Реформирование бухгалтерской финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Рассмотреть тему: Реформирование бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами отчетности.
Задачи курсовой работ:
Определить сущность и назначение бухгалтерской отчетности в рыночной экономике.
Изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности.
Рассмотреть пользователей бухгалтерской отчетности. Состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.
Сравнить Международные стандарты финансовой отчетности и Российские положения по бухгалтерскому учету.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………….……………………..3

11

Понятие и сущность международных стандартов финансовой отчетности……….
44
11.1.

Предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности………………………………………………………………………………
54
11.2.

Понятие и структура международных стандартов финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности……………………………………………….
97
11.3.

Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству……………………………………………………………………….
110
22.

Проблемы перехода Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………………..
113
22.1

Реформирование бухгалтерского учета в России……………..…….……………..
113
22.2.
Концептуальные отличия международных стандартов финансовой отчетности от российской системы бухгалтерского учета…………………………………………..
116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..……..26


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………......................................................................27

Файлы: 1 файл

МСФО.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Расходы - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в форме оттока или уменьшения стоимости активов или увеличения обязательств, имеющих своим результатом уменьшение собственного капитала, отличное от распределений в пользу

(изъятий) собственников  (расходы +убытки).

7. формулировка правил учета операций

  • на момент признания (момент принятия к учету)
  • на отчетную дату

Признание- это  процесс включения в отчетность статьи, соответствующей критериям признания:

  • существует вероятность, что любые экономические выгоды, связанные с данным элементом, будут получаться или отдаваться предприятием;
  • элемент имеет стоимость, которая может быть надежно оценена.

Если не соответствует, то либо вообще не признается, либо признается в качестве дохода/расхода.

8. методы оценки элементов

  • фактическая стоимость приобретения (историческая стоимость)
  • текущая стоимость
  • дисконтированная (приведенная) - рассмотрена выше
  • справедливая стоимость - сумма, на которую актив может быть обменен между: хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающими совершить такую операцию.

9. понятие "обременительный договор"

Обременительный договор - договор, для которого неизбежные затраты на выполнение обязательств по договору превышают ожидаемые от исполнения договора экономические выгоды.

В качестве обременительного рассматривается договор, от исполнения которого нельзя отказаться или расторжение приведет еще к большим неустойкам, чем прогнозируемые убытки.

В МСФО ожидаемые  убытки от обременительного договора должны быть сразу же отражены, как только они стали очевидны. Для этого создается резерв. Подробнее вопрос рассматривается в IAS 37.

Неизбежные  затраты по договору отражают минимальные  чистые затраты на выход из договора, соответствующие наименьшему из двух значений: суммы затрат на его исполнение и суммы всех компенсаций и штрафов, вытекающих из неисполнения договора.

В РСБУ аналогична норма содержится в ПБУ 8.

10. понятие "монетарные активы"

В МСФО активы и  обязательства делятся на монетарные:

    • денежные средства
    • права требования денежных средств или обязанность заплатить денежные средства.

и немонетарные (все остальные). Подробнее вопрос рассматривается в IAS 21 и IAS 29.

Согласно международным  правилам учета в стандарте IAS 1 основные задачи бухгалтерского учета определены как формирование и представление достоверной информации заинтересованным пользователям касательно финансового положения компании.

Одним из важнейших  факторов, определяющих порядок ведения  бухгалтерского учета в организации, является выбор учетной политики. Порядок формирования учетной политики определен ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, согласно которому организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В стандарте IAS 8 "Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки" указана цель применения данного стандарта, которая состоит в том, чтобы определить классификацию, установить требования к раскрытию и порядок учета определенных статей отчета о прибылях и убытках таким образом, чтобы все компании составляли и представляли отчеты о прибылях и убытках на согласованной основе.

