Роль аудита движения денежных средств в успешном функционировании организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. И сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.

Файлы: 1 файл

аудит денежных средств.docx

— 86.38 Кб (Скачать файл)

     Для реализации  общего плана аудита составляется  Программа аудита. В соответствии  с Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Планирование аудита" [21], аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

      Программы  помогают выявить существенные  недостатки, являясь составной частью  рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

      Руководство  экономического субъекта несет  ответственность за разработку  системы внутреннего контроля. Аудитору  следует убедиться, что на проверяемом  им экономическом субъекте применяются  процедуры внутреннего контроля, предусмотренные Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение  и оценка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  в ходе аудита" (п.4.8). Имеются  в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных  записей руководящего персонала,  периодических плановых и внезапных  инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных  бумаг и товарно - материальных ценностей.

Таблица 2.1

Аудиторская программа тестов средств контроля кассовых операций и аудиторских процедур [10]

N  
п/п

Вопрос

Вариант     
ответа

Информация   
или документ, 
который    
следует    
запросить

1

2

3

4

1

Кому было предоставлено право  подписи приходных и расходных  кассовых  ордеров в качестве       
главного  бухгалтера

Только  главному       
бухгалтеру

Образец  подписи        
главного  бухгалтера

Уполномоченному лицу

 

2

Имеются ли письменные     
распоряжения предприятия о  
назначении  уполномоченного лица  ставить        
подписи на     
приходных кассовых       
ордерах в качестве       
главного бухгалтера

Нет

 

Да

Письменные     
распоряжения   
руководителя   
Сроки действия       
полномочий     
Образцы  подписей

3

Кому предоставлено право подписи  приходных и расходных      
кассовых ордеров в  качестве       
руководителя  организации

Только руководителю   
организации

Образец  подписи        
руководителя   
организации

Уполномоченному лицу    (лицам)

 

4

Имеются ли письменные     
распоряжения руководителя   
организации о назначении     
уполномоченного лица ставить   
подписи на расходных      
кассовых ордерах и    
оправдательных документах в          
качестве       
руководителя   
организации

Нет

 

Да

Письменные     
распоряжения   
руководителя   
Срок действия  
полномочий     
Образцы подписей       
уполномоченных 
лиц

5

Ведется ли в организации журнал         
регистрации  приходных      
кассовых ордеров

Нет

 

Да

Журнал регистрации    
приходных кассовых       
ордеров

6

Ведется ли в организации    
журнал регистрации расходных      
кассовых ордеров

Нет

 

Да

Журнал регистрации    
расходных кассовых       
ордеров

7

В каком размере банком  установлен лимит денег в кассе

 

Лимит остатка денег в кассе  организации,   
установленный  
банком

8

Установлены ли руководителем организации  сроки внезапной ревизии кассы  приказом по    
организации

Нет

 

Да

Приказ об      
установлении   
сроков  внезапной      
проверки

     

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

9

Сменялись ли кассиры в      
организации в проверяемом    
периоде

Нет

 

Да

 

10

Была ли проведена ревизия при    
смене кассира

Нет

 

Да

Акт ревизии кассы

11

Назначена ли приказом       
руководителя организации    
комиссия для производства   
ревизии кассы

Нет

 

Да

Приказ о назначении     
комиссии по ревизии кассы

12

Соблюдались ли установленные сроки  внезапной ревизии кассы

Нет

 

Да

Акты внезапных      
ревизий кассы

1

2

3

4

13

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной   
ответственности

Нет

 

Да

Договоры о полной         
материальной   
ответственности с кассирами

14

Производит ли организация    
реализацию     
готовой  продукции,     
товаров, работ, услуг  населению за  наличные

Нет

 

Да

 

15

Имеются ли в организации    
ККМ

Нет

 

Да

Договоры о полной       
материальной   
ответственности с кассирами

16

Зарегистрированы ли ККМ в налоговых органах

Нет

 

Да

Карточки       
регистрации ККМ в          
налоговых органах

17

Имеет ли организация договор с  каким-либо центром технического обслуживания  и ремонта ККМ

Нет

 

Да

Договор с центром        
технического   
обслуживания   
и ремонта

18

Ведется ли в организации    
кассовая книга

Нет

 

Да

Кассовая книга

19

Получают ли сотрудники     
организации  деньги от сторонних

организаций по доверенности

Нет

 

