Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа
В России особенно интенсивное реформирование бухгалтерского учета началось в середине 90-х годов прошлого века, были приняты Закон о бухгалтерском учете, Положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты. Сегодняшняя система бухгалтерского учета, несомненно, гораздо лучше отвечает потребностям учета при рыночной экономике, хотя ещё имеются отдельные недостатки и пробелы в законодательстве.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Система бухгалтерского учета в России………………………………………..4
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета…………...…………..4
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности….……5
1.3. Закон о бухгалтерском учете………………………………………………...…8
1.4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России…....…10
1.5. Документирование хозяйственных опера-ций……………………….……..11
Глава 2. Регулирование и реформирование бухгалтерского учета в Рос-сии….….16
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России……………………………16
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России….……………………..18
2.3. Реформирование плана счетов бухгалтерского учета –
один из этапов реформирования всей системы учета….……………..20
2.4. Международные учетные стандарты и директивы ЕЭС
как элементы регулирования бухгалтерского учета на макроуровне.26
2.5. Международные бухгалтерские принципы ведения учета
и представления отчетности ……………………………………..………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................37
Глава 2.
Регулирование и реформирование бухгалтерского учета в России
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России
Особенности регулирования бухгалтерского учета в России отражены на рис. 1. Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской федерации 21.11.96г.
Рисунок 1. Регулирование бухгалтерского учета в России
Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
В соответствии
с Законом общее
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, другие ведомства), руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
б) другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому Учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
При разработке нормативных актов Минфин России осуществляет тесное взаимодействие с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности.
Основными задачами Методологического совета являются разработка Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.
Методологический совет формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур, бухгалтерских общественных организаций (Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и стран Содружества).
В регулировании бухгалтерского учета и отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Он призван содействовать Комитету в подготовке и рассмотрении относящихся к его ведению вопросов аудита, бухгалтерского учета и финансовой статистики.
Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений. Совет формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур — специалистов в области аудита, бухгалтерского учета и статистики. Он может создавать постоянные и временные экспертные (рабочие) группы для подготовки материалов по отдельным вопросам его ведения и привлекать к участию в них специалистов, не являющихся членами Совета.
В работе названных
Экспертного и
ИПБ и ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие в разработке и соблюдении их членами нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики, следить за качеством знаний и квалификацией своих членов, принимать участие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров, защищать права и профессиональную независимость бухгалтеров.
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России
Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
Для выполнения задач по каждому направлению было намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить
необходимые изменения и
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые Планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
пересмотреть:
4) для улучшения кадрового обеспечения будут:
а) начального (бухгалтер-счетовод);
б) среднего (бухгалтер-техник);
в) высшего (бухгалтер-экономист);
г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие ИПБ.
2.3. Реформирование плана счетов бухгалтерского учета –
один из этапов реформирования всей системы учета
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 01 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешалось осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В периоде 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91г. № 56.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает одни вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (III-VI разделы). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности — от труднореализуемого к легкореализуемому.