Ревизия и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что своевременное и точное проведение аудиторских проверок бухгалтерского учета и отчетности играют важную роль в проведении профилактических мероприятий по выявлению и предупреждению правонарушений. Правильно организованные учет и отчетность дают возможность вести систематический оперативный контроль за хранением и использованием ресурсов на всех стадиях производства, своевременно выявлять конкретных виновников вреда, причиненного недостатками, кражами, перерасходами или убытками.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

1. Литературное, нормативно-правовое и информационное обеспечение ревизии и аудита бухгалтерского учета и отчетности…. …

3. Организация и методика ревизии и аудита состояния бухгалтерского учета и отчетности.
3.1. Ревизия (аудит) организации делопроизводства ………………….

3.2. Ревизия (аудит) состояния первичного учета и документообо-
рота …………………………………………………………………………..

3.3. Ревизия (аудит) состояния аналитического учета и его взаимоувязка с синтетическим учетом ……………………………………

3.4. Ревизия (аудит) достоверности отчетности ………………………..

Выводы и предложения………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Ревизия документооборота.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

В кассовых и банковских первичных  документах (приходных и расходных  кассовых ордерах, платежных поручениях, платежных требованиях, денежных чеках  и т.д.) никакие исправления не допускаются. В других первичных  документах исправления должны быть обязательно оговорены, т.е. надо аккуратно  одной чертой зачеркнуть неправильно  написанный текст или сумму так, чтобы можно было прочитать написанное. Сверху пишется правильный текст  или сумма. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших  документ, с указание даты исправления. Исправления оговариваются, т.е. на свободном месте пишут «Исправлено».

 В Законе Республики «О  бухгалтерском учете и отчетности»  закреплено, что организация самостоятельно  устанавливает  внутренние правила  документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского  учета. 

Рационально организованный документооборот  предполагает наличие минимального разрыва во времени между совершением  хозяйственной операции и получением необходимых обобщенных сведений. Это  достигается применением наиболее совершенных способов и средств  сбора и продвижения  первичной  информации к месту ее обработки, а также предварительным планированием  документооборота.

Для этого в каждой организации  должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя рабочий альбом форм документов и график документооборота. Указанный график может быть оформлен в виде схемы или перечня работ  по созданию, проверке и обработке  документов, выполненных каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями  с указанием взаимосвязей и сроков выполнения работ. Каждому исполнителю  должна быть вручена выписка из графика, где перечисляют документы, относящиеся  к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления. Рабочий  альбом форм документов представляет собой альбом, в который собираются все первичные документы, применяемые в данной организации.

Документы являются важнейшим средством оперативного контроля за действиями лиц, которым  доверены материальные ценности. Рационально  организованная документация дает возможность  не только выявить, но и предупредить злоупотребления, нарушения и бесхозяйственность в деле сохранности собственности  организации и правильного использования  имущества. Проведение внутрихозяйственных проверок позволяет своевременно выявить нарушения при учете собственности хозяйства и недопущения хищений материальных ценностей. Для осуществления проверок в хозяйстве созданы инвентаризационная и ревизионная комиссии.    

    Внутрихозяйственный  контроль выступает как самостоятельная  функция управления внутри предприятия,  отличается глубиной и точностью,  поскольку осуществляется там,  где находится центр тяжести  управления. Субъектами этого вида  контроля являются финансовая, бухгалтерская,  юридическая и другие функциональные  службы предприятий и организаций  в пределах определенных полномочий  и имеющейся компетенции. Внутрихозяйственный  контроль осуществляется на предприятии  в соответствии  с утвержденными  положениями о функциональных  отделах (структурных подразделениях  субъекта хозяйствования), а также  с имеющимися функциональными  обязанностями специалистов отделов  предприятий и организаций. Главное  назначение внутрихозяйственного  контроля – непрерывное наблюдение  за эффективностью финансово-хозяйственной,  снабженческо-сбытовой и производственной  деятельности, обеспечение сохранности  денежных средств и материальных  ценностей, устранение причин  и условий, порождающих бесхозяйственность  и хищения.

    Для осуществления внутреннего  контроля финансовой и хозяйственной  деятельности Общества общее  собрание акционеров ежегодно  избирает ревизионную комиссию.

Обязанностями ревизионной комиссии  является проведение:

    - ежегодной ревизии – по результатам  финансовой и хозяйственной деятельности  Общества за отчетный год;

    - ревизии или проверки – по  решению органов управления Общества  в установленные ими сроки;

В исследуемом  хозяйстве отсутствует Положение  о внутрихозяйственном контроле и Программа внутрихозяйственного контроля. Однако ревизионная комиссия регулярно осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы, правильностью удержаний  из заработной платы и соблюдением  сроков ее выплаты, за сохранностью товарно-материальных ценностей.

3.3. Ревизия (аудит) состояния  аналитического учета и его  взаимоувязка  с синтетическим  учетом 

 

Предметом пристального внимания при  осуществлении проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия должно быть состояние аналитического учета  всех его средств и источников их образования с точки зрения своевременности его осуществления, полноты и достоверности учетных и отчетных данных.

Аналитический учет является инструментом обобщения информации для углубления и расширения аналитических возможностей бухгалтерского учета. Состав и содержание аналитических счетов определяются конкретной характеристикой хозяйственных  операций задачами контроля и анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность хозяйственных  операций, объединяемая синтетическим  счетом, детализируется на отдельных  аналитических счетах.