Да

ККМ

20

Ведется ли журнал выданных       
доверенностей

Нет

 

Да

Журнал учета   
выданных       
доверенностей

21

Ведется ли журнал регистрации    
платежных  ведомостей

Нет

 

Да

Журнал регистрации    
платежных ведомостей

     

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

22

Имеется ли в организации    
список лиц, которым разрешено      
выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по    
организации

Нет

 

Да

Список лиц, которым        
разрешено выдавать       
деньги на хознужды

23

При выдаче денег на  хозяйственные  нужды устана-  
вливается ли  срок, на который они выдаются

Нет

 

Да

 

24

Составляет ли кассир реестр  
депонированных сумм

Нет

 

Да

 

25

Ведется ли в организации    
журнал учета  депонентов

Нет

 

Да

Журнал учета   
депонентов

       

1

2

3

4

26

На кого возложена обязанность    
ведения книги регистрации    
депонентов, картотеки      
депонентов

На кассира

 

На счетного    
работника

 

 

    До начала документальной  проверки целесообразно еще раз  оценить состояние внутреннего  контроля и системы учета банковский  операций, а уже потом решить, каким способом их проверить  – сплошным или выборочным.

Краткая экономическая характеристика объекта  исследования

     Предприятие  сферы материального производства ООО «Лавоком», создано в мае 2001года. Деятельность предприятие осуществляет на арендованных площадях. Договор аренды имеет долгосрочный характер. Предприятие имеет собственные основные средства, позволяющие ему осуществлять уставную деятельность. Современное оборудование производства Германии и Швейцарии разрешает предприятию производить печать высокого качества и разнообразного ассортимента продукции. Основным видом деятельности предприятия является разработка дизайна и изготовление упаковки для кондитерской продукции. Основным сырьем, используемым в производстве, является картон различных производителей, как отечественного, так и зарубежного. Среднесписочная численность сотрудников за 2008 год составила 33 человека. Все сотрудники предприятия являются высококвалифицированными специалистами в области полиграфии.

     Реализация  готовой продукции покупателям  осуществляется в рамках договоров  и заявок, составляемых на каждый  месяц. В соответствии с этими  заявками отделом снабжения осуществляются  расчеты необходимого сырья и  вспомогательных материалов, необходимых  для производства продукции. Вся  деятельность предприятия подлежит  планированию – ежесменному,  суточному, недельному, месячному  и т.д. В связи с тем, что  как показывает практика, производство  конфет имеет сезонный характер, предприятию приходиться это  также учитывать при планировании  производства. И своевременно привлекать  коммерческие заказы, для того  чтобы обеспечить непрерывность  работы предприятия. Поэтому планирование  движения денежных средств имеет  важное значения для данного  предприятия. Предприятие имеет  репутацию платежеспособного клиента  и поэтому имеет во многих  фирмах – поставщиках сырья  значительные суммы кредитных  линий, что позволяет осуществлять  производство в кредит. Предприятие  предпочитает осуществлять расчеты  в порядке безналичных расчетов  и имеет для осуществления  этих расчетов два расчетных  счета: в КРАБ «Новосибирсквнешторгбанк» и Новосибирском филиале Банка Москвы (Приложение 1). Валютного и других счетов в банке предприятие не имеет. Если в 2008 и частично в 2009 году предприятие осуществляло прием наличных денежных средств в кассу от покупателей продукции, то с принятием Указаний Центрального Банка от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» было принято решение о принятии оплаты за поставленную готовую продукцию в порядке безналичных расчетов.

     Штат бухгалтерии  составляет 4 человека: главный бухгалтер,  бухгалтер, бухгалтер-кассир и  экономист. Бухгалтерский учет  ведется автоматизированным способом  с использованием бухгалтерской  программы «БЭСТ-4».

     Для того, чтобы иметь представление о финансовом состоянии предприятия воспользуемся данными, отраженными в форме за 2008 и 2009 год

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика финансовых результатов деятельности ООО «Лавоком» за  2008-2009 года

Показатели

2008

2009

Выручка от реализации готовой продукции, руб.

3 058 636

47 960 738

Себестоимость проданной готовой  продукции, руб.

3 052 957

45 443 123

Доля себестоимости в выручке, %

99,8

94,8

Прибыль от продаж, руб.