В российском учете  соответствующий порядок формирования учетной политики отражен в ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ и предусматривает  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В международном  стандарте IAS 8 учетная политика определена как конкретные принципы, методы, процедуры, правила и практика, принятые компанией  для подготовки и представления финансовой отчетности. Характер и величина изменений бухгалтерских оценок, оказывающие существенное воздействие в текущем периоде, или существенное воздействие которых ожидается в последующих периодах, должны раскрываться. Если осуществить количественную оценку практически невозможно, информация об этом подлежит раскрытию. Изменение в учетной политике должно быть применено ретроспективно, если сумма любой итоговой корректировки, относящейся к предшествующим периодам, в достаточной степени поддается определению. Любая полученная корректировка должна представляться в отчете как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода. Сравнительная информация должна пересчитываться, если это практически осуществимо.

В российском бухгалтерском учете в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за ведение бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. В международных нормах учета согласно IAS 1 за подготовку и представление финансовой отчетности отвечает совет директоров и/или другой руководящий орган компании. Касательно полномочий главного бухгалтера ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ определено прямое подчинение главного бухгалтера руководителю организации и несение ответственности за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Согласно международному стандарту IAS 1 за подготовку и представление финансовой отчетности отвечает совет директоров и/или другой руководящий орган компании. Отдельные требования к главному бухгалтеру в данном стандарте отсутствуют. Однако предположительно вести бухгалтерский учет в организации могут специалисты, аттестованные профессиональными сообществами.

Следует отметить, что с 2013 года в  связи с принятием нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" ожидаются следующие изменения:

Понятия, используемые в новом законе.

Законопроект  оперирует такими понятиями, как:

  • Бухгалтерская (финансовая отчетность);
  • Уполномоченный федеральный орган;
  • Стандарт бухгалтерского учета;
  • Международный стандарт;
  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Отчетный период;
  • Руководитель экономического субъекта;
  • Факт хозяйственной жизни;
  • Организации государственного сектора.

Так, например, известный нам термин хозяйственная операция заменен понятием факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств – п.8 ст. 3 нового законопроекта).

Впервые упомянуты международные стандарты (стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.3 ст.3 нового законопроекта).

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов бухучета, для которых  федеральными стандартами не установлены  способы ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

Положения о  последовательности применения учетной  политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в  новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

    • Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    • Формы первичных и внутренних документов;
    • Порядок проведения инвентаризации;
    • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • Порядок контроля за хозяйственными операциями.

В новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Формы первичных документов будут утверждаться не учетной политикой организации, а руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 нового ФЗ).

В описании состава  бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (новый ФЗ).

Кроме того, в  главе «Общие требования к бухгалтерскому учету» нового ФЗ появились следующие  статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

    • Статья 16 –«Особенности бухгалтерской (финансовой)отчетности при реорганизации юридического лица»;
    • Статья 17– «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации   юридического   лица».

В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций  не предусмотрена. Руководитель кредитной  организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Новый ФЗ четко  обозначил ранее отсутствовавшие  требования, которым должны будут  отвечать главные бухгалтера (или  иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • Страховых организаций;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Акционерных инвестиционных фондов;
  • Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • Органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Сравнивая международные  стандарты финансовой отчетности с  российской системой бухгалтерского учета, можно отметить так же следующие: назначением финансовой отчетности по МСФО является информирование инвестора для принятия экономически оправданного решения. Российская бухгалтерская отчетность в первую очередь составляется для контроля фискальных органов за правильностью начисления налогов. В российском законодательстве, в отличие от МСФО, определена дата сдачи отчетности. Международный стандарт лишь требует ее актуальности и своевременности. Стандарт также допускает пролонгацию отчетного периода при определенных обстоятельствах. Международный стандарт предполагает допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли. В российском учете такая возможность отсутствует. Отличия применения принципов учета существуют ввиду ориентированности бухгалтерского учета на соблюдение норм, а не на принятие решения инвестором.

В российском учете  законодательно закреплен перечень документов, входящих в финансовую отчетность организации. Международный стандарт лишь оговаривает степень детализации информации, полезной для инвестора. В международных стандартах не оговариваются порядок учета и требования к первичным документам. Порядок формирования, представления, а также другие вопросы, связанные с финансовой отчетностью в российском учете, осуществляет Минфин России. Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам.

Информация о работе Реформирование бухгалтерской финансовой отчетности