеются отдельные недостатки и пробелы в законодательстве.

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Система бухгалтерского учета в России………………………………………..4
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета…………...…………..4
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности….……5
1.3. Закон о бухгалтерском учете………………………………………………...…8
1.4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России…....…10
1.5. Документирование хозяйственных опера-ций……………………….……..11
Глава 2. Регулирование и реформирование бухгалтерского учета в Рос-сии….….16
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России……………………………16
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России….……………………..18
2.3. Реформирование плана счетов бухгалтерского учета –
один из этапов реформирования всей системы учета….……………..20
2.4. Международные учетные стандарты и директивы ЕЭС
как элементы регулирования бухгалтерского учета на макроуровне.26
2.5. Международные бухгалтерские принципы ведения учета
и представления отчетности ……………………………………..………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух.учету.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

Им.Н.И.Лобачевского»

 

Финансовый факультет

Кафедра бухгалтерского учета,

экономического анализа  и аудита

 

Курсовая работа

По дисциплине :Бухгалтерский  учет

Тема:Реформирование бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Вариант 4

                                                                           

 

 

                                                                             Студента 2 курса,

                                                                            Группы 13203

                                                                             Сиволаповой А.А.

                                                                             Научный руководитель    

                                                                             Ершова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………3

 

Глава 1. Система бухгалтерского учета в России………………………………………..4

1.1. Сущность  и основные задачи бухгалтерского  учета…………...…………..4

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности….……5

1.3. Закон о бухгалтерском учете………………………………………………...…8

1.4. Концепция  бухгалтерского учета в рыночной  экономике России…....…10

1.5. Документирование  хозяйственных операций……………………….……..11

 

Глава 2. Регулирование и реформирование бухгалтерского учета в России….….16

2.1. Регулирование  бухгалтерского учета в России……………………………16

2.2. Реформирование  бухгалтерского учета в России….……………………..18

2.3. Реформирование  плана счетов бухгалтерского  учета –

один из этапов реформирования всей системы учета….……………..20

2.4. Международные учетные стандарты и директивы ЕЭС

как элементы регулирования бухгалтерского учета на макроуровне.26

2.5. Международные  бухгалтерские принципы ведения  учета

и представления отчетности ……………………………………..………..27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…………32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.............................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В Российской Федерации, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.

Изменения и  нововведения в области бухгалтерского учета связаны с формированием системы соответствующей и складывающейся у нас сегодня модели хозяйствования с учетом новых требований рыночной экономики.

Последняя вызвана  развитием рыночных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей в работе с иностранными инвесторами и инвестициями, с увеличением объема товарных и расчетных отношений с ними и с их банками. В связи с этим требуется ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т.е. она должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями.

В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.

Любая страна, ставя задачу реформирования бухгалтерского учета, должна добиться того, чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем рынке, но и на международном уровне. Это значит, что информация должна отвечать требованиям понятности, уместности, достоверности и сопоставимости.

В России особенно интенсивное реформирование бухгалтерского учета началось в середине 90-х годов прошлого века, были приняты  Закон о бухгалтерском учете, Положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты. Сегодняшняя система бухгалтерского учета, несомненно, гораздо лучше отвечает потребностям учета при рыночной экономике, хотя ещё имеются отдельные недостатки и пробелы в законодательстве.

В своей курсовой работе я вначале изложила основные вопросы, касающиеся системы бухгалтерского учета в России, а затем вопросы, касающиеся реформирования данной системы и приведения её в соответствие с международными стандартами.

Глава 1.

Система бухгалтерского учета в России

1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении отражены:

  • основные этапы учетного процесса (в начале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляется его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям);
  • основные отличия бухгалтерского учета от других видов — статистического и оперативного.

Эти отличия  следующие. Предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей, помимо хозяйственной деятельности, другие стороны общественной жизни, но шире, чем в оперативном учете, учитывающем только отдельные стороны хозяйственной деятельности организаций. В бухгалтерском учете отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в статистике и оперативном учете. В бухгалтерском учете его объекты обязательно отражаются в стоимостной оценке, также не обязательной в других видах учета.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, и также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости  от назначения и статуса нормативные  документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень:  стандарты (положения) по бухгалтерскому  учету и отчетности;

3-й уровень: методические  рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие  документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия.

Основным актом первого  уровня является Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы  следует отнести Гражданский  кодекс-РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ. «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности:

  • «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н;
  • «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 107;
  • «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н;
  • «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н;
  • «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ 09.06.01 г. № 44н;
  • «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н;
  • «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н;
  • Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01"
  • «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32 н;
  • «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн;
  • «Информация по аффилированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. № 5н;
  • «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н;
  • «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н;
  • «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.
  • Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01
  • Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02"
  • Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02"
  • Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02"
  • Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02"
  • Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Из перечисленных  положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Методические  рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы  самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

  • документ по учетной политике предприятия;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности. Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.

Остальные рабочие  документы или отсутствуют (графики  документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

 

1.3. Закон о бухгалтерском учете

 

Принят

Государственной Думой

23 февраля 1996 года 

Одобрен

Советом Федерации

20 марта 1996 года 

(в ред. Федеральных  законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ,

от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов  от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

 

21 ноября 1996 г.  впервые в истории России был  принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный Закон  имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций;

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)