5 679

2 517 615

Рентабельность продаж, %

0,19

5,54

Прочие операционные доходы, руб.

0

89 633

Прочие операционные расходы, руб.

8 963

377 454

Внереализационные доходы, руб.

0

111 883

Внереализационные расходы, руб.

0

18 795

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.

- 3 284

2 322 822

Налог на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи, руб.

 

0

 

311 441

Прибыль (убыток) от обычной деятельности, руб.

 

- 3 284

 

2 011 441

Чрезвычайные доходы, руб.

0

0

Чрезвычайные расходы, руб.

0

0

Чистая прибыль, руб.

- 3 284

2 011 441


 

     Из приведенных данных видно, что в 2009 году значительно увеличилась рентабельность продаж с 0.19 % до 5.54 %. Убыток, полученный в 2008 году, связан с отсутствием деятельности. Операционные доходы 2009 года представляют собой выручку, полученную от реализации отходов производства (макулатура). К операционным расходов в 2009 году отнесены: целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налог на имущество, расходы по оплате услуг кредитных организаций, себестоимость реализованной макулатуры, налог на рекламу.

     Внереализационные доходы, полученные в 2009 году, представляют собой положительные суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии заключенными договорами, в рублях, в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты.

     Внереализационные расходы отрицательные суммовые разницы.

     Внереализационные доходы и расходы связаны с приобретением запасных частей для печатного оборудования у немецкого производителя. Счета предъявляются поставщиком в евро. Расчеты осуществляются в рублях по курсу Центрального Банка

 

 

 

2.2Аудит денежных средств на расчетном счете и других счетах

     Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

       Аудиторская  проверка операций по счетам  в банке начинается с того, что аудитор знакомится со  сведениями о рублевых счетах  и счетах в иностранной валюте  в банках. При этом он устанавливает  количество и номера счетов, открытых  в банках; наименования банков. Эти  данные нужны для проверки  наличия банковских выписок по  всем счетам и регистров синтетического  учета по каждому счету.

     Затем аудитор  определяет юридические основы  взаимоотношений организации и  банка, проверяет соответствие  договора банковского счета (договора  на банковское обслуживание) нормам  Гражданского кодекса Российской  Федерации.

     Проверка документального  оформления операций по счетам  в банке. Операции по зачислению  и списанию денежных средств  со счетов в банке оформляют  первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с приложенными  утвержденными банком формами  расчетно - платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование - поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

- первичные документы,  прилагаемые к расчетным банковским  документам и обосновывающие  правомерность совершаемых операций.

     Аудитор проверяет  правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку  документов и проверку на законность  совершаемых по банковским счетам  хозяйственных операций.

      Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

     Операции по  счетам в банке могут быть  приостановлены согласно ст.76 Налогового  кодекса Российской Федерации  для обеспечения решения о  взыскании налога или сбора.  Указанное ограничение не распространяется  на платежи, очередность исполнения  которых в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  предшествует исполнению обязанности  по уплате налогов. Приостановление  операций по счетам действует  с момента получения банком  решения налогового органа о  приостановлении таких операций  и до отмены этого решения.

     Для подтверждения  достоверности бухгалтерской отчетности  нужно проверить соответствие  ее показателей данным синтетического  и аналитического учета и выпискам  банка. 

     Данная процедура  проверки оформляется рабочими  документами аудитора.   При  выявлении расхождений необходимо  показать сумму отклонений и  выявить их причины.

     Таким образом,  в ходе аудита операций по  счетам в банке осуществляются  следующие процедуры:

  • проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
  • проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
  • арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
  • проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

     Проверка полноты  и правильности синтетического  учета операций по расчетному  счету проводится по каждому  счету, открытому в банке. В  первую очередь аудитору необходимо  ознакомиться с классификатором  типовых бухгалтерских записей  по банковским операциям, связанным  с расчетным счетом. Это позволит  выявить наиболее часто встречающиеся  операции и проверить правильность  корреспонденции счетов. Если в  организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно  получить, воспользовавшись корреспонденцией  счетов, указанной в Главной книге.  Особое внимание следует обратить  на корреспонденцию счетов по  записям, не типичным для организации.

Информация о работе Роль аудита движения денежных средств в успешном функционировании организации