Реформирование бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

В России особенно интенсивное реформирование бухгалтерского учета началось в середине 90-х годов прошлого века, были приняты Закон о бухгалтерском учете, Положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты. Сегодняшняя система бухгалтерского учета, несомненно, гораздо лучше отвечает потребностям учета при рыночной экономике, хотя ещё имеются отдельные недостатки и пробелы в законодательстве.

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Система бухгалтерского учета в России………………………………………..4
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета…………...…………..4
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности….……5
1.3. Закон о бухгалтерском учете………………………………………………...…8
1.4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России…....…10
1.5. Документирование хозяйственных опера-ций……………………….……..11
Глава 2. Регулирование и реформирование бухгалтерского учета в Рос-сии….….16
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России……………………………16
2.2. Реформирование бухгалтерского учета в России….……………………..18
2.3. Реформирование плана счетов бухгалтерского учета –
один из этапов реформирования всей системы учета….……………..20
2.4. Международные учетные стандарты и директивы ЕЭС
как элементы регулирования бухгалтерского учета на макроуровне.26
2.5. Международные бухгалтерские принципы ведения учета
и представления отчетности ……………………………………..………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….36
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух.учету.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

Существенной считается информация, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее, как правдиво представляющую соответствующие факты и события, либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий.

Для того чтобы  быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события. Для обеспечения правдивости необходимо, чтобы операции и прочие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой (преобладание сущности над формой).

Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Кроме того, отчетность должна составляться при соблюдении принципа осмотрительности. Осмотрительность — это соблюдение определенной осторожности в процессе формирования суждений, необходимой в производстве расчетов, для того чтобы в условиях неопределенности активы и доходы не были завышены, а обязательства или расходы занижены. Вместе с тем соблюдение принципа осмотрительности не позволяет, к примеру, создавать скрытые резервы и чрезмерные запасы, сознательно занижать активы и доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы.

Для того чтобы  быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск информации может сделать ее ложной или дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной.

Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний. Для обеспечения сопоставимости измерение и отражение финансовых результатов должно осуществляться в сравниваемых периодах по единой методологии в разных компаниях. Сведения об изменении методологии измерения и отражения финансовых результатов должны сообщаться в учетной политике компаний.

С введением  в учетную практику Положения  «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественном бухгалтерском учете стали использоваться международные бухгалтерские принципы.

Далее назовем  международные принципы представления  бухгалтерской отчетности. Ее подразделяют на два вида:

статическую - в виде бухгалтерского баланса, отражающего состояние (остатки) финансово-хозяйственной деятельности организации на определенную дату;

динамическую - как отчет о прибылях и убытках, отражающий совокупные результаты деятельности организации за определенный период.

При этом в основу формирования бухгалтерского баланса  положены следующие принципы: хозяйственной единицы, действующего предприятия, денежного измерения, двойной записи, которые хорошо нам известны как допущения, определяющие учетную политику.

В конечном итоге  бухгалтерский баланс это:

Активы = Обязательства  – Капитал, или равенство сумм хозяйственных средств и их источников.

Динамическая  бухгалтерская отчетность состоит  из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов; вторая - означает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов и относятся к категории расходов.

Прибыль рассчитывается как превышение суммы доходов  над суммой расходов.

Принципы составления динамической бухгалтерской отчетности (тоже в некоторых случаях соответствуют допущениям): принцип периодичности, консерватизма, начислений, увязки доходов с расходами, последовательности взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.

Принцип периодичности свидетельствует о необходимости регулярно, в течение установленного учетного периода, иметь информацию о результатах хозяйственной деятельности организации, для оценки ее работы (руководителям, учредителям, контролирующим и налоговым органам).

Принцип консерватизма раскрывает свое содержание в двух аспектах:

  • доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная возможность и необходимость;
  • расход признается сразу же, как только возникает обоснованная возможность.

Это говорит  о том, что последствия, связанные с убытком и банкротством, значительно более серьезны, чем последствия получения прибыли. Значит, оценивать и отражать прибыли и убытки следует по разным правилам.

