Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 17:01, контрольная работа
Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в российской отчетности.
В данной работе представлены следующие задачи:
- изучить значение бухгалтерского учета в рыночной экономике;
- определить сущность международных стандартов;
- проанализировать процесс реформирования и гармонизации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.
По мнению Евросоюза, введение МСФО позволит устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС.
2.2 Суть международных стандартов
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)— это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты оценки и учета активов, обязательств и операции по их изменению. Основное назначение МСФО — гармонизация учета и отчетности в разных странах. Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу.
Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг компаний.
В разделе «Порядок учета» излагаются конкретные условия признания и оценки объектов учета, основные правила их учета и рекомендации по использованию некоторых правил.
В разделе «Раскрытие информации» содержится состав информации, подлежащий раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.
МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Советом (Комитетом) по международным стандартам финансовой отчетности. К настоящему времени разработан 41 МСФО: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» и др. При этом все ранее разработанные МСФО находятся в стадии переработки.
Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения, другие страны (в том числе Россия) — в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения, и условленные национальными условиями (например, особенностями налоговых систем).
Следует отметить, что МСФО ориентированы в основном на использование при составлении консолидированной2 финансовой отчетности группы организаций. В связи с этим страны ЕС переходят на МСФО начиная с 2005 г. только в части составления консолидированной отчетности групп компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Бухгалтерская отчетность юридических лиц будет по-прежнему составляться в соответствии с национальными правилами.
Для компаний , акции которых котируются на американской фондовой бирже и которые готовят финансовую отчетность по общепринятым принципам бухгалтерского учета США, а также для компаний, которые эмитировали только перенесен с 2005 на 2007 г. Страны ЕС имеют право распространять действие МСФО на компании, не зарегистрированные на бирже.
В России в соответствии с проектом Закона «О консолидированной финансовой отчетности» необходимость составления отчетности по МСФО распространяется на группы организаций, головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Переход на составление консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО должен осуществиться в соответствии с решениями Правительства начиная с отчета за 2004 г.
3.
Реформирование и гармонизация
бухгалтерского учета с
3.1
Изменение в структуре
Еще в начале ХХв. существовал единый бухгалтерский учет, но уже в конце этого столетия он распался на финансовый и управленческий учет. Из него также выделился учет для малых предприятий. С 2002г. официально был провозглашен налоговый учет. В отдельную дисциплину сформировался также и финансовый анализ. В финансовом учете появляются новые направления, такие как: креативный, социальный, экологический учет, работа с инсайдерами, учет человеческих ресурсов. Все это обусловлено тем, что в условиях рыночной экономики возникло много пользователей данных традиционного бухгалтерского учета (в административной экономике – только государство), а для различных пользователей и различных целей требуется различная информация.
Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.
Управленческий учёт выделился как отдельная дисциплина, потому что для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта.
Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает например проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности конечного анализа (из-за отсутствия регистрации) правильности, качества и оперативности действий сотрудников и как следствие например справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте).
Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.
Учет на малых предприятиях вводится по упрощенным схемам. Самым правильным решением надо признать его организацию по схеме камеральной парадигмы, когда финансовый результат определяется как разность между оприходованием выручки и списанием сделанных платежей. Естественно, что попытки применения на этих предприятиях двойной бухгалтерии – бухгалтерский пережиток прошлых времен.
Налоговый учет – это учет, который ведется согласно предписаниям налоговых органов. Каждый собственник имеет право вести учет так, как он хочет, выбирать методы оценки имущества и долгов, методы амортизации материальных и нематериальных активов, формировать необходимые резервы и тем самым предопределять величину финансового результата своего предприятия. Однако, с точки зрения государства, прибыль предприятия должна определяться по строгим и единообразным для всех требованиям. Отсюда и появление налогового учета.
Финансовый анализ – методологический инструментарий, позволяющий управлять капиталом фирм. Управление капиталом преследует одну цель – максимизацию прибыли предприятия за счет оптимизации структуры его актива и пассива.
Креативный учет – творческий учет. Если человек нарушает общепринятые правила, то раньше предполагалось, что он это делает в корыстных целях, теперь политически некорректно думать о людях плохо. Следовательно, бухгалтер становится творцом, конструктором правды. И то, что раньше бухгалтер делал в своекорыстных целях, теперь он может делать в гуманистических интересах.
Социальный учет – это не какой-то самостоятельный вид счетоводства, а, скорее, расширение границ традиционного бухгалтерского учета. Он представлен двумя направлениями. Первое связано с необходимостью увеличения состава показателей бухгалтерской отчетности в интересах все возрастающих требований пользователей. Второе направление концентрирует внимание на учете социальных расходов.
Учет человеческих ресурсов. Сила любого предприятия зависит от того кадрового потенциала, который в нем присутствует. Традиционный же учет из ресурсов предприятия принимает во внимание только его имущество. Экономическая версия бухгалтерского учета предполагает непременное включение в состав актива любого предприятия человеческий ресурс.
Работа с инсайдерами – сверх важная задача, но она не только не решается, но и не ставится. Инсайдер – это человек, который согласно занимаемой должности обладает важной коммерческой информацией. Вполне возможно, что благодаря этому обстоятельству инсайдер может сам или через подставных лиц использовать свои знания в целях личного обогащения или же обогащения близких к нему лиц. Но весь этот избыток дохода мог возникнуть только за счет конкурентов, которые не имели доступа к конфиденциальной информации. Отсюда необходимость принятия специального законодательства [8, с.230].
В конце 2008 года правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на борьбу с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипуляцией рынками. И уже 9 апреля 2009 года этот проект был одобрен профильным комитетом Госдумы.
Законопроект, в частности, устанавливает специальные наказания за совершение сделок с использованием инсайда. В частности, предусматривается взыскание в доход государства с лица, совершившего сделку с нарушением требований закона об инсайде, суммы незаконно полученной прибыли или убытка, которого обладателю инсайда удалось избежать в связи с совершением такой сделки.
Основной идеей и целью законопроекта является совершенствование законодательства, касающегося использования инсайдерской информации и манипулировании на финансовых (включая валютный) и товарных рынках.
Задачей законопроекта "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" является усиление защиты интересов инвесторов, говорится в сопроводительных документах к законопроекту. Устанавливаются требования по раскрытию информации, влияющей на цены финансовых инструментов и товаров, а также создается эффективный механизм по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых при использовании инсайдерской информации и манипуляции рынком [11].
3.2 Реформирование бухгалтерского учета в России
Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы;
методическое обеспечение (инструкции, методические указания комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности) [3].
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить необходимые
2) разработать и утвердить около
20 новых положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету и
3) разработать:
- методические указания (инструкции
и рекомендации) по бухгалтерскому
учету в разрезе положений, в
том числе методические
- типовые методические
пересмотреть:
- регистры бухгалтерского учета
для коммерческих и бюджетных
организаций, кредитных учреждений
и профессиональных участников
рынка ценных бумаг, управляющих
компаний и инвестиционных
- первичную учетную