При проверке финансово-хозяйственной  деятельности предприятия необходимо убедиться в идентичности показателей  аналитического учета с показателями синтетического учета. Взаимосвязь  устанавливается следующим образом.

  1. Сумма сальдо на начало месяца по аналитическим счетам всегда равна остатку на начало месяца по объединяющему их синтетическому счету.
  2. Сумма оборотов за месяц (по дебету или кредиту) аналитических счетов всегда равна обороту за месяц (соответственно дебетовому или кредитовому) объединяющего их синтетического счета
  3. Сумма сальдо на конец месяца по аналитическим счетам всегда равна остатку на конец месяца по объединяющему их синтетическому счету.
  4. Нарушение указанных равенств свидетельствует о нарушениях установленного действующим законодательством порядка бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно акта проверки финансово-хозяйственной  деятельности (Приложение №6) предприятия, нарушений в ведении аналитического и синтетического учета не установлено.

3.4. Ревизия (аудит) достоверности отчетности    

Основной объем информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержится в бухгалтерской отчетности, отражающей все аспекты деятельности предприятия в денежном выражении и одновременно представляющей собой завершающий этап учетных работ за отчетный период.

Типовые формы бухгалтерской отчетности, правила составления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских  отчетов регламентированы  Законом  Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» с учетом последующих дополнений и изменений  и инструкциями, указаниями о составлении  годовой и квартальной отчетности.

Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом прежде всего  обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Вид деятельности предприятия (реквизит «Отрасль») должен соответствовать его уставу. Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов юридического лица по основной и прочей деятельности.

Аудитору необходимо проверить  правильность заполнения отчетности по форме: наличие всех предусмотренных  показателей, отсутствие подчисток  и помарок. Далее необходимо провести счетную проверку, т.е. проверить  сопоставимость и взаимосвязь показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской  отчетности.

Одной из важнейших форм отчетности предприятия является его бухгалтерский  баланс, который отражает наиболее синтезированную информацию о результатах  произведенных процессов, затем  дифференцируемую в различных отчетах.

Предприятия представляют квартальные  бухгалтерские балансы на позднее, чем через 30 дней после окончания  отчетного периода, а годовые- не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Датой представления бухгалтерской  отчетности для одногороднего предприятия  считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего – дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтового предприятия.

Бухгалтерскую отчетность подписывают  руководитель и главный бухгалтер  предприятия.

При проверке правильности составления  бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения.
  2. Данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть подтверждены результатами инвентаризации.
  3. Сумма статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должна быть согласована с ними и тождественна.
  4. Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги ил другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года.
  5. Данные балансов на начало и конец года должны быть сопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.

Проверка правильности составления  баланса осуществляется по следующим  направлениям.

  1. Проверка правильности отражения в балансе нематериальных активов и основных средств. В текущем бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на возведение (строительство) объекта, включая расходы на проектно-изыскательские работы; на приобретение основных средств, включая договорную (покупную) цену, расходы по доставке, монтажу и установке оборудования, таможенная плата, налог на приобретение транспортных средств. Принципы оценки основных средств, их амортизации установлены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». В первоначальную стоимость объектов включается сумма амортизации согласно актам приемки-передачи, актам купли-продажи. От первоначальной стоимости вычитается амортизация основных средств. Если из первоначальной стоимости вычесть сумму амортизации, то получим остаточную стоимость, по которой основные средства отражаются в балансе. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление амортизации, определение затрат на ремонт, аренду, на выбытие объектов, выявление неучтенных основных средств.

Нематериальные активы – это  активы, обладающие натуральной формой, но имеющие  «неосязаемую ценность»  и приносящие доход предприятию  в течение длительного периода. В учете они должны отражаться от первоначальной стоимости, определяемой по сумме фактических затрат на приобретение; в балансе - по остаточной стоимости. Стоимость нематериальных активов  погашается по нормам амортизационных  отчислений, установленных предприятием, исходя из срока пользования. По нематериальным активам, срок полезного использования  которых невозможно установить, нормы  амортизационных отчислений разрабатываются  на срок до 10 лет, но не более чем  на срок деятельности предприятия. Наличие  основных средств проверяется на основании инвентарных карточек, инвентарных описей и фактического наличия. Фактическая проверка объектов основных средств должна подтвердить, что на предприятии отсутствуют  неучтенные основные средства.

  1. Проверка правильности отражения в балансе запасов и затрат.

При проверке соответствия фактического наличия производственных запасов  и готовой продукции учетным  данным необходимо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения и группы для выборочной проверки. Если на предприятии  материальные ценности оцениваются  по фактической себестоимости, то остатки  по счету 10 должны соответствовать  данным, отраженным в балансе по статье «Производственные запасы».

При проверке учета затрат на производство аудитор должен установить: неизменность выбранного в начале проверяемого периода  метода учета затрат и его соответствие нормативным документам; правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам; правильность отнесения  материальных затрат по отчетным периодам; правильность начисления амортизации  по основным средствам, нематериальным активам; правомерность отнесения  фактических сумм расходов на командировки, представительских расходов, расходов на рекламу, аудиторских услуг и  их включения в издержки. Далее  необходимо проверить учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ,услуг). Отгруженной  и отпущенной продукцией считают продукцию и  услуги, которые переданы покупателю, платежные документы, которые сданы  в банк, но не оплачены покупателем. Выручку от реализации товаров (работ,услуг) можно определить двумя способами: по мере оплаты либо по мере отгрузки. Способ выбирается в зависимости  от условий хозяйствования и заключаемых  договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной  политике.

Информация о работе Ревизия и аудит