Принцип начисления означает, что при определении прибыли достаточно сопоставить объем реализованной продукции с ее себестоимостью независимо от того, когда произошла оплата.

Принцип увязки доходов с расходами требует при расчете прибыли за определенный период учитывать только расходы текущего периода без участия расходов будущих периодов.

Принцип последовательности требует постоянства правил учетной политики из года в год для осуществления анализа финансовой отчетности.

Принцип взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета свидетельствует о различных подходах к величине прибыли, что требует ее корректировки для целей налогообложения.

Указанные принципы и требования к ведению бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, позволяют сделать вывод, что существующие сегодня в Российской Федерации стандарты во многом совпадают. Итогом последнего служит программа реформирования бухгалтерского учета.

Эта программа  содержит три главные составные  части, каждая из которых обязательна  для ее выполнения в целом:

1) нормативное  обеспечение; 

2) становление профессии бухгалтера;

3) учебно-методическая.

1. Нормативное обеспечение способствует улучшению организации и ведения бухгалтерского учета. В настоящее время Министерство финансов РФ разрабатывает нормативные документы, приравненные к международным стандартам. В основном это Положения по бухгалтерскому учету и Методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете отдельных операций.

Применение  нормативных актов обеспечивает бухгалтерским службам организаций грамотное решение задач при составлении отчетности и защиту информации при общении с налоговыми службами.

2.  Становление профессии бухгалтера сводится к повышению статуса профессионального бухгалтера через аттестацию. С этой целью создан институт профессиональных бухгалтеров. Аттестацию планируется ввести для бухгалтеров, работающих в организациях, подлежащих проведению обязательного аудита. Бухгалтер в своей деятельности в настоящее время должен уделять внимание экономическому анализу, управлению денежными потоками, т.е. тому, что называется финансовым менеджментом. Бухгалтер должен уйти от роли фиксатора происходящих событий и стать прогнозистом, должен подсказать руководителю действия, способствующие улучшению финансового состояния организации, передав техническую часть работы машинам. Ведь сегодня в России существует около 400 программ компьютерной обработки в бухгалтерском учете. Это дает возможность говорить о развитой компьютерной индустрии в этой области.

3. Третья составная  часть программы - учебно-методическая – связана с разработкой новых учебных программ, различных пособий, практических задач, способствующих подготовке специалистов-бухгалтеров профессионалов в соответствии с требованиями международных стандартов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Российской Федерации, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.

Изменения и  нововведения в области бухгалтерского учета связаны с формированием системы соответствующей и складывающейся у нас сегодня модели хозяйствования с учетом новых требований рыночной экономики.

В России интенсивное  реформирование бухгалтерского учета  началось в середине 90-х годов прошлого века, когда было принято множество положений и нормативных актов, содержание и требования которых стали отвечать новым потребностям учета в рыночной экономике.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

21 ноября 1996 г.  впервые в истории России был  принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. В данном законе дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты, указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, указан свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете, изложены порядок регулирования бухгалтерского учета, требования к ведению бухгалтерского учета, документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств, основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав и правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные  операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Документ — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. С 01 января 1999г. организации применяют формы первичных учетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.

Основным нормативным  документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской федерации 21.11.96г. В соответствии с Законом общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Российской Федерации.

Органы, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Реформирование  бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета  — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.

Основными направлениями  реформирования бухгалтерского учета являются:

  • законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации); формирование нормативной базы (стандартов);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению  намечен ряд мер, которые сводятся к разработке различных положений и методологических указаний и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета, пересмотру и внесению изменений в нормативную базу регулирования бухгалтерского учета, повышению подготовки специалистов-разработчиков и общей профессиональной подготовке бухгалтеров на предприятиях и др.

Программа реформирования бухгалтерского учета содержит три главные составные части, каждая из которых обязательна для ее выполнения в целом:

1) нормативное  обеспечение; 

2) становление профессии бухгалтера;

3) учебно-методическая.

С 01 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов.

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)