Реформирование хозяйственного учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в российской отчетности.
В данной работе представлены следующие задачи:
- изучить значение бухгалтерского учета в рыночной экономике;
- определить сущность международных стандартов;
- проанализировать процесс реформирования и гармонизации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

курсовая бух учет.docx

— 49.73 Кб (Скачать файл)

Введение

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.

Выбранная тема актуальна, т.к. изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

В своей работе я выделяю следующие задачи реформы:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в российской отчетности.

В данной работе представлены следующие задачи:

- изучить значение бухгалтерского  учета в рыночной экономике;

- определить сущность международных  стандартов;

- проанализировать процесс реформирования  и гармонизации бухгалтерского  учета в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности.

В любой организации рекомендуется вести бухгалтерский учет. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном состоянии и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета.

С развитием рыночной экономики появилась необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)— это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности.

Основное назначение МСФО — гармонизация учета и отчетности в разных странах.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для осуществления этой цели Министерством финансов РФ была разработана программа реформирования бухгалтерского учета и концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.).

1. Значение бухгалтерского учета  в рыночной экономике

1.1 Сущность бухгалтерского учета

Развитие рыночных отношений обусловило возникновение и функционирование большого числа хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представлена имущественным комплексом, который располагает необходимым имуществом для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Имущество хозяйствующего субъекта включает здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и др.

Имущество любой организации находится в постоянном движении. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном состоянии и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет имеет ряд особенностей: является сплошным и непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, применяет три вида измерителей, но обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации  и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В теоретическом аспекте эти задачи можно систематизировать по этапам развития бухгалтерского учета:

- обеспечение сохранности имущества  собственников;

- обеспечение функции контроля  с целью эффективного управления  организацией;

- исчисление финансового результата: выявление экономических и юридических  последствий хозяйственных операций;

- обеспечение возможности перераспределения  ресурсов в народном хозяйстве  на основе информации, формируемой  в финансовой отчетности организаций.

Суть первой задачи учета заключается в защите интересов собственников – сохранении их имущества, переданного в управление организации.

Вторая задача с одной стороны направлена на обеспечение сохранности имущества, с другой стороны – на создание информационной базы для принятия управленческих решений.

Третья задача – исчисление финансового результата. Существуют два основных подхода к проблеме идентичности финансового результата в экономическом и юридическом смысле. Первый – тесная связь между системами бухгалтерского учета и налогообложения, обеспечивается выполнением требований правительства в отношении налогообложения. Второй подход – независимость систем учета и налогообложения, бухгалтерский учет существует параллельно с налоговым учетом.

Четвертая задача рассматривает бухгалтерский учет как средство перераспределения ресурсов в народном хозяйстве.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения.

Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Развитие финансового рынка, концентрация международного капитала, международное разделение труда, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций потребовали качественных преобразований в организации бухгалтерского учета.

 

1.2 Необходимость реформирования бухгалтерского  учета в России

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.

Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:

- положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» (ПБУ4 /99) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н, от 18.09.2006 №115н);

- положение по бухгалтерскому  учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства  финансов Российской Федерации  от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 №22н) .

В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.

Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.

В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:

- формирование системы национальных  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации  для внешних пользователей;

- обеспечение увязки реформы  бухгалтерского учета в России  с основными тенденциями;

- гармонизация стандартов на  международном уровне;

- оказание методической помощи  организациям в понимании и  внедрении управленческого учета.

2. Сущность международных стандартов

2.1 Классификация систем учета

Системы учета различаются по организационному построению, составу и количеству объектов и субъектов, видам и силе взаимосвязей объектов и субъектов, уровню семантической совместимости учетной информации, сферам действия, характеру взаимодействия с внешней средой. К настоящему времени сложилась система учетной информации на международном уровне — (МСФО).

Желание ученых-экономистов классифицировать системы бухгалтерского учета вызвано теми же причинами, что и в других науках. Классификация — это эффективный способ выявления различий и возможность их общего описания. В частности, она позволяет выявлять страны — лидеры в области учета (что необходимо для обучения бухгалтеров и аудиторов, работающих на международном уровне), выявлять схожие системы учета для обмена опытом и т. д. Существует мнение, что, сменив одну систему бухгалтерского учета на другую, можно изменить политическую и экономическую ситуацию в стране.

Современные исследователи в области бухгалтерского учета выделяют различные классификации учетных систем. Наибольшее распространение получили следующие пять классификаций:

- британская, американская, континентально-европейская;

- британская, франко-испано-португальская , германо-нидерланская , американская;

- британская, латиноамериканская, континентально-европейская, американская;

- англо-американская, континентально-европейская, южноамериканская, смешанной экономики (страны Восточной Европы и  государства бывшего Советского  Союза).

- Англо-американская, европейская, голландская, латиноамериканская, исламская, постсоциалистическая, МСФО.

 

Следует отметить, что не существует стран с идентичными системами учета. Отнесение той или иной страны к классификационной группе является условным, необходимо видеть не только схожесть, но и определенные различия в бухгалтерской практике.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализовалась в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах — членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Информация о работе Реформирование хозяйственного учета